Лучший педагог года

Конспект НОД «Путешествие по Республике Башкортостан»

Иванова Ольга
Конспект НОД «Путешествие по Республике Башкортостан»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему:

«Путешествие по Башкортостану».

Образовательная область «Познавательное развитие».

Программное содержание: Обогащать знание детей посредствам их ознакомления с водными ресурсами родного края. Закрепить знания детей о горном ландшафте и богатстве лесов нашей республики. Формировать патриотические чувства и чувства гражданственности через привитие любви к родному краю, бережному отношению к природе.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие по Республике Башкортостан“» размещена в разделах

Материал и оборудование: макет плана-маршрута, макет (гора, река, домики, кукла Айгуль, карта РБ (нарисованная, карты РБ (детские, картинки деревьев, картинки птиц, елка искусственная, баночки по 2 шт. на стол (с водой, с мелом, карандаши цветные, стаканчики, диск с башкирской музыкой, ноутбук.

Предварительная работа: знакомство с горным ландшафтом РБ; знакомство с деревьями, животными, птицами РБ; знакомство с картой РБ; работа по индивидуальным картам; знакомство с легендой «О происхождении Уральских гор».

Ход занятия:

(Звучит башкирская музыка.)

Воспитатель читает стихотворение М. Карима «О березовом листочке».

О березовом листочке.

Взгляни на глобус.

Вот он - шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной

Всего лишь на всего

Не больше

Обыкновенного листка,

Береза же – великая Россия-

Так зелена, так высока!

Веками тот листок

Сорвать с березы

Пытались и огонь,

И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки с самого утра.

Но зеленел листок

Среди ветвей, питался соком

Матери своей

Но, бури и ветра

Преодолев,

Крепчает листьев

Радостный напев.

Воспитатель: О чем это стихотворение? А как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Дети: Мы будем говорить о Башкортостане.

Воспитатель: Что вы знаете о нашей республике?

Дети: Мы знаем про леса, горы, наш город.

Воспитатель: Мы сегодня с вами станем исследователями и отправимся в путешествие, чтобы продолжить наше знакомство с нашей республикой. Нам еще многое предстоит узнать. Ребята, а сейчас подойдите все к столу (дети встают вокруг стола).

Воспитатель: Перед нами находится план – маршрута нашего путешествия. Мы будем продвигаться, делая остановки. А кукла Айгуль будет показывать нам путь.

(Перед детьми на стене макет маршрута, и кукла Айгуль. На доске висит карта РБ – нарисованная).

Воспитатель: Итак, отправляемся в путь. Айгуль подошла к лесу, зеленым золотом называют наши леса. Покажите на карте, где находятся леса. (Ребенок показывает.)

Воспитатель: Какими деревьями богат наш Башкортостан? Надо показать на карте и назвать их. (За другим столом лежат картинки деревьев, дети выбирают и называют).

Воспитатель: Ребята, какие животные обитают в наших лесах?

Дети: Волк, лиса, заяц, медведь, белка, еж, лось, кабан.

Воспитатель: Каких птиц можно увидеть в Башкортостане? Покажите на картинке и назовите. Подойдите к елочке, где находятся птицы. (Ответы детей.)

Воспитатель: Дети, скажите, что дает человеку лес? (Ответы детей.)

Воспитатель: Что дома сделано из дерева? (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Все правильно. Фабрики выпускают для нас мебель. Деревоперерабатывающие заводы готовят бумагу и отправляют в типографию. А может ли человек обойтись без леса? Почему? (Ответы детей.)

Дети: Человек не может обойтись без леса. Мы дышим воздухом, который дает нам лес.

Воспитатель: Чем богаты леса?

Дети: В лесу растут ягоды, грибы, лекарственные травы, живут животные, птицы.

Воспитатель: Дети, а мы должны беречь леса? Как человек должен заботиться о лесе, вести себя в лесу?

Дети: Надо сажать больше деревьев. Нельзя шуметь в лесу, ломать ветки, рвать цветы, грибы, кидать мусор, разорять гнезда, муравейники.

Воспитатель: Ребята, вы очень внимательные к природе, исследователи. И понимаете, что лес надо беречь, а также бережно относится к книгам, мебели.

А теперь пройдем к столу и сядем. (Дети садятся).

Воспитатель: Отправляемся дальше. Айгуль привела нас к горе. (Воспитатель передвигает куклу).

Воспитатель: Неповторима красота природы Башкортостана. Здесь есть и густой таежный лес, и степи, и высокие горы. Какие горы знаете вы? Кто может показать их на карте. (Ребенок показывает, дети называют.)

Дети: Уральские горы, Ямантау, Янгантау, Иремель.

Воспитатель: Кто может вспомнить и рассказать легенду об Уральских горах?

Ребенок коротко рассказывает легенду «Как возникла Луна и Уральские горы».

«Давным-давно на небе было два солнца. И эти два солнца беспрерывно и неустанно озаряли лик земли. И сильно страдали от этого люди. Не в силах спать от постоянного света. И сказал тогда один бай: «Кто сможет сбить выстрелом одно из двух солнц, получит в жены мою дочь, кроме дочери дам еще богатства». Весть эту разослали повсюду, куда письмо дойдет и лошадь доскачет.

После этого стали собираться мелкие стрелки – мэргэны. Многие пытались стрелять в небеса, но не могли нанести солнцам никого ущерба. И каждого неудачливого стрелка бай отправлял обратно домой со словами: «Кому нужна такая ваша меткость?» Одним из последних приехал батыр по имени Урал, чтобы свою сноровку попробовать. Взял он свой лук, натянул тетиву- все вокруг так и зазвенело, и загудело. Стрела попала прямо в одно из солнц, пробило его насквозь, развалив его на две части и полетело дальше. «Ай! Ай!» - только и крикнул весь народ. Одна половинка солнца осталось висеть на небе, другая упала на землю и потом превратилась в большую гору, богатую всякими сокровищами. Расколовшись надвое, солнце потеряло свой блеск. После этого люди привыкли спать по ночам в темноте, а при дневном свете трудиться. Ввиду того, что люди на земле при разделе солнца стали кричать «Ай», одну часть расколотого солнца стали называть «Ай». Гору, которая образовалась из второй половины, в честь Урала батыра стали называть Уральскими.

Воспитатель: Чем богаты горы Башкортостана? Какими полезными ископаемыми?

Дети: Наши горы богаты нефтью, рудой, глиной, каменным углем, гранитом, мелом.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Богаты и щедры наши горы. И вы как исследователи очень старались, показали свои знания.

Артур, прочти стихотворения Салавата Юлаева «Ай, Урал, ты мой Урал»

Ай, Урал, ты мой Урал,

Великан седой – Урал!

Головой под облака

Поднялся ты мой Урал!

Моя песня о тебе,

О любви моей к тебе.

Вмести с полною рукой

Серебром одет Урал,

Вмести с утренней росой

Золотом блестит Урал.

По бокам твоим, Урал

Встали темные леса,

А у ног твоих Урал,

Степь - зеленая краса.

Воспитатель: Молодец, Артур. Ребята вы обратили внимание, с какой любовью к родному краю он прочитал стихотворение. Отдохнем немного. Выходите из-за столов. Превратимся в деревья. А Софья будет водящей. Все вместе:

Ветки качаются раз, ветки качаются два,

Ветки качаются три, а ну-ка, деревья, замри!

(Дети принимают неподвижную позу, чтобы можно было узнать, что это за дерево. Руки высоко тянутся, ноги вместе – это тополь; руки изогнуты в локтях, опущены вниз, голова опущена – это ива; руки широко расставлены и направлены в верх, ноги расставлены – это дуб и т. п.). Водящий выбирает ребенка, который удачнее всех изобразил то или иное дерево и угадывает, какое это дерево.)

Воспитатель: Отдохнули, превращаемся обратно в детей. Садимся на места.

Айгуль идет дальше. Куда же она пришла?

Дети: Это река.

Воспитатель: А вы знаете, что-нибудь про реки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а хотелось бы узнать?

Дети: Да.

Воспитатель: Послушайте отрывок из рассказа Гузель Галиевой о самой большой реке Башкортостана. Подойдите к макету. (Воспитатель рассказывает и показывает на макете).

Воспитатель: Как называется самая большая река Башкортостана?

Дети: Белая.

Воспитатель: Почему ее назвали Белая? В переводе с башкирского языка река Белая переводится Агидель. «Ак» – это белая, «идель» – это река. Давайте с помощью опыта определим, как образовалась Агидель. Представьте себе, что в стакане обыкновенная речная вода. А в другом стакане - мел. Налейте воду в стакан с мелом (дети выполняют). Какая вода получилась?

Дети: Белая.

Воспитатель: Вот так берет свое начало река Белая. Родники из под земли проходят через меловые залежи, и выходит на поверхность белого цвета. Так как называется река Белая?

Дети: Агидель

Воспитатель: Почему ее так назвали Белая?

Дети: Потому, что в земле находится мел. Он предает белый цвет.

Воспитатель: К этой реке присоединяется много речушек и ручейков. Потому про нее говорят, что она полноводная. (Индивидуальный опрос детей).

Воспитатель: Сегодня мы с вами, ребята, узнали о самой большой полноводной и главной реке Башкортостана – Агидель. Но мы исследователи, и все новые знания заносим на карту нашей республики. Как вы думаете, чем мы можем дополнить наши карты?

Дети: Отметить реку.

Воспитатель: Конечно. Ребята, вы знаете, где берет начало река Агидель? Агидель берет начало на горе Иремель.

Воспитатель: Кто сможет показать это на карте? (ребенок показывает на большой карте).

Воспитатель: Агидель берет начало с горы Иремель, спускается в лесную зону. Становится шире, как вы думаете почему?

Дети: Потому что присоединились еще ручейки.

Воспитатель: Она протекает почти через весь Башкортостан и выходит за ее пределы. Вот почему ее назвали самой большой. В Башкортостане еще много рек, с которыми мы познакомимся позже (воспитатель показывает и объясняет).

Воспитатель: Дорогие исследователи приступайте к работе над своими картами. (Дети работают самостоятельно).

Воспитатель: Дети, где мы сегодня останавливались? О чем говорили?

Дети: Мы говорили про леса, горы, реку.

Воспитатель: А с чем вы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с самой большой рекой Башкортостана.

Воспитатель: Ребята, а с чем бы вам еще хотелось еще познакомиться?

(ответы детей)

Воспитатель: Башкортостан – это наша Родина. И мы должны беречь и любить свой край. И об этом Александра прочитает стихотворение.

Башкортостан.

З. Кульбеков

Башкортостан – чудесная земля!

Кругом сады, зеленые поля.

На зорьке тихо, солнце ясное

Как белый лебедь, Агидель плывет.

Башкортостан родная сторона,

Солнцем и добром она полна.

Клокочет кровь земли в твоей груди,

Летят составы нефти и руды.

Стоит скалой моя республика всегда

На страже мира, счастья и труда!

Башкортостан – родная сторона,

Солнцем и добром она полна.

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Цвети, мой Башкортостан!» Сценарий праздника, ко дню Республики Башкортостан «Цвети, мой Башкортостан!» Цели: расширение представления детей о Республике Башкортостан,.

«Профилактика детского — дорожно — транспортного травматизма среди детей в Республике Адыгея» И. П. Анистратенко МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок» Самое дорогое у человека – это жизнь. Н. А. Островский Встал малыш на ноги – он.

Этнокультурные и межконфессиональные отношения в Республике Крым Тема моего выступления. «В единстве наша сила». «… во все лучшие периоды человеческой истории возрождение и расцвет создавались там, где.

Фотоотчет экскурсии детей на Пожарно-техническую выставку при Главном управлении МЧС России по Республике КарелииФотоотчет экскурсии детей на Пожарно-техническую выставку при Главном управлении МЧС России по Республике Карелии октября мы с детьми подготовительной группы побывали на очень увлекательной и очень познавательной экскурсии в Музее пожарной части орода.

Конспект ООД по познанию в старшей группе «Башкортостан — мой край родной» Цель: познакомить детей с праздником День республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана. Активизировать.

Сценарий праздника «Моя Родина — Башкортостан!» Ход непосредственно-образовательной деятельности: «Откуда родом ты?» - меня спросили, И я ответил гордо: «Из России, А если говорить точней.

Фоторепортаж «Моя Родина — Башкортостан»Фоторепортаж «Моя Родина — Башкортостан» У меня, давно было желание, написать статью, где я родилась. Каждому, кто любит путешествовать и обожает красивые и неприкосновенны пейзажи.

ОД «Символика Республики Башкортостан» Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка. Интегрированные задачи: - закрепить знания.

Презентация «Республика Башкортостан» Автор презентации: Латипова Ленара Идрисовна, 8 класс. МОБУ ООШ д. Шабаево Бураевского района РБ. Руководитель: Ахметшина И. Р. Эпос «Урал-батыр».

Сценарий развлечения «Родной Башкортостан» Ведущий: Здравствуйте, дети! Мы живем в чудесной стране, которая называется … Дети: Россия! Ведущий: А как называется наша республика?.

Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие по Республике Башкортостан»
Опубликовано: 7 декабря 2017 в 18:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД