Жанна Тенищева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Сюжетный рассказ по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Cюжетный рассказ, по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Задачи:
- учить рассматривать картину
- учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать;
Учить составлять рассказ по картине, используя раннее приобретённые навыки построения сюжета
- самостоятельно придумывать события предшествующие и последующие по картине
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Сюжетный рассказ по картине В, М, Васнецова „Богатыри“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Васнецов В.М., художник
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- учить делить слова на слоги, производить звуковой анализ слова;
- формировать элементарные представления о твёрдом и мягком знаках.
Интеграция с другими областями:
“Чтение художественной литературы” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи.
“Познание” Развитие познавательно – исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.
“Социализация” Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Ход занятия:
1. Организация детей. Формулирование темы занятия
- Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места да послушайте. Собралися мы с вами на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы участвовали вы в беседе и всё внимательно слушали. Всё, что услышите, может вам пригодиться.
А начну я нашу беседу с поговорки "Славна богатырями земля русская".
- Попробуйте определить в ней главное слово… (богатыри)
- Именно о богатырях и пойдёт у нас сегодня речь.
2. Основная часть. Беседа. Актуализация знаний.
- Кто же такие богатыри (ответы детей)
-Какими словами можно заменить слово "богатырь"?
Богатырь- силач, борец, воин, храбрец
Воспитатель обобщает:
Сегодня мы поговорим о трёх богатырях, которых озобразил Виктор Михайлович Васнецов на картине "БОГАТЫРИ"
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ В, М, ВАСНЕЦОВА
Подвиги русских героев-богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.
- Кто изображён на картине художника Васнецова? (Три богатыря.)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец.)
- Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.)
- Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич.)
- Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.)
- Какими качествами обладал Алёша Попович? (Хитростью, смекалкой, дерзостью.)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)
- Главным другом богатырей был конь. Снаряжение на лошади называется упряжь. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)
- Можно ли богатырей назвать друзьями? Почему? (Богатыри защищали Русскую землю, берегли ее от врагов.)
-Я приглашаю вас войти в картину и представить, что очутились мы в широком поле. А поможет нам в этом музыка. Пока играет музыка оглядитесь, какая природа нас окружает, представьте какие звуки мы можем услышать в картине, какие запахи почувствовать. (Слушание произведения П. И. Чайковского)
- Расскажите, какое настроение вызвала у вас эта музыка? (тревожное, печальное, грустное.) .
ФИЗМИНУТКА.
дружно встанем- раз, два, три-
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и ещё, через левое плечо.
Буквой "Л" расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо-
Получается на славу!
(Дети садятся на места, занятие продолжается)
- Какие впечатления у вас вызвала картина "БОГАТЫРИ"? (ответы детей)
А теперь расскажите мне как вы думаете что может произошло как богатыри выехали в это поле, что может произойти после?
ЛЕКСИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ "СКАЖИ НАОБОРОТ" (игра с мячом)
Храбрый., Сильный., Быстый., Добрый., Умный., Высокий., Большой., Побеждать.
- А теперь, давайте вернёмся в наше время.
- Как вы считаете, есть богатыри в наше время? (ответы детей) .
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей)
- Где их можно встретить? (пожарные, пограничники, космонавты, врачи и т. д.)
- Днём и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других.
- Как и в старину, матушка- Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, зщитников Родины.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?
Дети: Можно рисовать в воздухе.
В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Б, О, ,Г, А, Т, Ы, Р,Ь правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках и проговаривают вслух.
В:
Давайте это слово разобьём на слоги
- Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ы, А).
- А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные)
.Выложить фишками.
В: я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).
Отгадайте: Белый камешек растаял,На доске следы оставил.
Д: Это мел.
В: Предлагаю разобрать это слово.
-Назови первый звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Назови второй звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Назови третий звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Какой по счету гласный звук?
- Какой по счету согласный мягкий?
- Какой по счету согласный твердый?
Знакомство с буквами “Ь”.и «Ъ»
В: Посмотрите к этому слову я прибавлю мягкий знак, Как теперь прозвучит это слово?
Д: Мель.
В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?
Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…
В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме.
Сколько букв в этом слове? А сколько звуков? Почему же букв больше, чем звуков?
Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук.
Давайте напишем эту букву:
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
(Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках).
Так же есть буква»Ъ» На мягкий пуфик надо сесть, чтоб бутерброд удобно есть. ?
Чем отличаются слова сесть и съесть? Объясните мне значение этих слов.
Давайте с вами напишем «Ъ»
7. Игра “Отгадай слово”.
Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:
СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ
В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?
Д: Добавить букву “ь”.
(Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)
С. ЕЛ, С. ЁМКА, ПОД. ЕЗД, ОБ…ЯВЛЕНИЕ.
(Дети дописывают Ъ знак и читают слова)
В:
- Что сегодня узнали нового?
- С какими буквами познакомились?
- Для чего они нужны?