Оксана Таипова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами исследования «Путешествие с капелькой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в областях познание и развитие речи с элементами исследования «Путешествие с капелькой»
Цель: познакомить со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Задачи: Уточнить значение воды для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей.
Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, сосуд, воронка.
Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами исследования „Путешествие с капелькой“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Планируемый результат: дети знают и называют характеристики воды, приобретают навыки экспериментальной деятельности.
Пространственно-временной ресурс: группа, занятие вместе с исследовательской деятельностью длится 60 мин.
Материал и оборудование:
Панно «Кому нужна вода»
Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, краски, ложечки, кукла Капелька.
Ход:
Мотивационная часть
Звучит аудиозапись журчания ручья.
В: - Ребята, послушайте и определите, что это за звуки.
Д: Реагируют, заинтересовываются.
Слушают и определяют, отвечают.
В: - Действительно, это журчит ручей. По этому ручью к нам в гости приплыла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела и много интересного знает о воде. Хотите ее послушать?
Д: Отвечают, садятся.
Основная часть
В: - Слышали вы о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Так ли это, как вы думаете?
Д: Отвечают.
В: - А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их. (Раздает картинки).
Д: Рассматривают картинки, называют полным предложением места обитания Капельки.
В: - Правильно. И мы с вами можем теперь сказать, что Капелька – это частичка воды.
- А кому нужна вода? (Вывешивает панно).
Д: Рассматривают панно, отвечают.
В: - Получается, что вода нужна всем животным и растениям?
- А может ли человек прожить без воды?
Д: Отвечают.
В: - Конечно же, человеку вода необходима так же, как и всему живому на нашей Земле. Вода – это основа жизни.
В: - Как вы думаете, ребята, какие действия может совершать вода?
Д: Называют глаголы, характеризующие течение воды, например, течь, бежать, литься, шуметь, брызгать и т. д.
В: - Молодцы, как много действий вы знаете. Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится?
- А в природе где мы видим воду?
Д: Отвечают.
В: - Молодцы. А сейчас давайте представим, что мы с вами капельки.
(Проводится физминутка «Капельки»).
Дождик песенку поет:
Кап, кап, кап.
Только кто ее поймет?
Кап, кап, кап.
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы
И весенняя листва,
И зеленая трава.
Лучше всех поймет зерно –
Прорастать начнет оно:
Кап, кап, кап.
Д: Сжимают – разжимают пальцы рук.
Разводят руки.
Сжимают – разжимают пальцы рук.
Показывают на себя, потом на соседа. Сжимают руки, как будто держат букет. Поднимают руки вверх.
Опускают руки вниз. Складывают ладошки «зернышком» и раскрывают их. Сжимают – разжимают пальцы рук.
В: - Молодцы, хорошие капельки получились. Ну а сейчас пойдем за столы, нам еще многое нужно узнать и сделать.
Д: Садятся.
В: - Итак, что такое вода? Вода – это жидкость. Что с ней можно сделать?
Д: Предполагают, отвечают.
В: - Сейчас мы попробуем перелить воду из одного сосуда в другой и посмотрим, что же у нас получится.
Д: Переливают воду в заранее приготовленные на столе сосуды с узким и широким горлышком. Обмениваются впечатлениями между собой.
В: - Итак, мы видим, что в широкий сосуд вода льется быстро, а в узкий медленнее. Но ведь мы не можем наливать воду только в широкие сосуды. Для того, чтобы нам было удобнее переливать жидкость, люди придумали вот такое приспособление, называется оно воронка. Попробуем перелить с ее помощью?
Д: Отвечают. Берут воронки одну на двоих и пробуют перелить воду по очереди, один держит, другой льет.
В: - Получилось?
- Вот видите, какая полезная вещь воронка.
- А сейчас посмотрите все на меня. У меня есть два стакана, один с молоком, а второй с водой и ложечки. Первую ложечку я опускаю в стакан с молоком. Видно ложечку?
- Вторую ложечку я опускаю в стакан с водой, видно ложечку?
- Кто знает, почему же так произошло?
- Вы правы, действительно молоко белое, а вода прозрачная. Но вода не только прозрачная, она бесцветная. И сейчас я предлагаю вам взять краски и покрасить воду. Согласны?
Д: Соглашаются, берут краски и кисти и окрашивают воду.
В: - Ну что, изменилась вода? Какая она стала?
Д: Отвечают, называют цвет.
В: - Опустите в стакан свою кисточку, видно ее?
Д: Опускают, рассматривают, отвечают.
В: - Значит, мы можем покрасить воду так, как захотим, и, в зависимости от количества краски вода может быть прозрачной цветной и мутной цветной. Скажите мне, пожалуйста, у кого какая вода получилась.
Д: Отвечают полным предложением, называя цвет и состояние мутная – прозрачная.
В: - Молодцы, вы хорошо поработали, но у нас остался еще вопрос: какая же вода на вкус и как она пахнет? Чтобы это выяснить, нам нужно воду попробовать. Сейчас вы пойдете мыть свои стаканчики, а я пока поставлю на стол чистую воду, хорошо?
Д: Идут в умывальную комнату, моют стаканчики и кладут их на место. Садятся.
В: - Теперь, когда мы все прибрали, можем начинать эксперимент. Перед вами стаканчики с водой и для того, чтобы узнать, как она пахнет, давайте ее понюхаем.
Д: Нюхают, пытаются определить запах.
В: - Что вы чувствуете? Есть запах?
- Значит, мы можем сказать, что вода не имеет запаха. А сейчас давайте попробуем воду на вкус.
Д: Пробуют.
В: - Какая вода? Сладкая, соленая, а, может быть кислая или горькая?
Д: Распознают вкус, отвечают.
В: - Правильно, вода не имеет вкуса, она безвкусная. А сможем ли мы придать вкус воде, ведь мы же смогли изменить цвет? Что нам нужно положить в воду, чтобы она стала вкусной?
Д: Думают, предполагают по аналогии с цветом, отвечают.
В: - А хотите попробовать, что получится? Сейчас я поставлю на столы соль и сахар, а вы размешаете их в воде и попробуете, появится ли вкус.
В: - Что получилось? Какой стала вода?
Д: Берут ложечки и размешивают соль или сахар. Пробуют.
Отвечают полным ответом.
В: - Правильно, вода стала сладкой или соленой, значит, она может изменять свой вкус в зависимости от того, что мы в нее положим.
Заключительная часть
В: - Итак, сегодня мы очень много узнали о воде. Давайте еще раз вспомним, что же вы узнали:
Вода – это жидкость.
Вода бесцветная.
Вода не имеет запаха.
Вода безвкусная.
Д: Повторяют.
В: - Ребята мы с вами очень легко покрасили воду, но для того, чтобы ее очистить, требуется очень много усилий и времени, а для умывания и приготовления пищи необходима только чистая вода. Поэтому нужно беречь воду, плотно закрывать кран и не брызгать на пол. Будем аккуратно обращаться с водой?
- А теперь сюрприз от капельки – сок. Выпейте его и скажите, из чего он сделан?
Д: Пьют, отвечают.
В: - Нашей Капельке очень понравилось, как вы отвечали и как вы обращались с водой, и поэтому она решила с нами остаться. Она будет жить в умывальной комнате, и радоваться тому, как бережно мы обращаемся с водой. Мы будем очень рады ей, правда?
В: - Тогда нам нужно найти ей место, идем?
Д: Идут выбирать место, где будет жить капелька.