Получи документы

Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»

Яна Кривошеина
Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»

Форма: НОД

Цель: учить пересказывать сказку с опорой на карты Проппа.

Задачи:

Образовательные

1. Закрепить знания о строении сказок, их характерных особенностях.

2. Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

3. Связная речь: учить связанно, последовательно и выразительно пересказывать сказку без пропусков и повторений с опорой на карту Проппа, используя слова и речевые обороты из текста.

4. Словарь и грамматика: систематизировать знания о способах словообразования.

Публикация «Конспект НОД „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа“» размещена в разделах

5. Звуковая культура речи: развивать артикуляционный аппарат (работа над сильным

продолжительным выдохом), закреплять умение регулировать силу голоса.

Развивающие

1. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.

2. Развивать память, внимание, мышление.

3. Развивать творчество и фантазию детей.

Воспитательные

1. Воспитывать любовь к сказкам.

2. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.

3. Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, воспитывать умение

дружно, согласованно работать в команде.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Методические приемы:

Наглядные (использование схем, иллюстраций, ТСО);

Словесные (напоминания, указания, чтение сказки, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Игровые (использование сюрпризных моментов, перевоплощения, двигательная активность детей);

Создание игровых и проблемных ситуаций (совместный поиск решения проблемной ситуации);

Поощрение, дифферинцированный анализ занятия.

Активизация словаря:

Дифференцированный подход: учет возрастных особенностей детей, создание оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, перестраивание содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников.

Предварительная работа с детьми:

Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним, знакомство с картами Проппа, подготовительные игры «Чудеса в решете»,»Волшебные слова», «Что в дороге пригодится?», «Узнай героя», «Что общего», «Четвертый лишний», «Решение сказочных задач», «Бюро находок», «Сказочный словарь»; фантазийные рисунки детей.

Материалы и оборудование: разрезные картинки «Сказочные средства передвижения», интерактивный стол, мультимедиапроектор, экран, мягкие модули, штурвал, карточки Проппа, мольберт, магниты, сундучок, перо жар-птицы, ковер, обруч.

Ход НОД.

1. Вводная часть.

(Дети проходят в зал, здороваются с гостями.)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие, вы хотите отправиться вместе со мной?

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: - Посмотрите, перед нами волшебные ворота. Пройти в них мы можем, вспомнив сказочные заклинания. Сейчас каждый из вас по очереди пройдет в эти ворота.

(Дети называя заклинания, проходят в обруч.)

«Сим-сим, откройся!», «Сизам закройся», «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!», «Избушка – избушка, на курьих ножках, встань к лесу задом, ко мне передом!», «Крибле – крабле – бумс!», «Эники-беники, метелки-веники…», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возращайся сделав круг», «Крекс, пекс,фекс!», «Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку…», «Колечко-колечко выйди на крылечко», «Без рук, без ног, скок-скок поскок, веретенце потрудись, пряжа лунная прядись».

2. Основная часть.

(Дети присаживаются на стульчики.)

Воспитатель: У всех сказок есть начало, середина и конец. А вы знаете как начинаются все сказки?

Ответы детей (Жили-были. В некотором царстве. В стародавние годы. В некотором королевстве. За тридевять земель.)

Воспитатель: А какими словами заканчиваются сказки вы знаете?

Ответы детей (Стали жить-поживать, да добра наживать. И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Мирком, пирком, да за свадебку. И зажили припеваючи. Жили долго и счастливо. Сказочке конец, а кто слушал, молодец).

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Что в дороге пригодится?»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто или что нам может указать дорогу в сказочном путешествии?

Ответы детей:

• Колечко

• Клубок

• Перышко

Воспитатель: Кто или что нам поможет от голода и жажды не умереть?

Ответы детей:

• Скатерть-самобранка

• То, не знаю что и т. д.

Воспитатель: Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

Ответы детей:

• Живая и мертвая вода

• Молодильные яблоки

• Плоды (орехи, яблоки, от которых растут уши, нос.

Воспитатель: Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

Ответы детей:

• Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)

• Гребешок – лес

• Полотенце – речка

• Щетка, зуб – горы

• Другие средства:

• Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

Воспитатель: Вспомните помощников, выполняющих любое приказание героя:

Ответы детей:

• Двое из сумы

• Джин из бутылки

• Волшебная лампа Алладина

• Молодцы из ларца.

Воспитатель: Ребята, ой, что здесь лежит? Посмотрите, какое яркое и замечательное перо. Кто же его тут обронил? Как вы думаете?

(Находят перо-жар-птицы).

Ответы детей: Жар-птица.

Голос за кадром. «Приглашаю вас в сказочную страну. А как попасть туда, подскажет вам мое чудо-перо…»

(Перо ведет к интерактивному столу).

Интерактивная игра «Собери средство передвижения».

Воспитатель: Ребята, а какие волшебные средства передвижения вы знаете?

Ответы детей: - ковер-самолет, летучий корабль, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сивка-бурка, конек-горбунок, серый-волк, змей-Горыныч, и т. д.

Воспитатель Молодцы, как много вы знаете.

Воспитатель: Смотрите чудо-перышко привело нас к волшебному зеркальцу. Что оно нам покажет? Да здесь приготовлено нам задание Давайте попробуем собрать средства передвижения. (дети собирают средства передвижения на слайдах)

Итак, какими средствами передвижения мы с вами можем воспользоваться?

(Обсуждение с детьми, выбор детей Следуя выбору детей, готовим средство передвижения (расстелить ковер, строительство корабля из мягких модулей, располагаемся).

.

Воспитатель: Для того что бы отправится в путь, давайте заведем моторы, выполнив волшебную зарядку. Самомассаж БАТ.

(Воспроизведение видеоряда «полет над облаками».)

На ковер мы дружно сели!

(поглаживать лоб от середины к вискам)

Вдаль все вместе посмотрели,

(массировать внешние уголки глаз указательными пальцами)

Наш моторчик загудел

(массирование ушных раковин)

И корабль (ковер) полетел!

(массирование щек вверх, вниз).

Воспитатель: Ребята, поможем кораблю, (ковру) лететь быстрее, повторяйте за мной. Делаем глубокий вдох через нос и резко выдыхаем (4 повторения)

Упражнение на развитие сильного выдоха

Слайд «сказкоград» (рис. с котом)

Воспитатель: Вот мы и прибыли в сказочную страну… Посмотрите, чудо-перо привело нас в Сказкоград.

(Воспроизведение презентации по сказке «Жихарка».)

Воспитатель: Ребята, а в какую сказку мы попали? Кто может подсказать?

Ответы детей: «Жихарка».

Воспитатель: А хотите узнать, что в этой сказке происходит!

(Просмотр презентации. Слушание сказки «Жихарка»).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? А вы хотели бы ее рассказать дома (родителям, братьям, сестрам, друзьям?

Для этого перышко предлагает нам отправиться дальше вслед за ним.

(Перемещение к сундучку с картами Проппа и магнитной доске.)

Воспитатель: Посмотрите здесь спрятан какой-то сундучок. Давайте откроем сундучок и узнаем что там. Посмотрите, какие картинки здесь лежат, они помогут рассказать нам сказку и ничего не забыть!

1. Выберете картинку где говорится, что: кот, петух и Жихарка где-то жили.

2. Выберете картинку, которая напомнит нам про то, о чем прослышала лиса.

3. Выберете картинку, которая напомнит нам про наказ кота и петуха.

4. Выберете картинку, которая напомнит, что герой нарушил запрет.

5. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что враг начинает действовать.

6. Выберете картинку, которая поможет нам рассказать о том, как герой вступает в битву с врагом.

7. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать о том, что произошло в результате битвы.

8. Выберете картинку, которая нам поможет рассказать, что было с героем, когда он вернулся домой.

9. А что означает это карточка?

1. «Жили были»

2. «Особое обстоятельство»

3. «Запрет»

4. «Нарушение запрета»

5. «Враг начинает действовать»

6. «Герой вступает в битву с врагом»

7. «Одержание победы»

8. «Герой возвращается домой»

9. «Счастливый конец»

Появляется Жихарка: - как здорово у вас получилось! Послушать сказку про себя, это так забавно! За это, я вас пряничками угощу! Обязательно расскажите эту сказку своим родителям, друзьям! А я побегу коту и петуху про вас расскажу!

Рефлексия.

Воспроизведение слайда Жар-птица.

Голос за кадром: Молодцы ребята! Я так рада, что вы побывали в моем волшебном «Сказкограде».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, вы справились с пересказом сказки? Что нового вы узнали в этом путешествии? Что было трудным для вас? Что было самым интересным? Где бы вы еще хотели побывать?

Что же пора нам со сказкой прощаться и в детский сад наш возвращаться.

Публикации по теме:

Презентация «Мастер-класс для педагогов на тему «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» «Мастер – класс для педагогов»Тема: «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» Среди всех видов связной монологической.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева.

Конспект родительского собрания в форме семинара-мастер-класса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Подготовила.

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи» Консультация для родителейТема: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи»Цель: познакомить родителей.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Опыт работ Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Выполнила: воспитатель МКДОУ №.

Развитие связной речи и речевого творчества детей старшего дошкольного возраста через использование логокуба Г. Муром 2018 г. Мастер-класс воспитателя логопедической группы МБДОУ «Детский сад № 14» Соколовой Н. С. Тема: Развитие связанной речи и.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмовРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» МБДОУ №13 «Светлячок» Бурцева.

Развитие связной речи детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством использования сюжетных картин Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. С человеком, владеющим.

Социальный проект «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей» 1. Информационная карта. Наименование проекта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через использование схем и моделей».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением карт Проппа»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 16:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД