Получи документы

Конспект НОД с детьми дошкольного возраста (4–5 лет) на тему: «Тульская забава для души и разума»

ольга ефимова
Конспект НОД с детьми дошкольного возраста (4–5 лет) на тему: «Тульская забава для души и разума»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста представления о родном крае: народном промысле - филимоновской игрушке.

2. Закреплять представления детей о филимоновской игрушке: элементах росписи, цветовой палитре.

3. Развивать координацию движений рук ребенка при выполнении пальчиковой гимнастики, росписи филимоновской игрушки, обследовательские действия при выборе глины.

4. Упражнять детей в выразительном чтении стихотворений посвященных филимоновской игрушке, соблюдении правил ведения диалога со сверстниками, педагогом.

5. Познакомить детей с иконой А. Рублева «Троица»

Ход:

Публикация «Конспект НОД с детьми дошкольного возраста (4–5 лет) на тему: „Тульская забава для души и разума“» размещена в разделах

Воспитатель и дети входят в зал, здороваются с гостями.

Воспитатель: Подумайте и скажите, куда бы вы хотели сегодня совершить путешествие?

Возможные ответы детей: цирк, зоопарк, магазин, аквапарк, храм, к маме на работу.

Воспитатель: Спасибо, молодцы, как много интересных мест вы нам назвали. А давайте отправимся сегодня все вместе на фестиваль. Скажите, как вы думаете, а что такое фестиваль?

Возможные ответы детей: фестиваль - это праздник, где можно увидеть много интересного, нового и красивого, участники фестиваля поют песни, пьют чай со сладостями.

Воспитатель: Совершенно верно, но самое главное, фестиваль обязательно посвящается какому либо событию. И сейчас я прошу вас угадать и дорисовать, предмет, которому будет посвящен фестиваль, на который мы с вами сегодня все вместе отправимся.

Детям предлагают взять фломастеры и бумагу на которой нарисованы половинки изображений филимоновской игрушки. Детям необходимо дорисовать недостающую половину изображения.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось?

Возможные ответы детей: филимоновская игрушка - поросенок, козлик, корова, жираф, солдат, кот, лиса.

Воспитатель: Правильно, молодцы, каждый из вас дорисовал недостающую часть изображения и получил изображение филимоновской игрушки, и мы с вами сегодня все вместе отправляемся на фестиваль, который посвящен филимононовской игрушке, и называется «Поляна». Фестиваль филимоновской игрушки проходит каждый год, на нашей тульской земле, в деревне Филимоново. Это красивое место, на высоком берегу реки Упы. Построили деревню Филимоново рядом с высоким, белостенным монастырем, который называется Анастасов. В этой деревне с давних времен живут гончары. Как вы думаете, кто такие гончары?

Возможные ответы детей: гончар - это мастер, который делает изделия из глины: посуду, игрушки.

Воспитатель: Правильно, гончар - это мастер, который делает изделия из глины. Самым первым и лучшим гончаром в Тульском крае был дедушка Филимон. Он был лучшим гончаром, он делал красивые изделия из глины, но лучше всех у него получались забавные фигурки-свистульки для детей. И так повелось, что свистульки из глины деда Филимона, стали называть филимоновскими, а деревню, где их делали Филимоново. Филимоновские свистульки изящны, имеют вытянутую форму. Филимоновская игрушка очень точно передает все свойства глины тульского края. Давайте сейчас рассмотрим и выберем глину, из которой в деревне Филимоново гончары лепят для детей свистульки.

Воспитатель подводит детей к столу на котором находятся разные по цвету и структуре образцы глины. Дети осматривают и выбирают филимоновскую глину.

Возможные ответы детей при выборе глины: мы выбрали синюю глину, потому что она на ощупь жирная, вязкая, пластичная, она не будет пропускать воду, хорошо будет держать форму. Красная глина не такая пластичная, немного влажная, мягкая, хорошо делится на части.

Воспитатель: Молодцы, спасибо, вы правильно выбрали глину дедушка Филимон всегда выбирал синюю глину для своих игрушек. Он первый, кто раскрыл секрет тульской глины, если ее сырую поставить в печь для обжига, то она из синий станет белой. И так, давайте мы с вами отправимся на фестиваль филимоновской игрушки, в деревню Филимоново. Подумайте и предложите, пожалуйста на каком транспорте мы с вами это сделаем?

Возможные ответы детей: самолет, машина, вертолет, катер, лодка.

Воспитатель: Молодцы, вы знаете многие средства передвижения, но я предлагаю Вам сегодня отправиться в деревню Филимоново на лошадках.

Дети берут лошадок для проведения пальчиковой гимнастики.

Текст пальчиковой гимнастики:

Пролегла дорожка гладко, («Расстелить» ладошками дорожку.)

Скачет вдоль по ней лошадка. (Пальцами обеих рук слегка постучать по столу.)

Цок – цок – цок, цок – цок – цок – (Цокаем языком)

Через поле во лесок. (Пальцами обеих рук барабанить по столу, продвигаемся вперед)

У моей лошадки грива

Вьётся по ветру красиво. (Шевелить большими пальцами (грива колышется).)

Крикнет лошадь: «Иго – го!»

И умчится далеко. (Пальцами обеих рук постучать по столу, продвигаемся вперед)

Воспитатель: Вот мы с вами добрались до деревни Филимоново, посмотрите на филимоновские игрушки, давайте их назовем и прочтем о некоторых из них веселые стихотворения. На экране интерактивной доски, изображены филимоновские игрушки, дети по очереди читают стихотворения.

Коровушка

Коровушка, коровушка,

Рогатая головушка!

Малых деток не бодай,

Молока им лучше дай!

Барашек

Барашек, барашек,

Подари кудряшек.

Наши мастерицы

Свяжут рукавицы.

Будем мы в снежки играть

И барашка вспоминать.

Петушок

Как у наших у ворот

Петух зёрнышки клюёт,

Петух зёрнышки клюёт,

К себе курочек зовё т:

Я нашёл для вас орех,

Разделю орех на всех.

Солдат

Пляшут у солдата Вани

Палочки на барабане.

«Трам-бам! Ба-ра-бам!» -

Распевает барабан.

Воспитатель: Молодцы, спасибо, красивые стихотворения вы прочли. Но на фестивале не только игрушки представляют, но и показывают как их расписывают. Давайте и мы с вами покажем всем, как расписывают филимоновскую игрушку.

Дети подходят к столам на них листы с контурным изображением филимоновской игрушки, перышки, краски. И начинают роспись игрушки.

Воспитатель при выполнении детьми задания напоминает, что расписывают филимоновскую игрушку перышком, начиная с центра, анилиновыми красками замешанными на яичном желтке. Начинают с желтых полосок и пятен, потом если надо их обводят красным, затем зеленым, синим. У животных и птиц поперек туловища и шеи всегда идут чередуясь, разноцветные полоски, голова окрашивается одним цветом. Начинают роспись с центра, все животные имеют тонкую и длинную талию, изящную шею, маленькую голову. Лепятся фигурки из одного куска. Во время росписи воспитатель у детей спрашивает как узоры они использовали для росписи лисы? кота? петушка?

Возможные ответы детей: лиса - полоски и елочки. Кот - полоски и елочки, узор на ковре. Петушок - полоски и елочки, филимоновские цветы.

Воспитатель: Молодцы, красивые получились у нас работы, а теперь я приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «Филимоновские игрушки». Мы сейчас встанем в круг, зазвучит музыка и мы все пойдем по кругу. Я буду называть филимоновскую игрушку, например, «Солдат», а вы постарайтесь в движении по кругу передать образ этой игрушки. Готовы? Начинаем. Воспитатель называет следующие филимоновские игрушки: «Конь», «Лиса», «Петушок», «Барыня», «Козлик», «Коровка» и т. д.

