Мария Герасимова
Конспект НОД с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ-технологии по теме «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД)
с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ – технологии
по теме «Перелётные птицы»
Возрастная группа: старшая
Вид (разновидности) детской деятельности детей:
- Игровая деятельность (дидактические, словесные игры)
- Восприятие художественной литературы и фольклора (слушание, обсуждение (рассуждение)
Публикация «Конспект НОД с использованием интерактивной доски и приёмов ТРИЗ-технологии по теме „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- Коммуникативная деятельность (диалог-взаимодействие, монолог- повествование, комплексное взаимодействие)
- Двигательная деятельность (гимнастика)
- Музыкальная деятельность (слушание (восприятие) музыки).
Содержание деятельности детей (дидактические единицы) :
- представления о перелетных птицах (трясогузка);
- развитие связной речи, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец-скворчонок, кукушка-кукушонок);
- умение отражать представления о перелетных птицах в изобразительной деятельности (рисование).
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
1. Формировать у детей представления о перелетных птицах : внешний вид, способ питания, место обитания.
2. Формировать у детей умение запомнить и различать птиц по голосам.
ОТНОШЕНИЯ
1. Способствовать развитию у детей чувства сострадания, желания оказать помощь перелетным птицам и «расколдовать» их.
ДЕЙСТВИЯ
1. Развивать мелкую моторику рук, умение отражать представления о перелетных птицах в изобразительной деятельности.
2. Развивать умение складывать изображение трясогузки из фрагментов.
3. Формировать у детей умение отгадывать загадки и составлять небольшой описательный рассказ, глядя на картинку.
Интегрированная форма : путешествие-исследование
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– письмо, в котором перелетные птицы просят детей о помощи.
2. Материалы для деятельности детей:
материалы для преобразования и трансформации:
– картинки для раскрашивания с изображением перелетных птиц,
– разрезные картинки.
материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– маршрутный лист (на котором отмечаются результаты выполнения заданий маршрутной игры-путешествия,
– конверты с заданиями,
– ТРИЗ-пособие «Имена признаков»;
– стенды (магнитная доска).
материальные средства для деятельности детей:
– элементы костюмов (шапочка скворца,
– иллюстративный материал (предметные картинки с изображением перелетных птиц,
– материалы для рисования (бумага, восковые мелки,
– спортивный инвентарь (мяч).
3. Дидактический материал:
– карты-задания,
– серии картинок «Перелетные птицы»,
– фигурки зимующих птиц из картона,
– тексты загадок.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– интерактивная доска,
– магнитная доска,
– доска для письма маркерами,
– аудиозаписи с голосами птиц.
Логика совместной деятельности педагога и детей
1. Мотивационно - целевой этап
В группу прилетает скворец (ребенок в шапочке скворца) и приносит письмо. Педагог зачитывает его и предлагает детям помочь перелетным птицам - расколдовать их; проводит беседу.
Письмо
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы».
Вводная беседа:
- С какой просьбой обращаются к нам птицы?
- Вы хотите помочь птицам вернуться домой?
- Что для этого нужно сделать?
2. Содержательно – деятельностный этап
Дети, следуя карте-маршруту, находят первый конверт с заданиями.
Загадки о птицах
(демонстрация слайд-презентации)
По весенней чёрной пашне
Кто-то ходит, строг и важен.
Прыгнет, крыльями помашет –
Крылья чёрные, как сажа.
Не отмыть её, хоть плачь!
Этой птице имя … (Грач) Не ворона, не синица –
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу "ку-ку".
(Кукушка) Птичку эту все мы знаем –
На шесте у нас живёт.
Как природа расцветает –
Песни дивные поёт.
(Скворец)
- Посмотрите на картинку и опишите внешний вид грача (кукушки, скворца).
Демонстрация алгоритма описания внешнего вида птицы
(элементы ТРИЗ-пособия «Имена признаков»)
Дети, следуя карте-маршруту, находят второй конверт с заданиями.
Дидактическая игра «Сложи картинку».
Цель: развивать у детей умение составлять целое из частей.
Материал: изображение трясогузки, разрезанное на 6 частей, целая картинка на доске.
Содержание: предлагается сложить картинку из 6 частей так, чтобы получилось целое изображение.
.
Рассказ «Трясогузка»
(из книги Н. Сладкова «Под шапкой-невидимкой»)
Трясогузка небольшая птица, ростом с воробья, но очень стройная. Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки. Ноги длинные.
Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки.
Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
Динамическая пауза «Трясогузка»
Текст Движения
Птичка трясогузка весело живет Хлопают руками по бокам
Головой мотает Повороты головы в стороны
Хвостиком трясет Полуприсяд
Крылышки расправит, в небо упорхнет Руки в стороны
Мошку в клюв поймает Соединить ладони вместе
И к птенцам нырнет Подняться на носочки
Дети, следуя карте-маршруту, находят третий конверт с заданиями.
Дидактическая игра «Угадай чей голосок».
Цель: развивать у детей умение сосредоточивать слуховое внимание.
Материал: фонограмма голосов птиц.
Содержание: звучит фонограмма голосов птиц, дети угадывают, что это за птица.
Дети, следуя карте-маршруту, находят четвертый конверт с заданиями.
Дидактическая игра «Назови птенца».
Цель: упражнять в назывании детей перелётных птицах и их птенцов.
Материал: мяч.
Содержание: педагог называет взрослую птицу и бросает мячик ребенку, тот ловит мяч, называет птенца (птенцов) этой птицы и возвращает мяч.
Скворец Скворчонок Скворчата
Кукушка Кукушонок Кукушата
Грач Грачонок Грачата
Аист Аистёнок Аистята
Журавль Журавлёнок Журавлята
Дети, следуя карте-маршруту, находят пятый с заданиями.
Раскрашивание картинок птиц восковыми мелками.
Беседа
«Что зовет птиц домой из дальних стран?»
Вопросы беседы:
- Ребята, как вы думаете, почему перелетные птицы возвращаются из теплых стран? Что зовет их?
- Что они делают, возвратившись домой?
3. Оценочно –рефлексивный этап
Педагог проводит беседу рефлексивного характера.
Вопросы беседы:
- Дети, что нового вы узнали сегодня?
- Аккуратно ли вы раскрасили картинки? У всех ли получилось правильно собрать картинку трясогузки?
- Молодцы, ребята! Вы правильно выполнили все задания и «расколдовали» птиц. Теперь они смогут вернуться на Родину.