Полустовская Надежда
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Прогулка по зимнему лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания о диких животных, птицах родного края.
Задачи:
1. Расширять представления детей о живой природе родного края.
2. Развивать связную речь и навыки общения, общих речевых навыков.
3. Активизировать словарь детей и расширять понятия: «фауна», «климат», «хищник», «пернатые», «перелётные», «зимующие», «травоядные».
4. Воспитывать активность, навыки сотрудничества, любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД с детьми подготовительной группы „Прогулка по зимнему лесу“» размещена в разделах
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций в альбомах «Мир живой природы». Просмотр фильма о диких животных, зимующих и перелётных птицах. Прослушивание CD с записью голосов птиц. Чтение художественных произведений о животных и птицах автора Е. Чарушина. Изготовление заготовок для поделки.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжать систематизировать знания детей о диких животных.
2. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
3. Активизировать речь притяжательными прилагательными, существительными в нужном числе и падеже.
4. Продолжать учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать логическое мышление, творческое воображение, слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Оборудование:
1. Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Зимний лес».
2. Картинки к дидактическим играм: «Где чья тень?».
3. Раздаточный материал: карточки с изображением следов диких животных.
4. Заготовки макетов птиц и кормушки для них.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о жизни животных, дидактическая игра: «Что как называется?».
Ход:
Вводная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть вас, таких красивых, добрых и с хорошим настроением. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас с вами целый день было хорошее настроение.
- Ребята, а что это такое?
Дети: - Следы!
Воспитатель: А чьи они? Хотите узнать?
Дети: - Да!
Воспитатель: Вы любите зимние прогулки?
- А кто нибудь из вас был в зимнем лесу? Что вы там делали?
- А давайте отправимся в лес все вместе, и посмотрим, что же интересное происходит в лесу зимой.
- Только прежде чем отправляться, вспомним правила поведения в лесу.
1. С тропинки не сворачивать;
2. Громко не кричать;
3. Ветки не ломать;
5. Не забывайте о том, что мы в гостях.
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, скажите, а на чём можно попасть в лес?
(Ответы детей)
А давайте, пойдём в лес на лыжах! При ходьбе на лыжах мы не будем проваливаться в снег, и будем тихо передвигаться по лесу, ни пугая. животных.
Так что? Отправляемся?
Дети: Да!
Вы любите зимние прогулки?
Воспитатель: Давайте полюбуемся красотой леса и узнаем, кто там живет.
Основная часть.
Слайд 3
Вступление (стихотворение)
Здравствуй дремучий лес,
Полный сказок и чудес,
Что в глуши твоей таится?
Что за звери? Что за птицы?
Всё открой не утаи.
Ты же видишь мы свои.
Воспитатель: Ребята, что происходит в лесу зимой?
Почему так тихо в лесу?
Дети: (отвечают) зимой лес спит, от холода все животные спрятались в свои жилища.
Воспитатель: Ребятки, скажите, что произошло с деревьями, какие они сейчас? (ответы детей)
- А как можно назвать? (Замороженные, спящие, голые и т. д.)
- Посмотрите, как красиво. Елки укрылись снегом, как пуховым одеялом. Блестит снежок на солнце. Все ветви деревьев укрыты снегом.
Вот мы с вами и поговорили, о том, как меняется природа зимой.
- Ребята, а скажите пожалуйста, кто живёт в лесу?
Дети: (ответы детей, дикие животные и птицы)
Воспитатель: Абсолютно правильно!
Животные – это часть природы. Значит и с ними зимой происходят какие-то перемены? А вот какие? Мы сейчас с вами и вспомним.
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть со мной в игру: «Чьи следы?»
Я вам буду показывать след животного, загадывать загадку. А отгадав её, вы узнаете, какому животному принадлежит данный след.
Итак, начинаем!
Воспитатель: 1 карточка (следы белки)
Ловкая, проворная,
По деревьям скок, да скок,
И орешки щёлк, и щёлк
(белка)
Слайд 4 (фото белки и её следов)
Правильно, это белочка! Как вы думаете, почему она меняет зимой цвет своей шубки? (ответы детей).
На фоне зимних деревьев, белка становится менее заметна, но кроме того, её шубка становится ещё и более тёплой. А в самые сильные морозы белка спит в дупле. Белочка, летом и осенью заготавливает запасы на зиму. Собирает орешки и жёлуди, сушит грибы, и всё это хранит в специальных кладовочках, которые находятся под старыми пнями, закрывает мхом, в пустых дуплах.
2 карточка (следы зайца)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
(Заяц)
Слайд 5
Верно ребятки! Это ещё один лесной житель, который меняет цвет шубки к зиме. Летом он был серый, а к зиме начинает сначала белеть хвостик, затем задние лапы, и только в последнюю очередь белеют спинка и бока.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (ответы детей). А ещё в случае опасности зайцу помогают быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, ими он отталкивается и делает большие прыжки.
Воспитатель: - А где заяц устраивает себе домик? (ответы детей)
- Оказывается, что у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке, или зарывшись в сугроб, а ночью выходит добывать еду.
3 карточка (следы лисы)
Какой зверь опасный, ходит в шубке красной
Снег разгребает
Мышек хватает.
(лиса)
Слайд 6
Воспитатель: - Правильно, вы большие молодцы! А вы знали, что лиса тоже готовится к зиме? На её лапках отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в «валенках».
4 карточка (следы волка)
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(волк)
Слайд 7
Волк не меняет своей шубки на зиму, а утепляет её. Волчья шерсть становится длиннее и гуще. Когда волк спит, он сворачивается в логове и своим хвостом накрывает лапы и морду, тем самым защищаясь от холода.
5 карточка (следы кабана)
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет завизжит
С ним детишек караван,
А зовут его ….
(кабан)
Слайд 8
6 карточка (следы лося)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу
Он хозяин, а не гост -
Хмурый и сердитый …
(лось)
Слайд 9
Воспитатель: - Ребята, а каких диких животных встретить в лесу зимой не получится? Послушайте загадки?
Он крепко спит зимой, Вот иголки, да булавки
Под большущею сосной, Выползают из под лавки,
А когда придёт весна. На меня они глядят,
Пробуждается от сна. Молока они хотят.
(медведь) Слайд 10 (ёж) Слайд 11
Оказывается, что некоторые лесные обитатели: ёж и медведь, зимой впадают в спячку. Поэтому особо припасов они не делают. Заботятся только о своём теплом домике.
Воспитатель:- как спит ёж и где? (ответы детей)
- А медведь?
-Верно!
Они стараются очень хорошо, посытнее наесться осенью, чтобы всю зиму проспать.
Сейчас я вам предлагаю немного размяться.
Физ. минутка.
На дворе мороз и ветер, а в лесу гуляют дети (дети шагают на месте)
Ручки, ручки согревают (дышат на ручки)
Ручки, ручки потирают (трут руку об руку)
Чтоб не зябли наши ножки, мы потопаем немножко (дети топают на месте)
Воспитатель: - Ну что, размялись? Разогрелись?
Предлагаю вам поиграть в игру «Чья тень?»
Проходите пожалуйста за столы. Перед вами лежат листы с изображением животных и их силуэтов. Найдите хозяина тени, и соедините с помощью цветных карандашей.
-Молодцы, вы справились с этим заданием!
- А хотите поиграть ещё?
Многие люди часто путают название частей тела у зверей и у людей.
Давайте проверим, не запутаетесь ли вы? Поиграем в игру «У кого, что?»
Я буду называть какую либо часть тела, а вы отвечайте, как она называется у людей, либо у зверей.
- Рот (у людей)- пасть (у зверей)
-Лицо (у людей) – морда (у зверей)
- волосы – шерсть
- зубы – клыки
- ногти – когти
- ноги - лапы
- живот - брюхо
Одинаково называются: уши, глаза, нос. Скажите, какая часть тела есть у животных, но нет у человека? (хвост)
Воспитатель: Молодцы! У вас прекрасно получилось!
О животных мы поговорили, скажите, кто еще живет в лесу?
(ответы детей)
Воспитатель:- Посмотрите пожалуйста на стол.
- Что вы там видите?
- Верно, кормушка, а для чего она нам нужна? Кому она нужна? (ответы детей)
Отгадайте мои загадки, может быть кто-нибудь и появится возле неё.
(на каждую отгадку, детям показываю слайд с правильным ответом, и прошу ребенка согласно номеру загадываемой загадки, взять со стола заранее подготовленную птицу и посадить её на кормушку)
№1
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке,
Это маленькая птичка,
А зовут её ….
(синичка)
№2
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери,
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это….
(снегири)
№3
Эта птица так болтлива,
Воровита, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её….
(сорока)
№4
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу.
(дятел)
Дети, нам пора возвращаться в детский сад. Становимся на лыжи и в путь.
Дети садятся за столы.
Продуктивная деятельность.
Выполнение коллажа, используя аппликацию и нетрадиционную технику рисования.
Итог:
1. Дети, а где мы сегодня путешествовали с вами? Правильно, в лесу?
2. Кого из зверей мы с вами встретили? Каких птиц?
3. Вам понравилось наше путешествие?
Вы были сегодня молодцы, со всеми заданиями справились