Воспитатель: Молодцы, вы точно передали характер игрушки. Я хочу Вам еще рассказать, что деревня Филимоново известна не только своими игрушками, но и Анастасовым монастырем. В монастыре том есть икона, на которой изображены ангелы, называется икона «Троица». Посмотрите на экран (на экране икона А. Рублева «Троица»). Ангелы спокойно сидят за столом и беседуют. Давайте вспомним, что мы знаем об ангелах?

Возможные ответы детей: Ангел это помощник Бога, это Божий вестник, у каждого человека есть ангел-хранитель, он дается ему при крещении, Бог дает ангелу-хранителю поручение хранить человека от зла, когда мы совершаем плохие дела, то ангел-хранитель отходит от нас.

Воспитатель: Как мы можем помочь ангелу хранителю хранить нас от зла?

Возможные ответы детей: не делать плохих поступков, просить у ангела хранителя прощения за злые поступки

Воспитатель: От чего радуется ангел хранитель?

Возможные ответы детей: когда мы не капризничаем, говорим всем добрые слова, помогаем, слушаемся родителей, не жадничаем, говорим родителям ангела хранителя в дорогу, обращаемся к ангелу хранителю следующими словами - Божий вестник Ангел мой, будь всегда во всем со мной, Ангел мой, хранитель мой, прошу тебя храни меня.

Воспитатель: Молодцы. Как много всего вы знаете об ангелах. Давайте сейчас с вами поиграем. Для этого надо разделиться на три команды, каждая из которых при помощи картинок будет группировать предметы окружающего нас мира, которые имеют следующие цвета: красный, синий, зеленый, желтый. ( Картинки: солнце, подсолнух, роза, попугай, арбуз, цыпленок, кукуруза, одуванчик лес, яблоко, лимон, киви, помидор, панда, волк, царский кафтан, ягоды, тюльпан, яблоко, небо, море, кит, птица).

Воспитатель: Давайте посмотрим и назовем по очереди предметы, которые вы собрали.

Дети выстраиваются в линейку, чтобы всем было видно, и называют предметы предметы по группам, (в зависимости от цвета).

Воспитатель: Посмотрите, какой интересный, красивый и разноцветный мир окружает нас. А теперь посмотрите, пожалуйста, внимательно на икону Андрея Рублева «Троица». Скажите, сколько ангелов на иконе вы видите?

Ответы детей: 3

Воспитатель: Скажите, а ангелы на иконе изображены одинаково или по разному?

Возможные ответы детей: Ангелы изображены по разному, они отличаются цветом одежды. Воспитатель: Правильно у ангела изображенного на иконе справа синяя нательная рубашка и золотистый плащ, у ангела напротив тоже синяя рубашка, но плащ зеленого цвета, у третьего ангела, что в центре иконы рубашка багряного цвета. Все цвета одежды ангелов, которые мы видим с вами на иконе отражаются в мире природы. Использовали эти цвета и гончары для росписи филимоновской игрушки, чтобы мы с вами знали, что синяя полоска напоминает нам, что мы должный учиться понимать друг друга, зеленая полоска надо радоваться всему живому, желтая или золотая – никогла не забывать о Боге, красная делать добрые дела для людей, которые нас окружают. Вот такую замечательную филимоновскую игрушку делают в нашем крае. И игрушка эта развивает наш ум и душу. Вам нравится филимоновская игрушка?

Возможные ответы детей: нравится

Воспитатель: Давайте исполним красивый танец филимоновских игрушек.

Дети готовятся к танцу, дети старшей группы исполняют песню Т. Кривовой «Родная моя сторона»

Дети исполняют под русскую плясовую танец филимоновских игрушек.

Воспитатель: Вы знаете, я вам скажу по секрету, что и настоящее время в деревне Филимоново живет известный гончар Тульского края - это Елена Ивановна Кехаиди, она самый знаменитый мастер филимоновской игрушки. Еще Елена Ивановна пишет красивые филимоновские картинки. Давайте присядем и посмотрим на одну из таких картинок.

Расскажите, что вы видите на картинке.

