Лариса Кузнецова
Конспект НОД с элементами музейной технологии «Куклы-обереги» в средней группе 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с элементами музейной технологии на тему : «Куклы-обереги» в средней группе (4 - 5 лет)
Конспект НОД «Куклы-обереги» для детей среднего дошкольного возраста
Публикация «Конспект НОД с элементами музейной технологии „Куклы-обереги“ в средней группе 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
Цель: знакомство с русской народной тряпичной куклой, их разнообразием и технологией изготовления, народными традициями и обычаями.
Задачи:
- Воспитывать любовь к русской народной культуре;
- Развивать познавательную активность, эстетический вкус, обогащать словарный запас;
- Развивать творческое воображение, наблюдательность, мелкую мотрику.
Знакомство с куклами : «кукла-пеленашка», «кукла-колокольчик» (или «кукла – зайчик на пальчик, «кукла – десятиручка», «кукла-травница».
Оборудование: клубок ниток, куклы-обереги, ростовая кукла Млада в русском народном костюме, сено, солома, мята, душица, пеньковая верёвка.
Ход занятия:
Звучит музыкальная композиция «Как за нашим за двором». Дети проходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии.
Воспитатель: - Сегодня к нам пришла необычная гостья. Отгадайте кто это?
Воспитатель загадывает загадку:
- Я хорошая игрушка –
Каждой девочке подружка,
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки (кукла)
Воспитатель: - Правильно, ребята! Это кукла. Вас приветствует кукла Млада (из двери младший воспитатель выносит куклу Младу в русском народном костюме).
Дети здороваются с куклой Младой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая кукла Млада красивая. Во что она одета?
Ответы детей ( в русскую народную одежду: сарафан, красную рубаху кокошник).
Сегодня кукла Млада хочет познакомить Вас с её подружками - куклами. Но куклами необычными, старинными – куклами оберегами!
Воспитатель: - А как вы думаете, почему куклы носят название оберег?
Ответы детей (чтобы оберегать).
Воспитатель: Оберег – это предмет охраняющий и оберегающий от чего - либо.
Воспитатель читает стихотворение:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них – кукол – оберегов.
По поверью талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя «бремя испытаний».
Из различных лоскутков ношенной одежды
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой
Но единственный запрет, предки опасались,
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в гости к первой кукле нужно отправиться в путь. А поможет нам в этом волшебный клубочек ниток.
Воспитатель берёт клубочек и наматывает нить на клубочек. Дети встают и идут за воспитателем по кругу. Звучит русская народная музыка: «Как за нашим за двором». Доходят до станции – избы куклы Пеленашки.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и дошли до первой станции! Перед Вами изба куклы Пеленашки. На полке стоит макет русской избы. В нём лежит кукла-пеленашка. Воспитатель берёт макет и куклу и рассказывает про неё. Воспитатель и дети садятся на стульчики.
1 станция «Кукла-пеленашка».
Воспитатель: - Как вы думаете, почему её так называли? (ответы детей)
У наших предков древних славян существовал обычай крепко пеленать младенцев. Считалось, что таким образом можно защитить ребенка от злых духов. Для дополнительной защиты в кроватку крохи любящие родители всегда подкладывали куклу-оберег, крепко завернутую в лоскутики.
- Я предлагаю вам спеть этой куколке колыбельную (дети исполняют колыбельную «Ходит сон»)
Воспитатель: - Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана?
Ответы детей (при помощи ткани, ниток, тесьмы, ленты).
Воспитатель даёт каждому ребёнку возможность потрогать куколку.
Воспитатель: - На Руси испокон веков бабушки мастерили кукол, чтобы занять детей, пока их родители работали. Кукол мастерили из любых подручных материалов: соломы, ниток, крупы, лоскутков ткани. И раньше, и сейчас кукла - самая почитаемая игрушка. Кукла берегла человека, поэтому их так и называли: куклы – обереги.
Воспитатель: - Ребята, чтобы попасть в гости к следующей кукле нужно снова отправиться в путь. И снова волшебный клубочек нам в помощь.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и дошли до второй станции!
Воспитатель подводит детей к другой полке.
Воспитатель: - Перед Вами «Кукла-колокольчик».
2 станция «Кукла – колокольчик».
Воспитатель: - Эта кукла имеет корни из Валдая. Именно в тех краях родилась традиция приносить такой оберег друзьям и близким, желая им удачи. Кукла обязательно наряжалась в трех ярусную юбочку, (воспитатель показывает три ряда тканевых юбок) которая символизировала колокольчики. Считалось, что если такой оберег хранится в доме, то он наполняет его позитивной энергетикой. Куклы-колокольчики делали в подарок.
Воспитатель: - Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана?
Ответы детей (при помощи ткани и колокольчиков).
Воспитатель даёт каждому ребёнку возможность потрогать куколку.
Воспитатель: - Ребята, нам пора отправляться в гости к следующей кукле. И снова нам поможет волшебный клубочек.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и дошли до третьей станции!
Воспитатель подводит детей к другой полке.
Воспитатель: - Ребята, перед Вами «Кукла-десятиручка».
3 станция «Кукла – десятиручка».
Воспитатель: - Как вы думаете, почему её так называли? Для чего ей так много рук? (ответы детей).
Ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, рассмотрите куколку. Из каких материалов она сделана? При помощи чего она сделана?
Ответы детей (при помощи верёвки и ткани).
Воспитатель даёт каждому ребёнку возможность потрогать куколку.
Воспитатель: - «Десятиручка» считалась женским оберегом. Она давала силы грамотно вести хозяйство, успевать делать все дела по дому. Очень часто такую куклу делали для себя невесты. Она настраивала их на будущую семью и помогала приготовить приданое. Оберег помогал приобрести умения в рукоделии. Размещалась кукла-оберег, как правило, над рабочим местом. Изготовляли «Десятиручку» из пеньковой верёвки, ниток и ткани.
Воспитатель: - Ребята, нам пора отправляться в гости к следующей кукле. И снова нам поможет волшебный клубочек.
Воспитатель: - Ребята, вот мы и дошли до четвёртой станции!
Воспитатель подводит детей к полке.
Воспитатель: - Ребята, перед Вами «Кукла-травница».
4 станция «Кукла-травница».
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего делали эту куклу?
Ответы детей (из трав).
Воспитатель: - Правильно, из трав. Травница использовалась в целебных целях. Поскольку при изготовлении её туловища применялись травы, то она обладала способностью очищать воздух в жилище. Для того, чтобы душистые травы источали аромат, куклу нужно было как можно больше мять руками. Кроме этого считалось, что такой оберег защищает от напастей.
Воспитатель даёт каждому ребёнку возможность потрогать куколку и достаё т из сундучка травы: мяту, душицу, солому и раскладывает на небольшом столике перед детьми. Даёт детям по очереди потрогать, понюхать, помять траву.
Воспитатель: - Я вижу, Вы устали. Давайте покажем нашим куколкам, как мы умеем танцевать и станцуем хороводный танец «Пошла Млада за водой».
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы по кругу пойдём.
Хоровод заведём.
Водят хороводный танец «Пошла Млада за водой».
После танца дети садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ну, вот, ребята, мы поиграли, отдохнули!
- Ребята, а теперь посмотрите на лица, всех этих кукол? Что вы заметили? (ответы детей). Правильно! Все куклы обереги были безликими, то есть без лица, чтобы в неё не вселились злые силы.
Воспитатель читает стихотворение:
У современных кукол есть глаза,
Им красят губы, заплетают косы.
Обрядовая кукла - без лица,
Не задает нам странные вопросы.
Не просит есть, не хнычет по ночам,
Но терпеливо в нас читает души,
И, показав, где в нас сокрыта Навь,
Ведет туда, где в мир приходят росы.
И мир вокруг, узрев наш путь к себе,
Нам открывает все свои тропинки,
Соединив все грани бытия.
Обрядовая кукла - в детской зыбке.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: - Ну, вот, и подошло к концу наше занятие.
- С какими куклами мы сегодня познакомились: современными или старинными? Почему вы так думаете?
- Из каких материалов они сделаны? При помощи чего они сделаны?
Воспитатель: - Ребята, все эти куклы есть в нашем музее детского сада «Крошка Енот». На следующем занятии мы обязательно познакомимся и рассмотрим другие куклы-обереги и попробуем сделать своими руками «Куклу-пеленашку».
Воспитатель: - Ребята, нам пора прощаться с куклой Младой и её подружками. До новых встреч! Дети прощаются с куклами-оберегами и куклой Младой.