Ванчикова Мария Тумуровна
Конспект НОД «Русская изба и бурятская юрта»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Таптанайский детский сад «Солнышко»
Конспект НОД
«Русская изба и бурятская юрта»
Воспитатель: Ванчикова М. Т
2021г.
Конспект НОД по рисованию : «Русская изба и бурятская юрта»
Публикация «Конспект НОД „Русская изба и бурятская юрта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Бурятия
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
Цели: Познакомить детей с жилищем русского человека – избой и с жилищем бурята - юрта, с тем, как их строили
Задачи:
- вызвать интерес к традициям русским и бурятам : помощь, уважение к старшим;
- воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему миру,
- чувство ответственности за все, что нас окружает
- совершенствовать художественно-творческие способности детей в изображении изб и юрт.
Оборудование и материалы: иллюстрации и фотографиями с изображением крестьянских домов и бурятских юрт; картины художников; лист бумаги формата А4; гуашь; кисти; стаканы с водой.
Ход НОД:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку и вы отгадаете о чем мы сегодня поговорим.
1. Стоит жилище,
Деревянные бочища
Внутри печь да дрова
Это русская (изба)
Воспитатель: Верно, но есть еще одна загадка
2)Посреди степи,
Как большая юбка,
Домиком стоит
Красочная. (юрта)
Воспитатель: Молодцы, да мы сегодня поговорим о национальных жилищах русских и бурят.
2. Основная часть
Воспитатель: Давайте, рассмотрим картины, на которых изображены русские избы и юрты.
Беседа о русской избе
В давние времена не было таких высоких домов, которые вы видите сейчас, а люди жили в избах, которые строили сами! (Демонстрируется макет избы).
Ребята! А вы знаете, как и где начиналось строительство избы?
(Варианты ответов детей)
Когда хозяин задумывал строительство избы, конечно он один не мог это сделать, так как это довольно тяжелая работа. Хозяин шел к своим друзьям соседям и просил помочь ему в строительстве.
Ребята, посмотрите на макет? Из чего сделана изба?
Дети: Из бревен.
Воспитатель: А где же взять столько бревен?
Дети: в лесу. Надо нарубить много деревьев.
Воспитатель: правильно. Значит и место для строительство избы выбирали ближе к чему?
Дети: к лесу.
Воспитатель: а что еще кроме бревен люди могли принести из леса?
Дети: грибы и ягоды.
Воспитатель: правильно! ведь раньше не было магазинов и люди питались тем, что собрали в лесу и что выросло в огороде и в саду, а именно овощи и фрукты.
А как вы думаете, что еще должно быть не далеко от избы?
(Варианты ответов детей)
Воспитатель: речка! Как вы думаете зачем?
Дети: чтобы купаться, ловить рыбу.
Беседа о юрте в мини- музее с показом различных макетов юрт: из дерева, бумаги и картона, пластилина.
Воспитатель: А есть ли здесь жилище бурят? Да - это юрта.
Кочевники буряты издавна жили в юртах (гэр) Юрта легко ставится и разбирается. Остов юрты цилиндрической формы состоит из нескольких (шести, восьми, реже – десяти) разборных стен (хана, выполненных в виде складных решеток из березовых или ивовых прутьев, скрепляемых кожаными тесемками (удээри). Смежные секции соединяются шерстяными веревочками (хагсарга). Высота стенных решеток около полутора метров.
Очень важный оберег бурятской юрты – порог. Двери отведена функция границы между внешней реальностью и внутренним миром семьи.
В верхней конусообразной кровельной части архитектурной конструкции располагается тооно - дымовое отверстие диаметром около метра, служащее одновременно окном, через которое в юрту проникает свет.
Деревянный круг тооно, венчающий юрту, делается из цельного куска березы.
Круг тооно принято окрашивать в красный и оранжевый цвета. Деревянная конструктивная основа юрты покрывается войлоками.
В центре юрты помещают очаг (гуламта, с которым у бурятского народа связаны особые представления и многие обряды. Например, переезжая, семья переносила огонь на новое место. Дым от очага выходил через отверстие наверху.
- Кто видел настоящую юрту?
- Почему юрта круглая?
А сейчас, я хочу вам предложить рассмотреть две картинки, на одной будет изображена изба, на другой и юрта. Вы внимательно рассмотрите и скажите где по вашему мнению изображена изба, а где юрта. И чем они отличаются друг от друга?
3. Продуктивная часть
Физминутка:
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Воспитатель: Предлагаю стать мастерами, и нарисовать дом-юрту и русскую избу.
Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах.
Зеленый – трава, рост.
Красный – огонь;
желтый – солнце, золото;
черный – земля;
синий – Байкал;
голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов для украшения юрты).
Выполнение работы с изображением русской избы и юрты, степи, солнца, реки и т. д. Дети работают самостоятельно. Воспитатель при необходимости оказывает индивидуальную помощь.
4. Рефлексия
Воспитатель: А сейчас, давайте подарим друг другу голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.
В конце занятия все работы вывешиваются для демонстрации и анализа.