Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»

Кузнецова Любовь
Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»

Конспект НОД

Тема: Страна Шифровандия. Звуки "С" и "Сь"

Дети: подготовительная к школе группа (ФФН)

Форма проведения: Подгрупповая.

Цель: Дифференциация звуков С - Сь на уровне слога, слова и предложения.

Задачи:

1. Продолжать закреплять правильное произношение звуков "С" и "Сь";

2. Продолжать работу по развитию фонематических процессов, используя дидактические игры "Звуковая мозаика", "Телеграмма", "Четвертый лиш-ний";

3. Развивать координацию движений, через игру с мячом и работу с магнит-ной удочкой;

4. Упражнять в умении составлять предложения, используя игру "Придумай пароль";

5. Закрепить словарь по теме "Зима";

6. Тренировать навык звукобуквенного анализа;

7. Закрепить образ буквы "С";

8. Воспитывать желание помогать близким;

Раздаточный материал: Д/игра "Звуковая мозаика"; схемы слов, наборы для анализа слов; шнурки; счетные палочки.

Дидактический материал: телефон; магнитна удочка; массажные мячи.

Технические средства: ноутбук, проектор, экран для проектора.

Предварительная работа:

1. Изучение лексической темы "Признаки зимы", "Зимние забавы", "Зимую-щие птицы".

2. Изучение звука "С", закрепление артикуляции и основных характеристик.

Задания для работы с родителями:

1. Нарисовать или наклеить тетрадь изображения предметов, в названии которых есть звуки "С" и "Сь" (в два столбика).

2. "Назови ласково". Сравнить, что стало со звуком «С» после изменения слова (твердый превратился в мягкий). Нос, пес, лиса, усы, колесо, коса.

3. Прописать в тетради букву "С".

4. Выучить загадку, нарисовать отгадку.

И. Захарова

Непоседа, озорница

Крутится, играется,

А потом, словно певица

Песней заливается.

Ярко-желтую жилетку

Носит эта птица.

И в скворечнике на ветке

Первый гость (Синица).

План занятия:

I. Вводная часть

1. Организационный момент (1 минута)

2. Введение в тему. Характеристика звуков (3 минуты).

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика" (3 минуты);

2. Дидактическая игра "Телеграмма" (3 минуты);

3. Динамическая пауза (2 минуты);

4. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (3 минуты);

5. Игра "Придумай пароль" (3 минуты);

6. Игра "Разгадай шифр" (3 минуты).

7. Игра "Поймай слова" (3 минуты);

8. Буква "С" (3 минуты);

III. Заключительная часть.

1. Расскажем Башмачку о наших приключениях (2 минуты)

2. Дашина оценка (1 минута)

Ход НОД:

I. Вводная часть:

1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какой сегодня день недели?

Д: Среда.

Л: Правильно! А какой месяц и время года?

Д: Декабрь, зима.

Л: Правильно. Давайте вспомним, какие признаки зимы, мы уже изучили.

Д: выпадает много снега, на деревьях совсем нет листьев, Появляются со-сульки, можно кататься на санках, коньках и пр.

Л: Правильно, молодцы!

Звонит телефон.

Л: Ребята, с нами на связь хочет выйти Даша-путешественница (на экране появляется изображение Даши, логопед «разговаривает» с ней по телефону). Смотрите, какая она грустная. Что случилось, Даша? Как же так!

Ребята, Даша потеряла своего друга - обезьянку Башмачка. Чтобы его найти, нужно пройти через неизвестную страну Шифровандию. Даша боится, что не справиться сама и просит вас ей помочь. Поможем!

Д: Поможем.

2. Характеристика звуков

Л: Чтобы пройти через эту неизвестную страну, нужно разгадать все шифры, которые встретятся на пути. Сегодня все шифры в Шифровандии связаны со звуками "С" и "Сь", поэтому нам нужно вспомнить, все, что мы знаем про эти звуки. Давайте произнесем С-с-с-с и сь-сь-сь. Где находится язычок?

Д: Лежит на дне ротика.

Л: Что делают губы и зубы?

Д: Губы улыбаются, зубы сближены.

Л: А какой воздух дует из ротика?

Д: Холодный.

Л: Правильно. Когда мы произносим С-С-С напор воздуха сильнее, когда сь-сь-сь – слабее. Поэтому "С" мы обозначим большим насосом, а "Сь" – ма-леньким.

Л: Чтобы войти вам нужно правильно описать звуки "С" и "Сь". Если вы правильно называете признак, он появится на экране (при правильном назы-вании признака на экране появляется соответствующий символ).

Д: С - согласный (не можем спеть, глухой (горлышко не звенит, твердый.

Д: Сь - согласный, глухой, мягкий.

Л: Молодцы! Вы справились с заданием и теперь нас ждут приключения в стране Шифровандии!

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика".

На лайде появляется Даша с улыбкой на лице.

Л: (разговаривает с Дашей по телефону). Ребята, Даша очень рада, что вы справились и мы сможем продолжить путь к Башмачку. А вот и первый шифр.

Логопед предлагает каждому ребенку заготовленный шаблон, разделенный на 9 одинаковых квадратов и набор синих и зеленых квадратов.

Л: Сейчас я буду произносить слова, если услышите звук "С", как вы думае-те, какой квадратик нужно будет поставить?

Д: Синий, потому, что это цвет твердого звука.

Л: Если услышите "СЬ", то поставите?

Д: Зеленый квадратик!

Л: Молодцы! Все начинаем составлять наш шифр с левого верхнего квадра-тика. Слушайте внимательно, я могу назвать слова, где нет этих звуков!

Суп, мак, сено, мост, кассета, дом, гусь, сито, нос, осень, слон

Л: А теперь давайте вместе с Дашей проверим, правильный ли вы подобрали шифр. Я буду передавать ваши ответы по телефону.

Затем логопед вместе с детьми на презентации проверяют правильность вы-полненного задания, если дети выбрали правильный цвет, квадратик на экра-не изменит цвет, если нет, он останется белым. Когда "шифры" совпадают, происходит переход к следующему этапу.

2. Дидактическая игра "Телеграмма"

На следующем слайде изображение телеграфной станции.

Л: Ребята, где же Даша? Я ее не вижу.

Д: Она прячется за домиком.

Л: Какие вы наблюдательные! Даша говорит, что это телеграфная станция (делает вид, что разговаривает с Дашей по телефону). Она говорит, что сей-час вам нужно будет по телефону передавать зашифрованные послания на станцию, чтобы пройти дальше. Все они будут со звуками "С" и "Сь". Я буду произносить шифр, а вы по очереди повторите его по телефону. Если повто-рите правильно, шифр появится на экране. Будьте внимательны, не путайте звуки "С" и "Сь"! Когда повторите, нажимайте кнопку, чтобы шифр ушел.

Са-ся-са! сё-со-со? Сю-су-сю. Сы-си-си. Ся-са-са? Сэ-сэ-се.

Ася-аса-ася! Усу-уся-уса? Иса-исю-ыси. Эса-есе-ёсё? Яся-аса-оса! Иса-иси-уся!

Л: Молодцы! Даша говорит, что все наши шифровки приняты, и мы можем пройти дальше!

3. Динамическая пауза.

Л: Смотрите, что здесь такое нарисовано?

Д: Здесь ребята занимаются физкультурой/ разминаются.

Л: Наверное, это значит, что нам нужно набраться сил и размяться. Давайте сделаем разминку!

Упражнение с массажными мячиками.

С вами мы начнем зарядку,

Расчитаясь по порядку!

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем приседать.

Встанем бойко на носочки,

Словно достаем до лампочки.

Словно мячики поскачем

Все мы сильные, не плачем!

Важно нам зарядку делать,

Чтоб здоровым быть и смелым. Дети катают массажный мячик

между ладонями

Дети приседают, и перекладывают мя-чик из руки в руку, слегка сжимая.

Дети встают на носочки и тянут руки вверх; сжимают мячик обеими руками.

Дети скачут на обеих ногах.

Дети имитируют упражнения с ганте-лями

Дети катают мячики между ладонями.

4. "Четвертый лишний"

Логопед снова беседует с Дашей.

Л: Ребята, Даша очень удивлена, что вы так хорошо справляетесь с задания-ми. Она думает, что после разминки, вы еще лучше справитесь с заданиями. Смотрите, вот появляются какие-то картинки. Даша говорит, нам нужно вы-брать лишнюю. Давайте назовем, что изображено на картинках. Дети назы-вают картинки.

Д: Сорока, синица, сова, клест. Лишняя синица, потому что в остальных сло-вах звук "С", а тут "Сь"

Снеговик, сосулька, снег, снежинка.

Сноуборд, санки, хоккей, снежки. (слово в котором нет звука "С"- "Сь")

Если дети затрудняются в ответе, педагог сам произносит все слова, утриро-ванно произнося звуки "С" и "Сь".

