Наталья Кримзюк
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста «Прошлое семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество».
Цель:
1. Сформировать представления
о связях между членами семьи;
о родственных отношениях;
2. Формировать умение составлять родословное древо.
3. Учить определять смысл пословиц о семье.
4. Стимулировать желание узнавать историю семьи, проживание детьми позитивных эмоций от познания прошлого.
5. Воспитывать уважение к прошлому.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста „Прошлое семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2014
«Познание». Продолжать знакомить с родословной семьи.
«Коммуникация». Умение связно высказывать о своей семье.
«Музыка». Расширять музыкальный кругозор.
«Художественное творчество». Развивать навыки конструирования из бумаги.
Материал:
Иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри», магнитофонная запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», макеты бумажного дерева на каждого ребенка, фотографии бабушек, дедушек, родителей, братьев и сестер у каждого ребенка.
Предварительная работа:
Беседа о семье, рассматривание семейных альбомов, чтение былины об Илье Муромце, заучивание пословиц и поговорок о семье.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Горячо любили наши предки нашу родину, потому и защищали ее своей богатырской силой.
(Предложить детям прослушать магнитофонную запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем – разбойником, Добрыни Никитича с чудовищем».)
Воспитатель: Какое впечатление произвело на вас это произведение?
Дети: Отличное! Захватывает дух, особенно, когда происходит само сражение.
(Предложить рассмотреть картину В. М. Васнецова «Богатыри».)
Воспитатель: Ребята, вам нравится картина?
Дети: Да!
Воспитатель: А что больше всего понравилось?
Дети: Богатыри! Они такие сильные и смелые. Они служили на пользу людям. Настоящие герои!
Воспитатель: Ребята, а почему люди помнят об этих героях?
Дети: Это наши предки и мы должны помнить о них.
Воспитатель: Я согласна с вами, а вы помните о своих предках?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а как запомнить всех своих предков?
Дети: По фотографиям, по рассказам родителей, по рисункам.
Воспитатель: Верно! Я думаю, что каждому человеку интересно узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили? У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется родословное дерево.
(Показать детям родословную своей семьи.)
Воспитатель: Ребята, а вы желаете узнать, как составляется такое дерево?
Дети: Да.
(Воспитатель раздает каждому ребенку макеты бумажного дерева.) Рассмотрите его и скажите, какой величины листочки на верхней ветке, а какие внизу?
Дети: Вверху маленькие, а внизу большие.
Воспитатель: Ребята, ваша семья, как это дерево. А каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Листочками будут фотографии ваших родных.
- Ребята, покажите фотографии своих родителей.
- Как по-другому вы называете маминого и папиного папу? (маму)
Дети: Дедушка и бабушка.
Воспитатель: Сколько у вас бабушек и дедушек?
Дети: Две бабушки и два дедушки.
Воспитатель: Чем они занимаются? Как их зовут? Каждое дерево имеет свои корни – так и родословное дерево тоже имеет корни. Подумайте и скажите, чьи фотографии вы положите в исток, на корни родословного дерева?
Дети: Фотографии бабушек и дедушек.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Если бы не было бабушек и дедушек, то не было бы ни пап, ни мам.
Воспитатель: Итак, мы определили корни родословного дерева. Каждое дерево от корней растет вверх, образуя ствол и крону – так и в родословном дереве есть ствол. Подумайте и скажите, чьи фотографии нужно поместить на это место?
Дети: Фотографии своих родителей.
Воспитатель: Ребята, а куда вы поместите свою фотографию?
Дети: На крону родословного дерева.
Воспитатель: Как вы думаете, ваше дерево будет расти?
Дети: Когда у нас будут свои дети, наше дерево продолжит рост.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у вас родственников – предков. И всех мы любим. Вот какое родословное дерево у нас получилось.
Воспитатель: Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел и до наших дней в пословицах. А какие пословицы о семье вы знаете?
Дети говорят пословицы и коллективно обсуждают, выясняя их смысл:
• «На что клад, коли в семье лад»
(Не нужно богатства, если семья живет дружно).
• «Вся семья вместе, так и сердце на месте»
(Когда все дома родители не волнуются)
• «Нет такого дружка, как родная матушка»
(Самый лучший друг на свете – это мама)
• «Братская любовь крепче каменных стен»
(Если братья дружат, то им ничего не страшно)
• «Без корня и полынь не растет»
(Всем нужна опора и людям и растениям)
• «Изба детьми весела»
(Если много детей в семье, то и дома весело)
• «В своей семье всяк отец самый большой»
(Отец – глава семьи)
Предложить детям снять с дерева фотографии того, кого воспитатель называет. На столе выкладываются последовательно рядами фотографии бабушек, дедушек и т. д. Дети делают вывод, кто старше, кто моложе.
Дети садятся в круг и рассказывают, за что они любят свою семью.
Рассказ ребенка:
Моя семья большая. У меня две бабушки, два дедушки, мама, папа, а скоро у меня будет сестрёнка. Я её уже люблю. Маминых родителей зовут Ольга Николаевна и Виктор Андреевич. Они пенсионеры. Бабушка и дедушка живут в городе, и я к ним часто езжу. Папиных родителей зовут Нина Сергеевна и Виктор Евгеньевич. Они живут с нами. Дедушка работает водителем на Авто Вазе, а бабушка бухгалтер. Я очень люблю свою семью, стараюсь оказать помощь всем. Наша семья дружная. Мы всей семьей ходим в лес, катаемся на лыжах, купаемся на речке. Я горжусь своей семьей, потому что она большая, крепкая и дружная.
Итог занятия:
О чём разговаривали на занятии?
Чем занимались на занятии?
Что узнали нового на занятии?