Ирина Щенникова
«Мы — друзья природы». Конспект НОД учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД учителя – логопеда в подготовительной к школе группе
для детей с нарушением зрения Щенниковой И. П.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 69» ЭМР г. Энгельса Саратовской области
Февраль 2014 года
Публикация «„Мы — друзья природы“, Конспект НОД учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тематическое занятие «Мы – друзья природы» (Зимующие птицы)
Цель: Пробуждать у детей устойчивое желание заботиться о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие цели:
• Продолжать развивать подвижность органов артикуляции.
• Совершенствовать умение слушать, слышать, отвечать на вопросы.
• Развивать ручную и речевую моторику.
• Учить детей составлять описательные рассказы, опираясь на предметно –
образные композиционные решения, отдельные символические элементы.
• Развивать зрительное восприятие при анализе основных признаков птиц
(окраска, оперение, величина, пространственное положение птицы).
Коррекционно-воспитательные цели:
• Побуждать к активному речевому общению.
• Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
• Воспитывать умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко,
в неторопливом темпе.
Коррекционно – здоровьесберегающие цели:
• Использовать ароматерапию – запах эвкалипта повышает работоспособность на 45 – 50%
• Использовать музыкотерапию для снятия нервно – психического напряжения, принесения ребенку эстетической радости, транслируя организму положительную
энергетику, которая благоприятно влияет на здоровье, самочувствие и
формирование личностных качеств.
• Проводить динамическаю паузу - которая сокращают пребывание детей в статическом режиме и предупреждают психическое утомление.
• Поддерживать на протяжении всего занятия правильную осанку (сидя, стоя).
• Включать зрительную гимнастику.
Материал к занятию.
Картинки зимующих птиц, волшебная птичка, сделанная из шарика,
магнитофонная запись голоса птиц, карточка – схема для описательного рассказа,
4 – 5 карточек для игры «Шестой лишний», муляжи птиц, кормушка, различный
корм, одежда для волшебницы, оригами птиц по количеству детей, магнитная
доска, картина зимородок.
Предварительная работа:
Проведение дидактических игр с зимующими птицами:
• Дидактическая игра «Один – много»
• Дидактическая игра «Счёт птиц»
• Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?»
• Дидактическая игра «Назови ласково»
• Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию»
• Беседы о бережном отношении к птицам, о помощи им, особенно зимой.
Ход занятия.
Ароматерапия. Запах эвкалипта или лимона
Дети стоят цепочкой, звучат голоса птиц (магнитофонная запись)
• Дидактическая игра «Где это мы с вами?»
Ответы детей : В лесу В саду
На даче На Волге
В сквере В деревне
В парке В поле
В роще В зоомагазине
Сегодня мы с вами поговорим о птицах, о зимующих птицах.
• Давайте поиграем в игру «Цепочка слов» с этой сказочной птицей (шарик, сделанный под птичку)
Передаём вперё д: Назови зимующую птицу.
Ответы детей : Ворона голубь сорока
Громко Дятел воробей свиристель
Синица клёст снегирь
Сова
Передаё м назад: Зимующая птица какая?
Ответы детей : Зимующая полезная пёстрая
Тихо Маленькая проворная большая
Белобокая шустрая беззащитная
Насекомоядная чернокрылая красногрудая
Длинноклювая боязливая храбрая…
Передаём вперё д: Что зимующие птицы умеют делать?
Ответы детей : Летать нахохливаться
Шепотом Долбить охорашиваться
Стрекотать чирикать
Выклёвывать каркать…
Вывод: Вот какая у нас получилась длинная цепочка ваших слов. Самое красивое слово было у …, ему и отдаём волшебную птичку.
• Сесть на ковёр по – турецки
- «Послушайте, отгадайте!»
А) Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю… (картинка Воробья)
Кто первый отгадает - забирает с подноса себе птичку – муляж Воробья.
Б) Зимой на ветках яблоки. Скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (картинка Снегири)
Отгадавший забирает птичку – муляж Снегиря
В) А мы все учили загадку про эту птицу (картинка Дятла)
Чёрный жилет, красный берет,
Нос как топор, хвост как упор.
Давайте проговорим эту загадку как скороговорку.
В) Отгадываем дальше, что загадает Кристина:
Трещала с самого утра: пора…пора…пора.
Такая с ней морока, когда трещит (картинка Сорока)
Отгадавший забирает с подноса муляж Сороки.
Дети с птицами рассаживаются за столы – в виде птицы.
• Зрительный ориентир по стене (Полёт Свиристели)
• Составление 3 описательных рассказов за столами по схеме (Карточка) :
Название зимующей птицы.
Внешний вид. Части тела.
Чем питается.
Какую пользу приносит человеку.
Дети пользуются указкой – лазером.
После каждого рассказа ребё нок свою птичку сажает на кормушку и угощает со словами: «Сюда…Воробей, сюда.
Вот тебе, друг, еда
Благодарим за работу!» (Рассказ – описание 2 детей)
• Обобщающий рассказ логопеда «Воробей»
Это птичка Воробей. Он серо – коричневый. У него маленькое туловище, небольшая голова с клювом. Маленькие лапки, поэтому он на них долго не стоит, а всё время подпрыгивает. Крылышки у него маленькие, поэтому и махать ими приходится чаще. Всегда воробьи веселы, всегда стайкой летают и весело чирикают, свистят. Питаются всем – семенами кустарников, трав, крошками, зернами, семечками, остатками каши. Воробьи уничтожают много вредных насекомых. Воробьи стойко переносят холод: они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. «Воробей мал, да удал!»
• Рассказ – описание про Синичку - 2 детей.
• Обобщающий рассказ логопеда «Синичка»
Это птичка Синичка. «Спиною зеленовата, животиком желтовата. Чёрненькая шапочка и полоска шарфика». Лапки маленькие, но с острыми коготками, которыми она цепко прицепляется. Если есть удобная трещинка в коре, особенно под сучком – там и сохранились запасы: жучок, паучок, муха, комарик, семечко, зёрнышко, ягодка, яички насекомых, сколько весят сами. Движения их порывисты и быстры. Никогда нельзя угадать, что они сделают в следующую секунду. Деревьям проводят самый зоркий осмотр. Поэтому синицы приносят очень большую пользу лесам, садам и паркам. «Мала птичка – синичка, да коготок востёр!»
• Зрительный ориентир по стене (полёт Синички)
• Динамическая пауза «Сорока» (Расскажи руками)
Сорока – воровка кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала – 4 раза
А этому не дала – ты дров не рубил,
Воды не носил.
Зачем дров не рубил? Зачем воды не носил?
Знай наперё д: здесь водичка - холодненька (поглаживание запястья)
Здесь водичка – тепленька (поглаживание сгиб локтя)
Здесь – горяченька (поглаживание плеча)
А здесь – кипяток, кипяток, кипяток! (щекотать бока туловища соседа)
Играем 2 раза.
• Рассказ – описание про Дятла – 2 детей
• Обобщающий рассказ логопеда «Дятел»
Это большой пёстрый дятел. Это зимующая птица. У него самые сильные лапы, упругий хвост – как упор. У него крепкий, как долото клюв.
Длинный, крепкий, с зазубринками язык. Крылья его не могут летать быстро и далеко. Живёт в дупле, которое сам несколько дней выдалбливает. Питается шишками, заклинивает её в щель и долбит, пустую выбрасывает и новую вставляет и достаёт языком из – под чешуек семена. Ест также и насекомых. Поэтому его называют лесным доктором. Стучит дятел – значит, будут уничтожены насекомые – вредители и лес будет жить!
• Игра «Шестой лишний»
4 – 5 карточек – назвать среди зимующих птиц что лишнее и почему.
1 раз – на ухо логопеда, 1 раз – открыть на 30 секунд, закрыть.
• Рассказ логопеда о Зимородке (новые знания) с картиной.
Эту птичку зовут Зимородок. Она небольшая, чуть больше воробья. У неё густые пёрышки, особенно пуховые, которые спасают её от морозов зимой. Она желтовато – коричневого цвета. На голове пёрышки поднимаются хохолком. Её клюв похож на клюв дятла – длинный и мощный. Ещё интересно то, что у такой маленькой птицы такие сильные, устойчивые лапы, как у сороки и вороны. Но самое замечательное то, что зимородок зимой выводит и выкармливает птенцов. Питается зимородок жуками, насекомыми, ягодами, семечками в лесу, на полях.
В города птичка почти не прилетает. Но люди ей очень благодарны за то, что зимородок очищает наши поля и леса от вредных насекомых, которые весной могли бы появиться из личинок.
• Игра «Живые звуки»
Дети: «Я спокоен, я здоров. Я тихонько закрыл глазки,
Чтобы тут увидеть сказки!»
(Одеваюсь волшебницей, звуки «оживают» - каждый ребёнок – живой звук)
Дети читают: Голуби Сорока
Ворона Снегири
• Все дети подходят к кормушке для птиц (тихо звучат голоса птиц)
Мы с вами этой зимой тоже помогали птицам. Расскажите, как?
Ответы детей :
- Развесили кормушки в детском саду и дома.
- Приносили корм разный, чтобы подкормить птичек.
- Не кричали, не пугали, не мусорили, где птички.
Логопед:
- А что мы с вами запланировали ещё сделать?
Дети:
- Посадить рябину и калину.
- Сделать и повесить скворечник.
• Давайте опять поиграем в «Цепочку слов» с нашей волшебной птичкой.
Отвечать надо предложением на мой вопрос: «Как ты помогал зимующим птичкам?»
Ответы детей :
- Мы с папой сделали кормушку.
- Я для голубей приносила семечки.
- Я воробьям насыпал хлебных крошек.
- Мы в детском саду насыпали в кормушку разные мелкие зернышки.
- Я наливала в поилку водичку.
- Я для снегирей приносила рябину.
- Мы осенью заготовили шишки для птиц
- Мы с сестрёнкой приносили несолёное сало для синичек.
- Я не кричал, не пугал, не мусорил, где птички.
Логопед:
- Давайте птиц любить, оберегать.
И взрослым в этом деле помогать!
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось всё на веки!
• Итог занятия.
Вот послушайте народные приметы:
- Начал петь снегирь, а сорока спряталась под крышу – быть вьюге.
- Не холодом страшна зима птицам, а голодом.
- Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе летом.
А ещё нам всем надо помнить: нельзя давать птичкам жареные семечки.
Семена лучше раздавливать. Черный хлеб вреден!
Ребята, раз вы всю зиму так заботились о наших зимующих птицах и рассказали мне, что и дальше будете им помогать, я решила подарить вам птичек – оригами.
Спасибо за занятие, мои юные логопедики!