Венера Ибатулина
НОД с детьми старшей группы «Моя семья и мои родственники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы.
Тема: «Моя семья и мои родственники».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие детей.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо».
Публикация «НОД с детьми старшей группы „Моя семья и мои родственники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках.
Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение ко всем членам семьи.
Закрепить умение детей подбирать прилагательные, слова антонимы.
Предварительная работа:
Заучивание имени, отчества, профессии и места работы родителей.
Беседа воспитателя с детьми о «генеалогическом древе», «родословной» семьи, о семейных традициях.
Составление детей с родителями «генеалогического» древа.
Беседа родителей с ребенком о семье для получения ответов на вопросы: «Сколько человек в семье? Кто самый старший в семье? Кто младше всех?».
Материал:
- Семейные фотографии детей и родителей;
- Генеалогические древа.
Ход занятия:
Воспитатель:
«Ребята, сегодня у нас проводится конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы победить в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».
- Ребята, как вы думаете, что такое семья?
Ответы детей: это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.
- Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей.
Где и кем они работают?
- Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?
- Как можно назвать их всех одним словом?
Ответы детей: семья.
- Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? Ответы детей: только родственники.
- Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Ответы детей: вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно.
- А вы знаете, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было очень много, и они не запоминались надолго, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия.
А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Дидактическая игра «Расскажи о своем генеалогическом древе»
Дети рассказывают по своему генеалогическому древу, начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер. Назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
Дидактическая игра «Сравни, кто старше? Кто младше?»
Папа - дедушка. (Дедушка старше, а папа младше);
Мама - бабушка. (Бабушка старше, а мама младше);
Дедушка - внук. (Дедушка старше, а внук младше);
Бабушка - внучка. (Бабушка старше, а внучка младше);
Брат - сестренка. (Брат старше, а сестренка младше).
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Дедушка старый - внук (молодой);
Папа высокий - сын (низкий);
Брат трудолюбивый - сестра (ленивая);
Белье чистое - (грязное);
Хлеб свежий - (черствый);
Мама молодая - бабушка (старая);
Папа строгий - мама (добрая) и другие пары слов.
Пальчиковая гимнастика «Кто живет в моей квартире?»
Раз, два, три, четыре
(хлопки в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
(пожимают плечами)
Раз, два, три, четыре, пять,
(хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать.
(руки в стороны)
Папа, мама, брат, сестренка,
(загибают по одному пальцу на обеих руках)
Мой щегол, сверчок и я - вот и вся моя семья.
(сжимают и разжимают кулачки)
Игра с мячом «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф (чей) - мамин, папин, дедушкин …
Шапка (чья) - мамина, бабушкин …
Очки (чьи) - дедушкины, бабушкины …
Платье (чьё) - сестры, мамино …
Ботинки (чьи) - брата, папины …
Кофта (чья) - мамина, папина, сестры, брата …
Плащ (чей) - мамин, сестры, дедушкин, папин …
Сумка (чья) - мамина, папина, бабушкина…
Портфель (чей) - сестры, брата… и т. д.
Дидактическая игра «Чей я ребенок, угадай?»
Дети находят на выставке фотографий маму и папу названного ребенка, опираясь на внешнее сходство.
Игра с мячом «Какая у вас семья?»
Дети подбирают прилагательные, характеризующие их семью.
(Большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, спортивная, крепкая, счастливая, современная, молодая и т. д. и т. п.)
Воспитатель:
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Ответы детей:
(Не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)
- Я думаю, что в этом конкурсе победили все, потому что все вы, ребята, очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Поэтому все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».