Светлана Прэдэ
Конспект НОД со старшими дошкольниками в рамках логопедической недели «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Расширять представления детей о комнатных растениях.
2. Учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок).
3. Закрепить названия комнатных растений (сансевьера, герань, алоэ, хлорофитум, фиалка, фикус, правила и способы ухода за ними;
Публикация «Конспект НОД со старшими дошкольниками в рамках логопедической недели „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
4. Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растения.
5. Развивать мышление, связную речь, память, воображение,
6. Развивать внимание и наблюдательность;
7. Активизировать словарь по теме;
8. Развивать умение слушать, вступать в диалог;
9. Продолжать развивать лексико-грамматический строй.
10. Развивать общую и мелкую моторику.
11. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
12. Воспитывать трудолюбие бережное отношение к растениям.
Материалы: загадки на тему занятия, сундук, цветок фиалки, комнатные растения, карточки с изображением предметов для ухода за растениями; карточки с изображением значения растений в жизни человека; карточки с изображением что нужно для жизни растений; карточки с изображением частей цветка; су-джок шарики, коктейльные трубочки, вазелин, цветок фикуса для опыта; мяч.
Предварительная работа:
- Чтение стихов, загадок о комнатных растениях;
- Беседа о комнатных растениях;
- Рассматривание фото, иллюстраций о комнатных растениях;
- Рисование по теме «Комнатные растения».
Словарная работа:
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
Дети встают в круг.
- Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
1 Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Сегодня я вам приготовила сюрприз в коробке, но открою я ее, если вы отгадаете загадку.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Ответ: Цветы
Воспитатель: -Правильно, ребята, это цветы. Ребята! А как называются цветы, которые растут в комнате?
Ответ: Комнатные.
Присели
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же внутри. (Воспитатель достаёт цветок фиалки.) Ребята, как называется это растение?
Ответ: фиалка
Воспитатель: Потрогайте листья фиалки какие они на ощупь?
Ответ: - Шершавые
Воспитатель: -У фиалки листья какой формы?
Ответ: круглые, широкие
Воспитатель: А фиалка какое по росту?
Ответ: Низкое
Воспитатель: значит это растение низкорослое.
Воспитатель: А что еще есть у фиалки?
Ответ: Цветы
Фиалка (какая) – цветущая, широколистная, низкорослая.
Воспитатель: Правильно. А давайте вдохнём аромат фиалки.
Дыхательная гимнастика «Аромат цветов».
Воспитатель: - Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и продолжительно выдыхаем, произнося «А-ах!».
Сидят на стульях
2
Воспитатель: А сейчас ребята, давайте немного разомнемся
Малоподвижная игра «На окне в горшочках».
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки (Медленно встают).
К солнцу потянулись (Тянутся на носочках, руки вверх).
Солнцу улыбнулись (Широко в стороны).
К солнышку листочки (Ладони повернуть вверх).
Повернут цветочки.
Повернут бутоны (Руки соединить над головой).
В солнышке утонут (Медленно повернуть в стороны).
Присели
3
Воспитатель: -Как вы думаете, что же нужно для жизни растений?
Ответ: (свет, тепло, вода, воздух, почва)-картинка
4
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а чем похожи все комнатные растения?
Ответ: (у всех есть корень, стебель, листья, цветы). (Дети называют, воспитатель выставляет картинку на мольберт) - картинка
5
Воспитатель: -Нужно ли ухаживать за комнатными растениями?
Ответ:
Воспитатель: - А как же правильно за ними ухаживать?
Ответ: (поливать теплой водой, гладкие, крупные листья протирать влажной салфеткой; а листья, которые имеют волоски убирают пыль кисточкой; рыхлить почву, опрыскивать, осторожно срезать сухие лисья и веточки, следить за чистотой поддонов). (Дети называют правило, воспитатель выставляет картинку на мольберт).
6
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку об очень интересном цветке.
-Что за странный шар растёт
На окне в иголках?
Зеленеет и цветёт,
А на вид — не ёлка.
(Кактус)
Воспитатель: А вот какой это цветок и какие меры безопасности, нужно знать об этом цветке, нам поможет наш помощник шарик Су-Джок. Упражнение называется «Кактус»
Упражнение на мелкую моторику пальцев рук с шариком Су-Джок «Кактус»
Мамин кактус на окне
Не дает покоя мне. Положить шарик на ладонь.
Я вокруг него кручусь,
Не беру-вдруг уколюсь. Круговые движения по ладони.
Помню мамины слова:
«Он колючий. Брать нельзя!» Постучать шариком по ладони.
Но терпеть нет больше сил-
Палец в кактус угодил! «Уколоть» палец о шарик.
«Аааа»-издал я сильный рев
Не нашел покоя слов.
Но теперь я точно знаю-
С кактусом я не играю! Круговые движения шарика между ладонями.
Присели
7
Воспитатель: Ребята, как вы думаете цветы живые или нет?
Ответ:
Воспитатель: - Почему вы так думаете? (они размножаются, растут, дышат, пьют). (Дети называют признак живого, воспитатель выставляет картинку на мольберт).
Воспитатель: -Все правильно сказали, молодцы. Ребята, а хотите узнать, как дышит растение? Подходите к столу, присаживайтесь. Сейчас мы проведем с вами опыт.
Опыт (наблюдение) «Может ли растение дышать?»
Материал: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин.
(Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Дети определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку.
Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через семь дней листок пожелтел. Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании.)
Сидят за столом
8
Воспитатель: А сейчас ребята мы разговорим наш язычок. Вам нужно повторить слоговые ряды.
Лы-лы-лы стоят в комнате столы
Ла-ла-ла стоят дети у стола
Лу-лу-лу- идет Богдан к столу
Лю-лю-лю на столе цветок полью.
Массаж биологически активных точек лица «Цветы»
Раз-два-три – гладим лоб от середины к вискам,
Выросли цветы – гладим щеки сверху – вниз,
К солнцу потянулись – массажируем ушки, сверху – вниз,
Высоко, высоко – гладим щеки круговыми движениями,
Цветам тепло и хорошо – прижать ладони к щекам.
Выходят из-за стола и встали в полукруг.
9
Воспитатель: Молодцы, выходите из-за стола и подходите ко мне. У меня в руках волшебный мяч, все ваши обычные слова будут превращаться в ласковые слова.
Игра с мячом «Назови ласково»
- стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля - земелька, корень - корешок.
Воспитатель: Мой волшебный мяч еще хочет с вами поиграть.
Игра «Один-много»
- стебель - стебли, цветок - цветы, лист - листья, лейка- лейки, горшок - горшки, корень -корни.
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь.
Присели
10
Воспитатель: - Ребята сегодня мы говорим о цветах, а о каких именно цветах говорили?
Ответ: О комнатных.
Воспитатель: -А для чего нужны комнатные цветы, растения?
Ответ: (для красоты, уюта, здоровья, хорошего настроения, доброты, чистого воздуха) -картинка
Воспитатель: Какие комнатные растения вы знаете, которые находятся у нас в группе? В нашем Центре природы.
Ответ: (Дети называют цветы).
11
Воспитатель: Воспитатель предлагает детям подбирать названия комнатных растений на заданные звуки :
[А] [К] |Ф| [Ф (К) (Х) (Г)
Алоэ кактус фикус фиалка, каланхоэ, хлорофитум, герань
За каждое слово ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше всех фишек.
12
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Наши алые цветки,
Распускают лепестки. (Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно ракрывайте пальцы.)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышит. (Покачивайте кисти рук)
Наши алые цветки
закрывают лепестки, (Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают,
Головой качают. ("Цветом" снова покачивается на ветру)
13
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам раздам картинки цветов, названия вы уже знаете. Давайте с вами представим, что у вас не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Игра «Два - пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
Ответы детей:
1-й –У меня два фикуса и пять фикусов.
2-й - У меня две герани и пять гераней.
3-й - У меня два хлорофитума и пять хлорофитумов.
4-й - У меня два Алоя и пять алоэв.
5-й - У меня две фиалки и пять фиалок
6-й - У меня две сансевьеры и пять сансевьер.
Воспитатель: - Молодцы.
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, ко мне. А чем мы сегодня говорили? Что нового сегодня вы узнали? Что понравилось больше всего?
Воспитатель: Молодцы. Вот сколько всего мы сегодня сделали и узнали.