Лилия Долгий
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней» Долгий Лилия Михайловна, воспитатель 1 квалификационной категории.
Цели и задачи:
- Создание условий для развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников. - Расширять знания детей о многообразии камней, их свойствах. - Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. - Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей. - Познакомить детей с ролью камней в жизни человека. - Воспитывать бережное отношение к неживой природе. - Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам. - Развивать сенсорные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие, воображение, расширять объём памяти. - Продолжать формировать навыки общения, сотрудничества. - Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе. - Воспитывать любознательность, познавательный интерес. - Активизация словаря: Твердый, прочный, тяжелый, гладкий, неровный, блестящий, тусклый, холодный, теплый, тонет;
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе „Волшебный мир камней“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Виды деятельности: Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, продуктивная.
Материалы и оборудование: Интерактивная доска, проектор, ноутбук, набор камней, схемы-карточки с описанием свойств камней.
Материал для опытно-исследовательской работы: стаканы с водой, лупы, камни на каждого ребенка, весы, подставки для карандашей, ювелирные изделия.
С драгоценными и полудрагоценными камнями, шкатулка с драгоценностями, иллюстрации, синяя, зеленая ткань, музыка (кадры из сказки «Хозяйка медной горы», слайды с изображением каменных гор.
Предполагаемый результат:
*У детей сформированы представления о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, знания о пользе камней в природе и жизни человека.
*Имеют представления о возникновении камней и о том как их используют, какими полезными ископаемыми богата Россия.
* Проявляют познавательные способности: демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
*Воплощают идеи в творческой деятельности.
Ход экспериментальной детальности
Дети входят в группу и их встречает сама Хозяйка медной горы. (1 слайд в приложении)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я хозяйка медной горы.
Вы видите, у меня в руках шкатулка. А что в ней находится, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли у дороги ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять. Кто дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
Воспитатель открывает шкатулку
Смотрите, в шкатулке камень. Ребята расскажите мне, камни – какие они?
(2 слайд в приложении)
Как известно, камень очень прочен, и жизнь его долгая, но всё же не вечная. Камень может появиться на свет с огромной скалой, горой. Но время, вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем в более маленькие камни, камешки, щебёнку.
Хотите узнать ещё больше о свойстве камней? Тогда я приглашаю Вас к себе в гости в сказочные подземные кладовые.
Воспитатель вместе с детьми заходит в первую кладовую.
Дети определяют цвет, форму и размер камней.
- Ребята, внимательно осмотрите все камни, какого они цвета?
Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы у них камни.
Воспитатель: А Вы знаете как называется этот камень? (Воспитатель показывает и называет камни).
Воспитатель спрашивает: «Все камни одинакового размера».
Дети: нет, камни бывают разных размеров.
Воспитатель: Дети, а следующая кладовая на нашем пути это не просто кладовая, а научная лаборатория. Здесь мы с Вами будем изучать камни с помощью научных приборов.
Дети взвешивают камни на разных весах
Воспитатель: Предлагаю вам провести очень сложный опыт: посмотреть и определить с помощью глаз какой камень тяжелый а какой легче? Возьмите камни в ладошки и определите самый тяжелый и самый легкий камень.
Теперь давайте сделаем это с помощью научных приборов-весов взвесим камни и узнаем точный результат.
Вывод: камни по весу бывают разные легкие и тяжелые, чем больше камень, тем больше его вес.
Дети изучают поверхность камней
Воспитатель: Чтобы еще лучше увидеть красоту камней и ее поверхность мы рассмотрим их с помощью научных приборов- лупы.
Воспитатель: Что интересного вы увидели? (углубления, узоры, ямочки и т. д.)
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите перед вами лежат гвозди, давайте попробуем, что ни будь нацарапать на камне. Теперь рассмотрим, что произошло с поверхностью камня? (Остались следы от гвоздя)
Так мы можем сделать вывод, что камни могут меняться под воздействием окружающей среды. (3 слайд в приложении)
Дорогие ребята, а теперь приглашаю вас в кладовую «Подводный мир».
Дети определяют поверхность камней гладкий - шероховатый
Теперь я предлагаю взять в руки по одному камешку и по очереди обследовать их с помощью пальчиков. Поверхность у камней одинаковая или разная?
Чем различаются поверхность камня на пальчиках правой руки и пальчиках левой руки? (Дети делятся своими мыслями).
Воспитатель просит показать гладкий камень. Это галька.
-Возьмите гальку в руку, расскажите мне какой этот камень? (гладкий, ровный)
Воспитатель: А почему у этих камней нет острых углов? Как вы думаете?
(Рассуждения детей).
Морские камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твёрдые и холодные, красивые, разного цвета. Гладкими их сделали морские волны. Педагог предлагает найти речные камешки и сравнить их с морскими, а речные камешки – шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.
Вы слышали такую поговорку «Вода- камень точит». (4 слайд в приложении)
-Камень галька гладкий потому, что находится в воде, в реке, в море
Просмотр видео «Шум моря» на интерактивной доске
Вода двигает камни, ударяет друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно сглаживаются, камни становятся округлыми.
-Возьмите два маленьких камешка в ладошки и потрите их.
-Вы слышите шум моря в ваших ладошках, вот так и в море или в реке волна ударяет их друг о друга двигает камни, и постепенно острые углы стираются, и камни становятся гладкими.
И так давайте сделаем вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель: Ребята, а что мы свами узнали в этой кладовой?
(Рассуждения детей).
Давайте проведем пятый опыт: Плавучесть.
Воспитатель: Возьмите любой камень и осторожно опустите в воду.
(Дети берут камень и осторожно опускают камень в воду, наблюдают).
Что произошло? (утонул).
Воспитатель, Камни тонут в воде, потому что они тяжелые.
(Воспитатель обращает внимание детей на карточку-схему).
Я хочу познакомить вас с пористым камешком. Кто его знает? Ответы детей (пемза). 5 СЛАЙД
Пемза родом из кратера вулкана. Она так и называется – вулканическая порода. Возникла она во время извержения вулкана. Проснувшийся вулкан выбрасывает в воздух куски затвердевшей лавы и раскалённых газов. Лава застывает почти мгновенно после выброса. А газы, которыми она была перемешена, делают её пористой. Отсюда в пемзе столько много «дырочек». Ребята, как вы думаете, пемза тонет или нет? Ответы детей.
Теперь давайте опустим в воду пемзу и проверим, что с ней произойдёт? (не тонет). Почему пемза не тонет? «Дырявость», пористой пемзы делает её «непотопляемой». Дети вытирают рук.
А, какие ещё изменения произошли с камне после того как он попал в воду? (намок и стал ярче). Теперь давайте выловим любой камень из воды с помощью сачка и сравним его с сухим камнем. Вытрем его салфеткой.
Что вы видите? Какие изменения?
Мокрый камень всегда выглядит ярче, чем когда высыхает и становится сухим и тусклым.
А сейчас ребята мы с вами проведем интересный, очень сложный шестой опыт: определим температуру камней.
Потрогайте камень, который вы выловили из определите какая у них температура? (Воспитатель просит детей показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Как вы думаете? Что будете делать?
Дыхательная гимнастика: Дети берут все камни, кладут на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой. (3-4 раза)
Что мы можем сказать про температуру камней? Какой сделать вывод?
Вывод: камни могут быть теплые и холодные. Температура меняется под воздействием окружающей температуры воздуха.
А теперь я пришло время провести Вас в самую красивую кладовую:
6 СЛАЙД В этой кладовой я храню драгоценные камни и украшения.
Воспитатель: Посмотрите сколько здесь различных украшений из драгоценных и полудрагоценных камней. Они все очень красивые, яркие. Эти украшения из камней очень любят надевать девушки, женщины, мамы и бабушки.
Расскажите мне ребята, где люди могут использоваться камни? (Ответы детей).
СЛАЙДЫ 7-16
(В строительство домов, в производстве мебели, в оформлении интерьера и декоративно – прикладном искусстве, сувениры, памятники, украшения).
Рассматривание картин из камня, показ на слайде мест применений камня человеком.
Давайте пройдем к следующему столу.
А каким камнем, ребята, мы пользуемся каждый день?
Как он называется? Он вам ничего не напоминает?
Это, ребята, графит.
Давайте попробуем им нарисовать что-нибудь.
Воспитатель на листочке проводит линию.
А теперь посмотрите на наши карандаши, в них тоже есть стержень, который сделан из графита.
А теперь скажите мне, есть ли съедобные камни? (Предположение детей)
Есть ребята камень, который мы с вами используем в пище каждый день. Вот предлагаю вам его попробовать, и вы сразу его узнаете. 17 СЛАЙД
(Это соль, её добывают под землёй в соляных шахтах в виде больших камней, воспитатель показывает детям небольшой кусок каменной соли, затем ее мелко дробят и она попадает нам на стол в виде пищевой добавки).
Вот, ребята, и подошло к концу наше с вами путешествие. Давайте вспомним и расскажем, что же мы узнали о камнях.
В течении всего путешествия мы свами собирали информацию о камнях, проводили опыты, наблюдали и чтобы вам легче было составить доклад вам помогут карточки-схемы, которые мы собирали в течение всей экскурсии. Они находятся у меня в сундуке знаний. Давайте их достанем.
Дети достают карточки и по выбору составляют доклад, выкладывая их на мольберте. Если Вы захотите найти дополнительную информацию о камнях, то вы сможете ее найти в интернете, спросить у родителей, или прочитать в книге. 18 СЛАЙД
Вы такие молодцы. Мне очень приятно было с вами работать. И на о нашей встрече у меня для вас ещё один сюрприз. (Воспитатель достает из сундучка красивый мешочек с камнями). Посмотрите, что у меня давайте каждый из вас просунет руку в мешочек и достанет подарок. (Дети достают из мешочка красивые камешки, на которых изображены различные животные). Вы будете смотреть на них и вспоминать о нашей встрече.
До свидания, ребята! (Воспитатель достает из сундучка красивый мешочек с камнями). Посмотрите, что у меня давайте каждый из вас просунет руку в мешочек и достанет подарок. Вы будете смотреть на них и вспоминать о нашей встрече. До свидания!
Приложение
Презентация «Волшебный мир камней»