Возможные ответы детей: Большая семья, мама, папа, бабушка, вечером все собрались пить чай. Семья живет недалеко от храма, семья эта добрая, потому что, над ними светит разноцветная радуга.

Воспитатель: Посмотрите на картину и расскажите, как ведут себя дети за столом?

Возможные ответы детей: Одежда детей в порядке, они умытые, сидят смирно, воздержаны, берут часть еды с блюда, пальцы не облизывают, скатерть не пачкают, когда покушают, поблагодарят Бога, за то что Он послал им пищу.

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно. На картине изображена большая семья, которая пьет чай, разговаривает о красоте Божьего мира, говорят собравшиеся тихо, неспешно. В чашки разлит ароматный чай.

Вы так красиво все рассказали, что мне захотелось пригласит вас пить чай.

Посмотрите на картинку Елены Ивановны и скажите, пожалуйста какой чайный предмет вы добавили бы на стол?

Возможные ответы детей: я добавил бы самовар, вазу с конфетами, тарелку с пирогами, вазочку с вареньем.

Воспитатель: Я бы добавила заварочный чайник и сегодня я принесла нам всем вот такие маленькие чайнички и предлагаю вам их украсить филимоновскими картинками Елены Ивановны.

Дети украшают чайнички.

Воспитатель: посмотрите какие замечательные чайнички у нас получились. В них можно хранить пакетики ароматного чая, ставить на стол. Давайте сделаем добрый поступок и подарим нашим гостям несколько чайничков, чтобы они имели возможность придя домой после тяжелого рабочего дня выпить чашечку ароматного чая, и обязательно рассказать всем своим домашним, что они здесь сегодня видели и поблагодарить своего ангела хранителя за прожитый день.

Дети дарят гостям чайники.

Воспитатель: Сегодня вы тоже придя домой, поставите чайничек на стол, пригласите маму, папу, бабушку пить чай и расскажите им о филимоновской игрушке, о ее мастерах, об иконе Троицы, об ангелах.

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем в группу, а гостей давайте пригласим пить чай, что мы можем пожелать нашим гостям.

Дети хором: Ангела за трапезой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Домашние животные» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 с. Троицкое» конспект НОД с детьми среднего.

Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста по рисованию на тему «Цыпленок» Цель: научить детей рисовать цыплёнка красками. Задачи: Образовательные: -продолжать учить детей правильно держать кисточку, обмакивать.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по продуктивной деятельности. Аппликация на тему «Домашние животные» Цель: Создание условий для развития коммуникативных навыков и творческих способностей посредством организации продуктивной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему «Воробей» Цель: дать детям знания о воробье. Задачи: • Учить пересказывать текст, сохраняя обороты речи, использованные автором, не нарушая последовательность.

Конспект НОД по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу!» Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни. Задачи: Закреплять.

Конспект НОД в соответствии с ФГОС по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Тульская ярмарка» .

Конспект открытой НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Крымские горы»Конспект открытой НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Крымские горы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с. Крымская Роза Белогорского района КОНСПЕКТ.

Конспект проведения игротеки с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Широкий-узкий» Конспект проведения игротеки с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Шире – уже» ЗАДАЧИ: 1. Обучающие: - продолжать учить детей.

Конспект проведения НОД «Музыка» с детьми старшего и дошкольного возраста на тему: «Весна пришла» Цель : Музыкально-ритмические движения Развивать внимание детей, чувство ритма. Учить самостоятельно менять движения со сменой музыки Ритмично.

Программа дополнительного образования «Посчитай-ка» для работы с детьми дошкольного возраста 5–6 лет 1. Пояснительная записка…3 - Перечень нормативных правовых документов, на основе которых разработана рабочая программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с детьми дошкольного возраста (4–5 лет) на тему: «Тульская забава для души и разума»
Опубликовано: 8 мая 2017 в 20:34
+55Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с детьми дошкольного возраста (4–5 лет) на тему: «Тульская забава для души и разума»» (включая файлы) размещена пользователем ольга ефимова (УИ 152795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД