МААМ-картинки

Конспект НОД «Семья хакасов»

Жаннета Чусова
Конспект НОД «Семья хакасов»

Конспект НОД в средней группе.

Тема: «Семья хакасов».

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе углубления представления детей об обычаях и традициях хакасской семьи.

Задачи:

- создать условия для речевой активности детей;

Публикация «Конспект НОД „Семья хакасов“» размещена в разделах

- Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями хакасской семьи через сюжетно-ролевую игру. Учить распределять роли с использованием игровых моделей, между собой. Формировать коммуникативные навыки. Воспитывать уважение к старшим и другим членам семьи.

Предварительная работа: Знакомство с хакасским фольклором, бытом, рассматривание хакасского национального костюма, экскурсия в музей. Чтение сказок. Изготовление хакасских костюмов, макета юрты, оберега хакасских женщин - пого, музыкального инструмента – хомыса и оружия (совместно с родителями).

Словарная работа: юрта, кумыс (молочный напиток, хомыс (музыкальный инструмент, пого (женское украшение, аркан, седло, аал (хакасская деревня, бабушка-уужа, дедушка-агам, папа-пабам, мама-ижем, дети-палалар, здравствуйте-изенер.

Оборудование: макет юрты, национальная посуда, национальные костюмы, арканы, пого, кони, музыкальный инструмент, игрушки животных, очаг, шкуры животных, оружие, мультимедийная установка.

Руководство процессом игры:

Сценография зала: юрта, озеро, лошади.

Дети входят в группу под хакасскую мелодию. Здороваются на русском и хакасском языках (здравствуйте-изеннер).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами попали в хакасский аал. Аал – это хакасская деревня.

-Что такое аал?

Воспитатель: А вот это хакасский дом его называют юртой.

- Как называется хакасский дом?

Воспитатель: Вы хотите посмотреть, что в юрте?

- Что вы видите в юрте?

(Шкуры животных, посуду, оружие, музыкальный инструмент (хомыс, кровать, кукол в хакасской одежде).

Показ слайдов.

1 слайд. Хакасская юрта в степи

Воспитатель: Что вы видите ребята? (юрту, вот это хакасская юрта в древности. Посмотрите, есть ли у юрты окна? (нет). А как вы думаете, где стоит юрта? (в степи). Хакасы свои юрты всегда ставили около воды. Как вы думаете для чего? (поить скот, стирать, готовить и. т. д.).

2 слайд. Хакасская юрта внутри.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая богатая юрта.

Расскажите, что вы видите внутри юрты? Мужчин хакасов, они пьют из пиал кумыс, женщина хакаска варит молочный суп. Девочка хакаска толчёт зерно. Очень яркая и красивая мебель и одежда.

Воспитатель: В этой юрте живёт очень богатая хакасская семья. В бедных семьях не было столько посуды, мебели, одежды.

3 слайд. Мужчина хакас рядом с конём.

- Посмотрите, это стоит хакас со своим конём. Что у коня на спине? (седло). Зачем нужны хакасам лошади? (охотится, пасти овец и баранов и. т. д.).

Воспитатель: Вы хотите поиграть в хакасскую семью?

Воспитатель: Давайте с вами присядем и распределим роли. Кто какую роль в нашей хакасской семье будет играть.

Распределение ролей по моделям. (см. приложение)

Воспитатель: Вот этот большой круг будет обозначать юрту, кто будет жить в этой юрте? (хакасская семья).

Воспитатель: Кто самый главный в хакасской семье? (бабушка и дедушка).

Воспитатель: Почему они самые главные? (они самые старшие, поэтому все члены семьи их уважали и слушались).

Воспитатель: Каким кружком мы их обозначим? (Самыми большими). Скажите по хакаски бабушка - уужа, дедушка - агам).

Воспитатель: Кто еще будет жить в юрте? (мама и папа). Какие кружочки подберем для папы и мамы? (поменьше). Скажите по-хакаски мама – ижем, папа – пабам.

Воспитатель: А кто еще живет в юрте? (дети). Какими кружочками мы обозначим детей? Как по - хакаски дети – палалар.

Воспитатель: А теперь, давайте подберем костюмы к нашим героям. (Переодеваемся в национальные костюмы хакасов).

Воспитатель: Вы хотите поиграть в хакасскую семью.

Дети играют. Мальчики накидывают арканы на лошадей, поят их водой из озера, скачут по степи. Девочки делают работу по хозяйству (моют посуду, готовят суп, смотрят за младшими и. т. д.)Воспитатель использует по ходу игры прямое и косвенное руководство.

4-й слайд. Закат солнца.

Воспитатель: Посмотрите дети, солнце заходит и нам пора отдыхать. Дети садятся около очага в юрте. Мальчики играют на хакасском музыкальном инструменте (хомысе). Девочки танцуют.

Список литературы:

1. Л. А. Венгер Программа «Развитие», 1999г.

2. А. Н. Балгазина «Моя Хакассия – Абакан», 2001г.

3. К. М. Патачаков «Культура и быт хакасов», 1958г.

Приложение:

Пояснительная записка

к конспекту занятия «Семья хакасов».

Конспект занятия составлен с опорой на программу Л. А. Венгера «Развитие», с использованием регионального компонента. Занятие носило интегрированный характер.

На первом этапе занятия дети попадают в «хакасский аал» изготовленный в натуральную величину макет юрты.

На втором этапе занятия была использована мультимедийная презентация.

«Быт хакасов». Она помогла окунуться детям в реальную историческую обстановку быта хакасов.

На третьем этапе была организована сюжетно- ролевая игра «Хакасская семья».

В ходе занятия применялись следующие методы и приё мы:

- объяснительно-иллюстративные;

- репродуктивные;

- частичнопоисковые;

- игровой;

- моделирование.

В процессе занятия была проведена большая индивидуальная работа с детьми:

- проговаривание хакасских слов;

- закрепление предметов хакасского быта;

- ролевые диалоги.

НОД носило обучающий характер и соответствовало поставленным целям, способствовало развитию нравственных качеств и познавательных интересов у детей.

Психологический микроклимат в группе носил положительный характер. Дети умеют общаться друг с другом, так как у них хорошо развиты коммуникативные навыки.

Форма НОД нетрадиционная.

Для развития творческих возможностей детей, была создана оригинальная развивающая среда, в виде хакасского аала.

Занятие способствовало формированию у детей различных психических процессов (внимание, мышление, речь, воображение, память, волю, эмоциональное, нравственное воспитание).

Дети на НОД чувствовали себя комфортно и свободно, не стеснялись, выражали свои чувства и эмоции.

Интерес детей удерживался на протяжении всего занятия. Дети активно отвечали на вопросы, высказывали своё мнение.

Пик НОД пришёлся на третью часть, так как здесь была развёрнута сюжетно- ролевая игра. Дети получили возможность выразить своё творчество при помощи игровых действий.

Использование наглядного моделирования при распределении ролей в сюжетно- ролевой игре помогло детям усвоить навыки социальной субординации в хакасской семье.

Итак, в процессе НОД дети познакомились с обычаями и традициями хакасской семьи, научились распределять роли с использованием игровых моделей. Занятие помогло формированию коммуникативных навыков и психических процессов у детей, так же помогло воспитанию уважения к старшим и другим членам семьи.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Моя семья» Цель: Формировать первоначальные представления о семье. Задачи: 1. Поддерживать и развивать интерес у детей к миру взрослых. 2. Расширять.

Конспект занятия «Моя семья» Занятие для старшей группы на тему: Моя семья. Цель: Расширять представления детей о своей семье, родословной,семейных традициях. Задачи:.

Конспект «Я и моя семья» Цель: формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Задачи: 1. Углублять представления о составе.

Конспект НОД «Моя семья» 1. Совместная образовательная деятельность с детьми. 2. Возрастная группа – старшая. 3. Образовательное направление: Социально-коммуникативное.

Конспект занятия «Семья» Конспект занятия разработан воспитателем: МКДОУ№18 Изобильненского района Г. Изобильный Сокуренко Р. Р. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «СЕМЬЯ» (старший.

Конспект занятия «Семья» Митякова Наталья Гарбузова Наталья Конспект занятия «СЕМЬЯ» Задачи: закреплять у детей умение согласовывать имена прилагательные с именами.

Родительское собрание «Семья — это счастье, семья — это дом» Сладкий вечер. «Семья – это счастье, семья – это дом, согретый любовью, сердечным теплом». Цель: Формирование у детей представлений.

Сценарий праздника. «Я и моя семья». Обобщение по теме «Семья» Разновозрастная группа от 2 до 5 лет. Сценарий праздника. «Я и моя семья». Обобщение по теме «Семья» Разновозрастная группа от 2до 5лет. 1. Приветствие (музыкальная заставка).

Сценарий праздника. «Я и моя семья». Обобщение по теме «Семья» Разновозрастная группа от 2 до 5 лет. 1. Приветствие (музыкальная заставка) Здравствуйте дорогие наши гости, родители мамы папы, бабушки и наши дети. Мы очень рады видеть вас.

Тематическая неделя «Мой дом — моя семья» «Моя семья» (конспект НОД в младшей группе) Цель: познакомить с понятием семья Задачи: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Семья хакасов»
Опубликовано: 24 января 2017 в 13:40
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД