Конспект НОД «Семейные традиции и реликвии» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Коновалова
Конспект НОД «Семейные традиции и реликвии» для детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. Дать понятие «Семейные традиции», «Семейная реликвия».

2. Воспитывать у детей чувство уважения, любви к своим родным и близким, семейным радициям.

3. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

4. Убедить детей в важности сохранения семейных традиций.

Предварительная работа:

1. Чтение художественной литературы по теме «Моя семья».

2. Беседы «Моя семья».

3. Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.

4. Сюжетные - ролевые игры «Семья», «Дочки- матери».

5. Дидактические игры по теме «Семья».

6. Выставка рисунков «Наша дружная семья».

Оборудование:

семейные реликвии – шкатулка, фотографии, награды; фотографии семей.

НОД:

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить поиграть в игру «Подари улыбку другу». Закройте на секунду глазки и представьте теплое, доброе солнышко на небе, как оно улыбается вам. Откройте глазки, улыбнитесь друг другу и скажите

«Я люблю тебя, ты мой друг, будем дружить». Ребята, от ваших улыбок стало светлее в нашей группе. Спасибо.

-А теперь я приглашаю вас сесть за круглый стол - он объединит нас в одно целое, настоящий семейный круг — мы все вместе…

Дети: Большая семья.

Воспитатель. Дети, вы заметили, что мы часто слышали слово* семья*. Замечательное, доброе, теплое слово «семья». Если произнести его по слогам, то получится слово …

Дети. Семь — Я.

Воспитатель. Ребята, что обозначают эти – «семь — я»?

Дети. Это наша семья — мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка.

Воспитатель. Правильно, дети. Эти «семь – я» - ваша семья, родная, близкая, любимая.

- Теперь давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о семье, детях и родителях.

Дети: Согласная семья — счастливая семья.

Не нужен и клад, коли в семье лад.

Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

Семья сильна — когда над ней крыша одна.

Семья в куче — не страшна и туча.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Какие корешки, такие и вершки, какие родители, таковы и дети.

В хорошей семье, хорошие дети растут.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти иллюстрации.

- Что их объединяет? Кто изображен на них?

- Почему вы решили, что на иллюстрациях изображены семьи?

- Чем семьи похожи и чем отличаются?

(ответы детей).

- Ребята, а теперь посмотрите на эту иллюстрацию.

- Как вы думаете, художник отображает на ней современную жизнь или рассказывает о прошлом?

- Почему вы решили, что на картине изображено прошлое?

(старинная одежда, посуда, русская печь, прялка).

- А к какой схеме можно отнести эту семью?

- Почему?

(ответы детей)

- В старину семьи в основном жили в одном большом доме или по соседству.

- А для чего же люди создавали такие большие семьи?

Воспитатель: Сейчас мы с вами перенесемся во времена наших бабушек и дедушек, и я расскажу вам, какие были тогда обычаи и традиции.

- Основным занятием для мужчин в то время было земледелие, охота, кузнечное и гончарное дело. Работа была тяжелая, и отец не мог один справляться с ней и поэтому, когда в семьях подрастали сыновья, они помогали своим отцам в их нелегком труде.

- А чем же занимались женщины?

-Дети: готовили еду, шили, пряли, присматривали за малышами, убирались дома.

- Рассмотрите картину и найдите самых старших.

- Почему они сидят, а сыновья стоят?

Дети: уважение к старшим, внимательно слушают их, просят у старших какого – то совета.

Воспитатель: Дети обращались к своим родителям на «Вы» с почтением, уважением, ласково. Отца в старину называли «батюшкой», а мать – «матушкой».

- Семьи в то время были дружные, родственники всегда помогали друг другу. Люди были отзывчивыми, гостеприимными, как говорили раньше – хлебосольными. Любили веселые игры, пляски, хороводы. Такие были обычаи и традиции.

- Ребята, как вы поняли, что такое традиции?

Воспитатель: У каждой семьи есть свои традиции, укрепляющие семейные отношения, делающие жизнь семьи интересной и насыщенной.

Какие же могут быть семейные традиции:

прежде всего, это домашние игры, совместное чтение по вечерам сказок, былин, рассказов.

семейные вечера для малышей с участием всех членов семьи, домашние спектакли, изготовление подарков к вечерам, праздникам.

вместе с родителями заниматься вышиванием, вязанием, бисероплетением, рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием из природного материала.

особое блюдо вашей семьи, или "ваша" семейная песня, исполняемая за праздничным столом.

на каждый Новый Год можно рисовать новогодние открытки, которые вместе с прошлогодними могут быть спрятаны в ящик с елочными игрушками, а через год достаются.

Воспитатель: Многие ваши мамы и папы принесли семейные традиции из своего детства. И теперь эти традиции вашей семьи.

- Ребята, расскажите о семейных традициях вашей семьи.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре / хлопают в ладоши/

Кто живет у нас в квартире /поднимают плечи/

Раз, два, три, четыре, пять / прыгаю на месте/

Всех могу пересчитать /считают пальчиками/

Папа, мама, брат, сестра,

Бабушка и дедушка / показывают ладошкой/

Кошка Мурка, два котенка / наклон вправо, влево/

Мой сверчок, щенок и я / повороты вправо, влево/

Вот и вся моя семья. / хлопают в ладоши/

Воспитатель: В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. У каждой семьи есть вещи, которые дороги как память о родных людях, бережно хранят, передают из поколения в поколение и имеют свою историю. Это семейные реликвии. Реликвия — это свято хранимая, почитаемая вещь, которая хранится в семье — это могут и старые фотографии, украшения, медали, ордена, игрушки, игры.

- Посмотрите внимательно на реликвию моей семьи. Это ордена и медали моей бабушки и моего дедушки, которые воевали и защищали нашу Родину от врагов во время Великой Отечественной войны.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семейные традиции и семейные реликвии?

Вы теперь понимаете что такое семейные традиции и семейные реликвии. Дома, вместе с мамой и папой составьте рассказ о семейных традициях и нарисуйте к нему рисунок. А с бабушками и дедушками поговорите о семейных реликвиях. По возможности принесите их или сфотографируйте.

Зажигают фонари за окном.

Сядь со мной, поговори перед сном.

Целый вечер ты со мной не была,

У тебя всё дела да дела.

Сядь со мной, поговори перед сном

Погляди на фонари за окном.

___

Публикации по теме:

Авторская дидактическая игра «Собери овощи в корзинку»Авторская дидактическая игра «Собери овощи в корзинку» Автор: Гусева. Е. А Дидактическая игра" Собери овощи в корзинку" Цель игры: обогащать и совершенствовать представления детей об овощах,.

Проект в средней группе «Я и моя семья. Семейные праздники» Вид проекта: краткосрочный;творческо – поисковый Участники: дети средней группы; воспитатели; родители Актуальность. В современном образовательном.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Конспект НОД «Семейные традиции и реликвии» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 20:23
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки