Светлана Гусева
Конспект НОД «Суховерхово — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ Суховерховской ООШ Кологривского района Костромской области
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему
«Суховерхово – моя малая Родина»
для детей старшего дошкольного возраста.
Гусева Светлана Александровна
воспитатель.
д. Суховерхово
2017 год.
Цель: приобщение ребенка к истории и культуре своей деревни.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Суховерхово — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Обучающие: познакомить с прошлым и настоящим деревни. Учить выражать в своих рисунках свои взгляды на прошлое, настоящее и будущее нашей деревни. Приучать рисовать крупно, аккуратно пользоваться красками.
2. Развивающие: расширять запас слов, обозначающих действия и признаки.
3. Воспитывающие: воспитывать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории достопримечательностях деревни.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы про жизнь в деревне в старину;
рассматривание картинок, иллюстраций;
экскурсии на почту, в библиотеку, в магазин; на реку Унжа;
наблюдения за домами: которые сделали раньше, а которые не так давно.
Методические приемы:
показ и объяснение воспитателя;
вопросы к детям;
игровая ситуация;
музыкальное сопровождение;
наблюдение за работой детей;
индивидуальные объяснения;
анализ работ воспитателем и детьми;
практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование:
презентация «Наша деревня»;
спокойная музыка во время работы.
Раздаточный материал: альбомные листы, цветная бумага, гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, кисточки, баночки под воду.
Структура НОД:
Вводная часть. (3мин).
• Сюрпризный момент.
• Загадки.
Основная часть. (15 мин.)
• Стихотворение.
• Рассказ воспитателя о прошлом деревни.
• Показ слайдов и рассказы детей про современную деревню.
• Физкультминутка.
• Рассказывание по мнемотаблице.
• Рисование.
Заключительная часть. (2 мин).
• Рассказы о своих рисунках.
Ход НОД.
1. Сюрпризный момент. Стук в дверь. Входит кукла в национальном костюме. (Здоровается).
- Ребята, кто к нам пришёл?
-
-Эта кукла приехала с моей малой Родины – Чувашии. Её зовут Нарспи. Так как у нашего народа не принято в гости с пустыми руками приходить: она принесла вам загадки, фотографии. Если мы отгадаем загадки и посмотрим на фотографии – мы угадаем: о чем сегодня у нас пойдет речь.
2. Загадки.
-Вместо фабрик и заводов
Фермы и поля. Подворья,
Избы, пашни, огороды.
Это все на что похоже?
-С городишком схожа.
Люди живут тоже
Работают в колхозе
В полях. На огороде.
- Да, дети, это все про деревню.
А теперь посмотрите на фотографию:
Это деревня, где живет Нарспи. Она называется Старое Янашево.
А как называется наша деревня?
-
1. Стихотворение. Дети, нам сейчас Илюша прочитает стихотворение про деревню.
Стоит деревня наша на горке некрутой:
Родник с водой студеной от нас подать рукой
Мне все кругом отрадно,
Мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом
Я всё в краю моём.
-Как вы думаете, и раньше наша деревня такая была?
-
2. Рассказ воспитателя.
-Да, правильно вы сказали. Раньше наша деревня выглядела совсем по-другому. Нарспи, садись тоже к ребятам и послушай вместе с ними о прошлом нашей деревни. Как – то я специально ходила к бывшей заведующей нашим детским садом - Киселёвой Валентине Сергеевне. Вот что она мне рассказала.
"Когда люди переселялись на новое место, они строили свои дома на возвышенных местах, чтобы в деревне было сухо. И вот наша деревня тоже строилась на высоком месте. По бокам деревни текли две речки, а дома расположились на сухом вверху, и поэтому её и назвали Суховерхово.
Вверху деревни с обеих сторон били ключи, от них и брали начало речки, которые назывались "Задняя" и "Передняя". Избы у крестьян были большие, каждый дом имел большое пространство, обнесённое изгородью. Жили здесь большими семьями. Главные занятия у крестьян - земледелие,
лесной
и судостроительный промыслы.
Суховерховцы занимались стройкой гусяк, унженок и форменок (речные суда).3емля здесь была бедная, илистая, но крестьяне жили здесь лучше, чем в других деревнях потому, что место бойкое, на большой реке и под самым городом, вблизи торгового тракта Кологрив - Галич и, Суховерхово быстро развивалось. В деревне было 140 домов. Здесь было чисто, улицы были оканавлены, выкошены и, с обеих сторон деревни были ворота, так как она была огорожена. В Суховерхове были две улицы. Часть деревни от мостика до верха называлась Суховерхово,
а часть к городу - Куроносово.
В центре была пожарная каланча, магазин, школа. Со временем построили ферму, новый комплекс – было много скотины.
А где сейчас «Орёлка», «Новый посёлок», «Жоховка» - были поля. Эти улицы строились позже. Детский сад тоже был в Суховерхове, а потом на «Орёлке» построили для детей новое здание и детский сад переехал туда".
А после детский сад переехал в это здание. А кто скажет, что теперь в том здании?
-
-Так было раньше. А сейчас что вы можете рассказать Нарспи о нашей деревне.
3. Показ слайдов.
- Давайте ещё покажем Нарспи фотографии с видами нашей деревни и расскажем, что на них запечатлено.
4. Физкультминутка.
- Молодцы, дети. Теперь мы с вами отдохнём, сделаем физкультминутку.
"Солнышко". Представьте, что вы деревья в деревне. Деревья тянутся к солнышку, каждой веточкой, каждым листочком. (Дети вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки, шевелят пальцами).
"Ветерок". Но вот подул ветерок, веточки и листочки шевелятся и раскачиваются. (Дети раскачивают вытянутые вверх руки вправо и влево).
"Ветер усилился". Ветер дует сильнее, но корни в земле. (Дети сильнее раскачиваются).
"Дождь". Пошел дождь, и капли застучали по листикам и веточкам. (Дети встают друг за другом и пальцами похлопывают по спине впереди стоящего ребёнка).
"Пожалеем!". Деревьям жалко друг друга. (Дети поглаживают друг друга по спине.)
"Солнышко". Дождь закончился, деревья сбросили лишнюю влагу (Дети встряхивают руками) и опять потянулись к солнцу. (Вытягивают руки вверх и шевелят пальцами - "Листочками").
6. Рассказы по мнемотаблице.
- Вот мы и отдохнули! А теперь помечтаем; какой будет наша деревня в будущем, какой вы хотите ее видеть? Придумаем какие будут дома: из чего они будут строиться, какой величины, какие части будут, какой формы, в какой цвет покрасим, что еще кроме жилых домов будет.
7. Рисование.
Сегодня мы с вами разговаривали о настоящем, о прошлом, о будущем нашей деревни. Не хотите ли вы для Нарспи нарисовать свою деревню: кто в прошлом, кто в настоящем времени, а кто в будущем?
Рассказы о рисунках.
- Рассказывают Нарспи о своих рисунках и дарят их ей. Нарспи благодарит и прощается.
- Спасибо, ребята, хорошо вы занимались. На этом наше занятие закончилось.