Евгения Страхова
Конспект НОД с элементами экспериментирования в средней группе «Магнит и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Образовательные:
формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер);
формировать умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;
дать понятие о практической значимости магнита.
Развивающие:
развитие познавательной активности детей;
развитие мыслительных операций, умения делать выводы;
стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в средней группе „Магнит и его свойства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные:
воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности;
воспитание навыков сотрудничества;
воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.
Используемые методы и приемы:
словесный рассказ воспитателя;
беседа;
наглядный показ слайдов.
Предварительная работа:
беседа на тему: «Что такое магнит?»;
игры с магнитной доской и магнитными буквами, игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка», «Бабочка».
Словарная работа: магнетические предметы, примагнитились.
Оборудование:
магниты на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребенка, металлические и неметаллические предметы, «посылка».
Ход НОД
1. Орг. момент.
Воспитатель: ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано «Детям средней группы». Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть, Давайте прочтем и узнаем, кто его прислал. А для того чтобы это узнать, вам нужно отгадать загадку.
Он веселый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроение,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи! (Карлсон)
Воспитатель: вы поняли от кого письмо? (слайд 1)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую - то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прицеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.
2. Основная часть.
Воспитатель: ребята, вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?
(заглядываю в «посылку» и загадываю загадку)
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Что же это такое? (магнит)
Воспитатель: вот перед нами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит.
Рассматривание магнита
Воспитатель: возьмите его в руки и внимательно посмотрите: какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей).
Воспитатель: делаем вывод, все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы. (слайд 2)
Воспитатель: ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом.
Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов.
1. Внимательно слушать взрослого.
2. Быть осторожными (ничего не брать в рот).
Опыт 1. «Какой магнит сильнее?» (за столами стоя)
Цель: определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь? Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.
На столах лежат магниты : большие и маленькие.
Воспитатель: как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? короткие) Давайте проверим.
Если мы поднесем магнит к скрепке, то, что произойдет? (ответы детей)
А теперь осторожно поднесем скрепку к другой скрепке. Что происходит? (скрепка притягивается к другой).
На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.
Воспитатель: сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)
Сколько притянул большой магнит? (ответы детей)
Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)
Значит, какой из магнитов сильнее)
Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.
Опыт 2. «Все ли притягивает магнит?» (на ковре)
Цель: формирование знаний о том, что магнит притягивает лишь металлические предметы.
Воспитатель: Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё вверх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.
( На ковре рассыпаны: пуговицы, деньги, фасоль, скрепки, пластмассовый и металлический конструкторы).
Воспитатель: как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (использовать магнит)
Приступайте (педагог подходит к детям и проверяет их).
Воспитатель: а сейчас проверяем.
Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей).
Правильно! (слайд 3)
Воспитатель: почему они примагнитились) Из чего они изготовлены) Какие они? (ответы детей)
А вы знаете, как называются предметы, притягиваемые магнитом?
Воспитатель: магнетические предметы.
Воспитатель: какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей)
Вывод: магнит притягивает лишь металлические предметы.
Физкультурная минутка
Воспитатель: устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.
«Волшебный магнит».
Цель: закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.
Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.).
Воспитатель: продолжим наши волшебные опыты?
Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы» (стоя за столами)
Цель: определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что Карлсон очень заботливый. Он решил купить рыбку в аквариум, уже приготовил и баночку с водой. Но вредная ворона набросала туда скрепки. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с водой и «мусором»).
Воспитатель: кто знает, как мы можем их достать? Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво, да и не хочется. Я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.
Дети пробуют самостоятельно.
Вывод: магнит может примагничивать через стакан и воду.
Практическая значимость магнита. (стоя)
Цель: формирование знаний детей об использовании магнита людьми.
Воспитатель: а знаете ли вы в как люди используют магнит?
Впервые человек использовал магнит при изготовлении компаса. С его помощью можно определить положение 4 сторон света. (слайд 4)
Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд 5)
Магнит используют в медицине. (слайд 6)
А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд 7)
Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.
3. Итог.
Воспитатель: ребята, вам понравилось проводить опыты с магнитом?
Что нового вы узнали о свойствах магнита? Что такое магнетические предметы?
Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?