Получи документы

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы»

Любовь Михайлина
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема. «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели. Дать детям представления о птицах /внешний вид, среда обитания и т. д. /, их разнообразие.

Коррекционно-развивающие цели. Учить делить птиц на перелетных и зимующих на основе связи между характером корма и способом его добывания.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательной области «Познание» с другими образовательными областями.

Публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности „Перелетные птицы“» размещена в разделах

Коммуникация, художественная литература, физическая культура.

Активизировать словарь /перелетные и зимующие, певчие, отлет, прилет, приспособление, размножение/.

Развивающая среда. Иллюстрации и фотографии, изображающие различных птиц, птичьи стаи, шишки, грамзапись из серии «Голоса птиц», графическая модель с обобщающими признаками птиц.

Ход деятельности

Воспитатель. /Выставляется графическая модель с общими признаками птиц/ Ребята, как вы думаете, кому посвящена наша встреча?

Дети рассматривают модель, приходят к выводу, что разговор пойдет о птицах.

Воспитатель. Да разговор пойдет о птицах. Каких только птиц нет на свете. /Рассматривают иллюстрации и фотографии/.

-В какое время года птиц больше?

Дети. Летом.

Воспитатель. Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края?

Дети. Перелетные.

Воспитатель. А тех, которые остаются с нами?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. А каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. Синица, воробей, сорока…

Воспитатель. А почему, все-таки многие птицы улетают? - Может быть, они боятся морозов?

Давайте порассуждаем. Мы уже знаем, что многие птицы питаются насекомыми…

Дети. Им зимой нечем прокормиться.

Воспитатель. А каких насекомоядных птиц вы знаете?

Дети. Трясогузка, ласточка, кукушка …

Воспитатель. Как их отличить?

Дети. По клюву: он прямой, удлиненный, заостренный, чтобы удобнее было ловить насекомых. Воспитатель. Посмотрите на фотографии: вот скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Рассказ о трясогузки прислал дед знай. /Читает отрывок из произведения К. Благосклонова и В. Строкова «Трясогузка белая»/

«Трясогузка одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склевывает с земли и с растений насекомых. Иногда она подпрыгивает к высокому листу и хватает насекомое или поднимается в воздух и догоняет улетающую добычу. Трясогузка очень подвижная птичка. Даже отдыхая она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поет свою простую веселую песню. Трясогузка птичка доверчивая. Человека она подпускает нередко на 3-5 шагов. Чаше всего ее можно встретить около воды и жилища человека».

Воспитатель беседует с детьми, задавая им вопросы:

- Кто–нибудь из вас видел трясогузку?

Дети. Ответы детей.

- Почему ее называют спутником человека?

-Трясогузке удобно ловить насекомых?

- Можно ее назвать перелетной птицей?

Дети. Да.

Воспитатель. Почему?

Дети. Потому что она питается насекомыми, а насекомых зимой нет.

Физминутка. «Птички»

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят,

Погулять они хотят

И тихонько все летят.

(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями).

Воспитатель. Трясогузка улетает одной из первых птиц, как и все насекомоядные птицы. Потом улетают зерноядные, т. е. те, которые питаются семенами и плодами растений. Вы их знаете тоже.

/Воспитатель вместе с детьми рассматривает фотографии овсянки, чижа, зяблика/.

А позже всех улетают утки и гуси, они собираются в путь, когда замерзают водоемы, потому что это водоплавающие птицы.

/ Предлагается рассмотреть фотографию гуся и сравнить его с трясогузкой/.

Воспитатель. Почему у гуся на лапах перепонки, а у трясогузки нет?

Дети. Потому что гусь плавает, а трясогузка нет.

Воспитатель. А кто догадается, почему так говорят: «Гусь в воде купался, а сух остался?» /Дети вместе с воспитателем приходят к выводу, что водоплавающие птицы приспособлены к среде обитания/.

/Воспитатель показывает разные рисунки, на которых изображены разные птичьи стаи/.

Воспитатель. Перелетных птиц много, но нам редко удается увидеть, как они, собравшись в стаи, улетают. Почему?

Дети. Рассуждения детей.

Воспитатель. Они летят в основном ночью, так безопаснее. А знаете ли вы, что во время перелета многие птицы придерживаются, строгого порядка? Причем у многих птиц этот порядок свой : журавли летят клином, аисты и цапли – шеренгой, крылом к крылу, утки выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. Скворцы порядка не любят: летят, как попало. А крупные хищные птицы /орлы, ястребы/ компаний не признают, летят в одиночку.

-А знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети. Рассуждения детей.

Воспитатель. Это интересная история. Послушает, что по этому поводу пишет дед Знай /читает отрывок из книги А. Плешакова «Зеленые страницы»/ : «В прошлом, когда птичьи перелеты еще не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов… Один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны… Ласточки, стрижи улетают в тропическую Африку. Некоторые кулики из Восточной Сибири добираются до Новой Зеландии. Грач зимует во Франции. А некоторые утки… зимуют в Северной Америке. В общем, птицы, гнездившиеся в нашей стране, разлетаются по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки…

Птичья осень начинается довольно рано, еще в августе. Пожалуй раньше всех улетает от нас чечевица – красно – бурая птичка ростом с воробья, которая смешно кричала где-нибудь в кустах: «Ви - тю ви – дел?». А затем и стрижи нас покидают, и ласточки. В октябре отбывают дрозды, зырянки, грачи. Пролетают с севера стаи гусей и уток. К концу октября покидают нас все перелетные птицы».

Проводится логическая игра «Кто за кем и как полетит?». /Воспитатель предлагает детям разложить фотографии и рисунки разложить в порядке, соответствующем очередности отлета птиц, и рассказать, кто, когда и как полетит в другие края/.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»

Улетают, улетели.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет -

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

улетели и грачи.

Познавательно-речевое направление

Публикации по теме:

Викторина «Наши любимые кошки» ВИКТОРИНА «НАШИ ЛЮБИМЫЕ КОШКИ» 1. в какой стране кошка считается священным животным? В Древней Греции В Древнем.

Консультация «Родительские заповеди» Уважаемые родители. Вы, конечно, стремитесь к тому, чтобы у вас сложились добрые отношения со своим ребенком, чтобы вы были для него примером.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы»
Опубликовано: 18 октября 2014 в 07:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Перелетные птицы»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Михайлина (УИ 11586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД