Елена Бышева
Конспект НОД по ФЭМП с элементами экспериментирования «Путешествие в страну сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
МКУ «ЦИМОМОУ»
Лямбирского муниципального района РМ
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
КОНСПЕКТ
открытого занятия РМО
педагогов Лямбирского района
на тему:
«Организация непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических познаний с элементами экспериментирования»
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК»
Составила и провела:
воспитатель
логопедической группы
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП с элементами экспериментирования „Путешествие в страну сказок“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Бышева Е. В.
Февраль 2012 г.
Цель. Развитие математических способностей у детей, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто оказался в трудной ситуации.
Задачи. Формировать представления детей о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом;
систематизировать представления детей о соли и ее свойствах (белая, без ярко выраженного запаха, в воле растворяется, ее можно получить путем выпаривания); формировать умение ставить проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, комментировать, прогнозировать результаты опытов; развивать представление об условной мерке, закреплять знания о временах года, зимних месяцах, днях недели, развивать логическое мышление, творческое воображение, познавательный интерес.
Оборудование. Материал для проведения экспериментов : стаканчики, вода, магнит, металлические предметы, соль, спиртовка, колба, схемы проведения опытов, игра «Назови пропущенную цифру», ширма, колодец, печка, куклы – лягушка, Василиса Премудрая, Незнайка, Емеля, фонограмма с записью кваканья лягушек, музыки (во время рисования)
Интеграция областей.
Познание. ФЭМП
Чтение художественной литературы
Социализация
Коммуникация
Музыка
Предварительная работа.
Проведение опытов, чтение художественной и познавательной литературы, изготовление альбома «Я – исследователь»
Воспитатель: Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Ребята, а вы бы хотели побывать в сказках?
(ответы детей)
Тогда я предлагаю вам отправиться вместе в сказочное путешествие, к тому же сегодня я получила письмо от Красной Шапочки, она просит нас помочь ей, вот послушайте, пожалуйста.
Письмо от Красной Шапочки: «Дорогие ребята, я пошла навещать свою любимую бабушку, а по дороге мне встретился злой волк. Я переживаю за свою бабушку и хочу добраться до нее как можно быстрее, но не знаю по какой дорожке мне нужно идти, очень надеюсь на вас, помогите!»
Воспитатель: Ну что, ребята, не боитесь, ведь там нас ждут приключения, волшебные превращения, трудные задания.
(ответы детей)
Ребята, но попасть в страну сказок мы сможем в том случае, если правильно ответим на следующие вопросы.
*Сколько пальцев на одной руке?
*Сколько углов у треугольника?
*Сколько раз в году бывает день рождения?
*Сколько носов у трех котов?
*Сколько ушей у двух мышей?
*Как назвать одним словом (треугольник, квадрат, овал, прямоугольник?
А поможет нам в пути дружба.
Итак, 1, 2, 3 –дружба в сказку нас веди!
(звучит музыкальный инструмент - треугольник)
Посмотрите, на кочках написаны цифры, но они растут не по порядку. Нам нужно идти по кочкам, считая по порядку от 1 до 10.
Дети выполняют задание и останавливаются около озера (тазик с водой) с лягушкой.
Сказка «Царевна-лягушка»
Воспитатель: Посмотрите, какая грустная Царевна-лягушка нас здесь встречает.
Она никак не может превратиться в царевну, потому что вода в озере мёртвая. Баба Яга подсказала ей, что если вода в озере станет живая, то она превратится в царевну. И даже подарила ей кувшин с живой водой. Но секрет в том, что нужно отлить из этого кувшина в озеро всего лишь 3 литра воды. А как отмерить эти 3 литра, никто не знает. Поможем лягушке? Тогда расскажите ей, как можно отмерить воду.
Дети рассказывают, что количество воды измеряется литрами – для этого используют мерный стакан.
Воспитатель: ребята, а как нам не сбиться со счёта, не забыть, сколько литров мы уже налили.
Дети: откладывать по одной фишке на каждый литр воды.
(Дети с воспитателем отмеряют 3 литра воды с помощью мерного стакана, при работе пользуются условными метками (3 фишки).)
(Лягушка превращается в царевну.)
Сказка «По щучьему велению…»
Воспитатель.
Этот сказочный герой
Поймал в проруби зимой
Рыбу говорящую.
Стоит лишь сказать слова.
Происходят чудеса:
Вёдра воду носят,
Сани дрова возят,
Сам герой на печи
К царю в гости ездит
Кто это? (Емеля).
Ребята, давайте его позовём.
(Дети зовут, воспитатель одевает перчаточную куклу Емелю.)
Емеля. Кто это меня зовёт, летом отдыхать мешает?
Воспитатель. Да какое же сейчас лето?
Емеля. Как какое лето? Трещит мороз, все на санках катаются.
Воспитатель. Емеля, ты все времена года перепутал. Ребята, давайте расскажем Емеле, сколько всего времен года
(Дети рассказывают, сколько всего времен года)
Воспитатель. Емеля, ребята знают зимние месяцы, вот послушай.
(декабрь, январь, февраль)
Воспитатель. Емеля, а еще ребятки знают все дни недели.
( Вопросы воспитателя: Сколько всего дней в неделе? Сколько выходных (рабочих) дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какой день первый, третий ….? Какой день сегодня? А вчера? А позавчера? А завтра? Послезавтра?.)
Емеля. Да неужто вы умнее меня? Я сейчас это проверю.
Игра «Назови пропущенную цифру»
Дети прощаются с Емелей и идут дальше.
Сказка «Теремок»
Стучат, но там никого нет.
Воспитатель. В этом теремке живут мышка, зайчик, медведь, лиса. Но они поссорились, так как не смогли решить, кому достанется одно яблоко – каждый хотел его съесть.
(Воспитатель предлагает подумать, как быть в этой ситуации.)
Дети говорят, что яблоко нужно разделить на всех, разрезав его ножом. Воспитатель режет яблоко пополам. Выясняет с детьми, что получилось две половины, а что бы было 4 нужно разрезать ещё раз каждую половину. Воспитатель разрезает, дети пересчитывают.
(На фланелеграфе - одно целое яблоко, 2 половинки, 4 половинки. Выяснить, что больше или часть яблока, а что меньше)
«Василиса прекрасная»
Ой, ребята, смотрите, колодец. Это мы попали в сказку «Василиса прекасная». Здесь письмо. Давайте посмотрим от кого.
Это письмо от Ивана-царевича:
«Мою невесту Василису похитил и держит в темнице морской царь. Я хочу ее вызволить, но для этого нужен меч - кладинец, который хранится на дне глубокого колодца. Я не знаю, как достать оружие. Дайте мне совет»
Воспитатель.
• Ребята, как помочь Ивану-царевичу?
(Дети выдвигают возможные гипотезы).
• Ребята, а из какого материала меч? Какой он? (железный, медный, золотой, серебряный, алюминиевый).
• Какими способами можно осуществить это действие (достать оружие?
(Дети приходят к мнению, что достать меч можно с помощью магнита).
• Как с помощью небольшого магнита достать до дна глубокого колодца?
(Привязать веревку к магниту и осторожно опустить в колодец).
• Какой магнит использовать лучше всего? (обговаривается размер)
(Эксперимент : достать с помощью магнита металлический предмет.)
Итог: выложим наш ответ Иванушке с помощью схемы.
Сказка «Незнайка в Цветочном городе»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, в какую сказку мы попали? Правильно, мы в Цветочном городе, а вот и Незнайка.
Незнайка (кукла за ширмой)
«В Цветочном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.
Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему?»
(дети выдвигают гипотезы).
Эксперимент : возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.
• Что вы заметили? (соль исчезла)
• Значит, в воде ее нет? (ответы)
• Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)
• Какой вывод можно сделать?
(Соль осталась, не исчезла, она растворилась)
• Как вы думаете, что получится, если нагреть соленую воду?
(«вода будет кипеть», «нагреваться», «появится соль», «ничего не изменится»)
Давайте проверим опытным путем.
Эксперимент : проводит педагог. Необходима спиртовка и пробирка с соленой водой. Нагревают эту воду. В результате опыта на стенках пробирки появляется белый налет. Что это такое?
(соль)
Итак, с помощью карточек-схем сделаем вывод:
Соль белая, она состоит из кристаллов, не имеет запаха, на вкус соль соленая, растворяется в воде, но не исчезает, ее можно получить снова (если кипятить)
Незнайка благодарит и уходит.
Сказка «Красная шапочка»
За ширмой появляется кукла Красная шапочка
«Дорогие мои друзья, я рада вас видеть, вы поможете мне выбрать самую короткую дорожку?»
(Измерение длины дорожек разного цвета)
Красная шапочка. Спасибо большое, я хотела подарить бабушке красивый букет, но времени совсем мало, нужно спешить.
Воспитатель. Красная шапочка, остановись на минутку, детки помогут собрать букет для твоей бабушки.
Продуктивная деятельность – рисование «Букет для бабушки» (нетрадиционное рисование – примакивание мятой бумагой)
(дети дарят букет Красной Шапочке)
Воспитатель. Вот какие вы дружные да умелые, поэтому и смогли справиться со всеми заданиями в сказочной стране. Надеюсь, что и в жизни вы всегда будете всем помогать.
А что было особенно интересным в этом путешествии? Что было выполнить трудно? А что удалось легко?
Ребятки, посмотрите, а что это за мешочек? Да это подарки для вас от жителей сказочной страны в благодарность за вашу помощь.
Литература
Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, Т. А. Березина, З. А. Михайлова и др. «Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г
О. В Дыбина. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр, Москва, 2001г.
О. В Дыбина. Ребенок и окружающий мир. Издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2005г.