Л: Молодцы! Даша говорит, мы можем идти дальше.

5. Игра "Придумай пароль".

На экране появляется "лишние" картинки из прошлого задания.

Л: А сейчас, чтобы пройти дальше, нужно придумать пароли. Но это будут не простые пароли, а предложения про эти картинки! Старайтесь составить кра-сивый и сложный пароль.

Логопед придумывает свой пароль. Дети составляют предложения с задан-ными картинками.

Л: Даша поражена, какие вы составили сложные пароли, никто не сможет их разгадать.

6. "Разгадай шифр".

Л: Даша как-то загрустила. Она думает, что следующее задание очень слож-ное и нам будет с ним не справиться. Она даже не понимает, что это значит.

На слайде появляются схемы слов, где звуки "С" и "Сь" занимают разное ме-сто.

Л: Посмотрите, дети, здесь какие -то странные шифры. Как вы думаете, что они означают?

Д: Они похожи на схемы слов (Если дети не дают правильного ответа, гово-рит педагог).

Л: Ребята, сейчас вам нужно будет поймать свою схему и придумать по ней слово, чтобы мы смогли пройти дальше. Не забывайте четко произносить звуки "С" и "Сь".

Логопед раскладывает на полу схемы слов (схемой вниз, задача детей и "поймать" свой шифр (используя магнитную удочку).

Дети по очереди "ловят" схемы, и придумывают слова в соответствии с ней.

7. Игра "Поймай слово"

Л: Как вы быстро придумали слова по схемам! Но сейчас вам нужно быть очень внимательными.

На слайде появляется стишок, с пропущенными словами.

Л: А вот и еще одно задание. Смотрите, в стихотворении все нормально?

Д: Нет, тут пропущены слова.

Л: Точно! Чтобы слова появились, вы должны их поймать. Сейчас я буду чи-тать вам стишок, а вы слушайте внимательно и запоминайте слова со звуками "С" и "Сь". Потом вы назовете все слова, которые запомнили. И если мы сможем вспомнить все слова, то пройдем дальше! Вы запомнили, что нужно сделать?

Д: Слушать и запомнить слова со звуками "С" и "Сь".

Л: Правильно, слушайте внимательно!

Наши окна кистью белой

Дед Мороз разрисовал.

снегом полюшко одел он,

Снегом садик закидал!

8. Буква "С"

Л: Даша очень рада, мы прошли уже почти весь путь. И нам осталось вы-полнить последнее задание. Для начала нам с вами нужно вспомнить, как от-личаются звук и буква и выбрать соответствующий символ. Даша не знает правильный ответ и не сможет вам подсказать.

На слайде появляются изображения: ухо, глаз, рот, рука с ручкой. Дети вы-бирают, какие символы подходят букве, какие звуку.

Д: Звук мы слышим и говорим. Ей подойдут ухо и рот. Букву мы пишем и видим, нам подойдут глаз и рука.

Л: Правильно, чтобы открыть последнюю дверь, вам нужно выбрать пра-вильную и изобразить букву "С".

На экране появляется несколько вариантов букв, детям нужно выбрать пра-вильный. Дети выбирают, и буква на экране становится больше.

Л: Даша рада, что вы знаете буквы алфавита! А теперь можете изобразить букву при помощи различных способов: ручки, шнурка, счетных палочек и пр.

Дети изображают букву, по желанию, при помощи любого материала.

III. Заключительный этап.

1. Расскажем Башмачку о наших приключениях.

Л: Ребята, вы разгадали все шифры и пароли и помогли Даше встретиться с Башмачком! Смотрите, как они довольны. Башмачок просит рассказать о том, что нам встретилось. Расскажете?

Л: Давайте вспомним, день каких звуков был в Шифровандии?.

Д: День звуков "С" и "Сь".

Л: Что вы можете рассказать о них?

Д: Звук С – согласный, твердый, глухой, обозначается синим. Звук Сь - со-гласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым.

Л: Какие слова с этими звуками вы можете вспомнить?

Д: Снег, синица, снеговик, санки и пр.

Л: Молодцы! Что вам больше всего понравилось? Что было сложным?

2. Дашина оценка.

Логопед от имени Даши отмечает тех детей, которые хороши занимались, и делает замечания тем, кто плохо себя вел. Просит их заниматься более усердно и прощается с ребятами.

Методические комментарии:

I. Вводная часть.

• Во время вводной части дети стоят полукругом на расстоянии двух метров от экрана.

• В процессе закрепления артикуляции спросить нескольких детей о положении каждого органа артикуляции.

• При работе над характеристикой звуков педагогу следует применить прием неправильного ответа. Предложить детям заведомо непра-вильный ответ (например, что язык при произнесении находиться в верхнем положении) и проследить реакцию детей и их действия.

II. Основная часть.

1. Дидактическая игра "Звуковая мозаика".

• Для проведения этой игры дети рассаживаются за столы (по два че-ловека).

• Следует акцентировать внимание детей на то, откуда начинать "вы-кладывать шифр", чтобы избежать связанных с этим, ошибок в "шиф-ре".

2. Дидактическая игра "Телеграмма".

• Дети продолжают сидеть за столами.

• При передаче зашифрованных посланий педагогу следует переносить телефон к каждому ребенку.

• Необходимо утрированно выделять интонацию послания, чтобы дети могли ее уловить и передать.

• После передачи сообщения можно спросить у других детей, какая была интонации сообщения.

3. Игра "Четвертый лишний"

• После динамической паузы можно рассадить детей полукругом.

• После выполнения задания следует уточнить у детей, в какое время года бывают эти явления, можно заниматься данными видами спор-та.

4. Игра "Разгадай шифр"

• Если нет магнитной удочки, можно предложить детям выбрать из нескольких карточек.

• Карточек должно быть больше, чем детей, чтобы каждый ребенок имел возможность выбрать.

5. Работа с буквой.

• Для работы с буквой детей можно рассадить за столы.

• Так же можно разложить различные материалы на отдельном сто-ле. Для выполнения задания дети подходят к столу и выбирают то, при помощи чего будут выкладывать букву.

Прикреплённые файлы:

nod_u5o1g.pptx | 2147,09 Кб | Скачан: 38
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по музыке «Звуки осени» Конспект непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому направлению (Музыкальная деятельность) по теме: «Звуки осени».

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Звуки «Н» и «Н’»» Тема: "Звуки «Н» и «Н'» "Цель: Дифференциация звуков «Н» и «Н'» в слогах, словах и предложениях. Закреплять навыки различения и правильного.

Конспект НОД «Звуки [Т] — [Т’]. Буква Т» Цель: - Закрепить согласные звуки [т] - [т’], познакомить с буквой Т. Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить и закрепить произношение.

Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна — здоровье». Тема: «Волшебная страна – здоровье». Цель: Учить детей береч свое здоровье и ухаживать за ней правильно. Задачи: о) расширять представления.

Конспект НОД «Веселая страна игрушек» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 «Наше счастье» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.

НОД по звуковой культуре речи «Звуки природы и звуки речи» цель: познакомить детей с понятием «звук»; какие бывают звуки (громкие, тихие, звонкие, глухие); развивать артикуляционно - речевой аппарат,.

Конспект ОД «Звуки [Х] — [Х’]. Буква Х» Тема: «Звуки Х – Х’. Буква Х.» Цель: Познакомить детей со звуками Х - Х’ буквой Х. Дифференциация звуков Х – Х’, формирование фонематического.

Конспект занятия «Вокруг нас звуки» Тема: Вокруг нас звуки. Цель:Погрузить детей в мир звуков, развивать интерес к ним;привлечь их внимание к звуковой (внешней)стороне речи;.

Конспект занятия «Звуки [М], [М’]. Буква М» Цель: 1. Закрепить знания детей о звуках «м, мь» и букве «М». 2. Закрепить навык четкого произношения звуков «м, мь». 3. Выделять звуки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» Цели занятия: познакомить детей с понятиями «звук», «звуковичок»; рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; научить де.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект НОД «Страна Шифровандия. Звуки [С] и [С]»
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 20:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Картотека гимнастики в стихах для детей дошкольного возраста
1. Игрушки По квартире бродит сон, Спотыкаясь об игрушки, ( Ходьба по кругу с высоким поднимание ног) Кверху поднял лапы слон, ( Встать, руки поднять...
Волшебница вода
ТЕМА: «Волшебница вода» Программное содержание: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где и в каком виде существует вода в...
Праздник Осени во второй младшей группе
Программные задачи: 1. Вызывать активность детей при подпевании и пении. 2. Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые...
Рабочая программа кружка «Я начинаю читать»
Пояснительная записка Парциальная образовательная программа «Отзвука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения...
Детский мастер-класс по аппликации «Малиновое лето» ко Дню малинового варенья
Малины красной огоньки Из под листочков ярко светят. Красивы летние деньки - Теплом и ласкою приветят. Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию...