Юлия Сергеевна Скицкая
Конспект НОД «Путешествие в страну здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной - образовательной деятельности по приобщению детей к здоровому образу жизни в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в страну здоровья"
Интеграция (НОД) : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».
Цель: Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с устройством тела человека.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в страну здоровья“» размещена в разделах
Уточнить знания детей о понятиях «здоровье», «болезнь» и «причины болезни».
Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания.
Расширить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия.
Закрепить знания об овощах и фруктах, их цветах.
Знакомить детей с тем, как витамины влияют на организм человека.
Развивающие: развивать воображение, творческие способности, индивидуальное самовыражение детей, связную речь, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику.
Совершенствовать подвижность артикуляционной моторики, формировать навыки правильного рационального дыхания.
Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.
Материал: письмо от Волшебницы; плащ и головной убор для Волшебницы, иллюстративный материал - плакат «Строение тела человека», мяч. Для показа опыта: стаканчики с водой и трубочки по количеству детей. Для рисования на манке – дощечки, манка, разноцветная фасоль; муляжи полезных и неполезных продуктов; корзина; предметы: полотенце, карандаши, кисточка, носовой платок, зубная щетка, книга, расческа, игрушки, краски; «Азбука здоровья».
Предварительная работа: Рассматривание анатомического атласа. Беседы «Чтобы стать здоровым», «Изучаем свой организм», «Микробы и вирусы», «Витамины и здоровый организм», Презентация «Витамины».
Дидактические игры: «Угадай настроение», «Собери человечка», «Полезно - неполезно».
Чтение справочной литературы. К. Зайцев «Уроки здоровья».
Загадывание и разгадывание загадок о продуктах питания.
Разучивание пальчиковых игр, точечного массажа по методике А. А. Уманской.
Ход непосредственной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!
(Дети стоят вокруг воспитателя)
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, ушки! Дерг-дерг-дерг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, гости.
Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»? (ответы детей). Когда мы его произносим, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что у человека самое дорогое на свете?
Дети: наше здоровье.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, есть на свете страна Здоровья. В этой стране живут здоровые и жизнерадостные жители, а самую главную из них зовут Волшебница здоровья. Я получила от неё письмо: «Дорогие ребята! Я узнала, что вы очень многое знаете про свое здоровье, о том, как надо его беречь и укреплять. А не хотите ли вы поделиться с нами своими знаниями?»
Ответы детей - хотим.
Воспитатель: Ну, тогда нам надо попасть в эту страну Здоровья. Я вам предлагаю стать воздушными шариками. (звучит музыка)
Упражнение на дыхание:
Воспитатель: Вдохнули носом глубоко, выдох через рот, надуваем шарик, не торопитесь. Дышим и представляем себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Мини - этюд «Воздушные шарики».
(Дети, выполняя упражнение, «превращаются» в воздушных шариков и разлетаются в разные стороны).
Воспитатель: полетели легкие, разноцветные шарики, разлетелись кто куда в разные стороны, ветер то сильнее, то тише, шарики летят то быстрее, то медленнее. Остановились, закрыли глаза. (В это время воспитатель переодевается в костюм Волшебницы).
Воспитатель: «Раз, два, три - вот опять ребята мы».
Воспитатель: Ребята, вот вы и попали в страну Здоровья.
Я очень рада вас видеть. Я Волшебница Здоровья. Сегодня мы с вами составим «Азбуку здоровья». После каждого задания мы будем заполнять ее.
Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье и что такое болезнь и как нужно заботиться о себе? (ответы детей).
Игра с мячом «Болезнь - здоровье»
(Дети стоят по кругу)
Воспитатель: Я буду называть, как выглядят части тела у здорового человека, а вы должны поймать мяч и ответить, как они выглядят у человека, который болен:
Глаза у здорового человека веселые, а у больного человека.
Дети отвечают - грустные,
Голос звонкий, а у больного человека?
(дети – тихий,
Нос сухой, а больного человека?
(дети – мокрый,
Глаза счастливые, а у больного человека?
(дети – несчастные,
Настроение хорошее, а когда человек болен?
(дети - плохое).
Здоровый человек двигается быстро, а больной?
(дети – медленно).
Здоровый человек сильный, а больной?
(дети – слабый).
Воспитатель: Вот мы можем вставить первый лист в нашу «Азбуку здоровья».
Воспитатель: Скажите, кто из вас болел в этом году? А знаете ли вы, почему это произошло? Правильно. В ваш организм попали микробы.
Воспитатель: Ребята, как могут попасть микробы в наш организм?
Ответы детей: через грязные руки, по воздуху при кашле.
Воспитатель: Как можно бороться с микробами?
Ответы детей: мыть руки.
Воспитатель: Как часто надо мыть руки? (ответы детей).
Воспитатель: Какими предметами и вещами можно пользоваться всем вместе, а какими только одному? Давайте проверим.
Воспитатель вызывает ребенка и спрашивает:
- Можно ли пользоваться этим предметом всем вместе?
Игра «Можно - нельзя».
(Дети берут со стола предмет и рассказывают можно пользоваться этим предметом всем вместе или только одному человеку).
Предметы: Полотенце, карандаши, кисточка, носовой платок, зубная щетка, книга, расческа, игрушки, краски.
Воспитатель: Ребята, не всеми вещами можно пользоваться всем вместе, есть вещи, которыми человек пользуется один - это личные вещи.
Воспитатель: Теперь мы можем вставить второй лист в нашу «Азбуку здоровья».
Воспитатель: Ребята, какое волшебное заклинание мы знаем?
Ответы детей: «От простой воды и мыла у микробов тает сила»
Воспитатель: Молодцы, правильно! Бороться с микробами и болезнями нам помогают целебные звуки. Какие? Сейчас я вам покажу!
Если у нас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню. Давайте приложим руку к горлу и произнесем з-з-з (дети выполняют упражнение).
Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками, приложите ладонь к груди, произносим ж-ж-ж.
А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн, произносим с-с-с.
Воспитатель: Ребята, как можно помочь своему организму стать крепким и здоровым?
Ответы детей - заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Совершенно верно. А мы еще умеем делать точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.
(Дети выполняют комплекс точечного массаж по А. А. Уманской).
«Улитка»
Сначала мы выполним упражнение для носа.
«От крылечка до калитки три часа ползли улитки, три часа ползли подружки, на себе таща избушки». (Указательными пальцами к крыльям носа выполняем круговые движения, при этом нажимаем плавно).
А теперь выполним массаж ушных раковин.
«Чтобы уши не болели, разотрем мы их скорее» (поглаживаем уши кончиками пальцев сверху вниз).
«Вот сгибаем, разгибаем и опять все повторяем» (сгибают уши).
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как вы умеете делать зарядку.
Музыкальная зарядка «Зайцы стали по порядку»
Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь мы можем вставить третий лист в нашу «Азбуку здоровья».
Воспитатель: а знаете ли вы, из каких частей состоит тело человека?
(попросить показать ребенка на плакате части тела человека)
Воспитатель: А знаете ли вы, что умеет делать ваше тело?
Ответы детей - дышать, говорить, есть, пить, видеть, двигаться.
Воспитатель: да ребята и помогают ему в этом наши помощники, которые мы видим - руки, глаза, уши, ноги.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами проведем опыт. Для этого нам нужен стакан с водой и трубочка. Загляните внутрь этой трубочки. Что вы там видите? ( Дети: ничего) Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из трубочки беги. (Опускаем трубочку в воду и подуем в нее, из трубочки бегут пузырьки).
Воспитатель: Что за невидимка сидел в трубочке?
( Дети: Это воздух).
Воспитатель: Правильно, дети. А для чего нужен воздух?
(ребенок рассказывает стих)
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Воспитатель: А сейчас мы с вами сделаем дыхательное упражнение: «Заблудились в лесу». Нужно на выдохе сказать «а-у-у».
Воспитатель: Ребята, а какой должна быть наша пища.
Ответы детей: полезной.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Полезное - неполезное».
(Дети под музыку друг за другом подбегают к столу и находят полезный продукт и кладут его в корзину).
Капуста, конфеты, морковь, торт, помидор, чипсы, лимон, апельсин, перец, яйца, печенье, шоколадка, банан и др.
Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы детей)
Воспитатель: Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.
— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.
Воспитатель: Ну вот мы можем вставить четвертый лист в нашу «Азбуку здоровья».
- Кто из вас расскажет стихи о полезных продуктах.
(Дети читают стихи) :
1. В банане и йогурте,
В горстке малины-
Повсюду чудесные
Есть витамины.
Они берегут нас
От всяких болезней.
Чем больше их в пище,
Тем пища полезней.
2. Помни истину простую,-
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
3. Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку,
Черный хлеб полезен нам
И не только по утрам.
4. От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
5. Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней
Без болезней - лучше жить.
6. Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам изобразить на манке свой любимый овощ или фрукт (дети выбирают фасоль того цвета, какого цвета названный фрукт или овощ).
Рисование на манке «Мой любимый фрукт, овощ» (дети на дощечках с манкой пальчиком рисуют свой любимый фрукт или овощ и выкладывают по контуру фасоль).
Воспитатель: Теперь мы можем поместить последний лист в нашу «Азбуку здоровья».
Воспитатель:
Ребята, я вижу, что вы знаете очень много о своем здоровье, как его сохранить, как стать сильными, крепкими и здоровыми. За то я дарю вам подарок (корзинка с фруктами). Ну а теперь нам пора прощаться, очень жаль ребята мне с вами расставаться. Давайте снова превратимся в воздушные шарики и полетим обратно в детский сад. (звучит музыка). Вам нужно представить, что вы воздушные шары. Вы полетели в детский сад. Остановились, закрыли глаза. «Раз, два, три – вот опять ребята мы». Откройте глаза, вы снова в детском саду. Я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо. Ведь радостное настроение и улыбка помогают нашему здоровью.
Заключительная часть.
О чем было наше занятие? Где побывали? Что нового узнали? Что больше всего понравилось?