Конспект НОД в подготовительной группе «Чайные истории»

Елена Пасечная
Конспект НОД в подготовительной группе «Чайные истории»

Воспитатель: Пасечная Е. В.

Вид НОД: тематическая

Тема: «Чайные истории»

Возрастная группа: подготовительная

Программное содержание:

Цель: развитие познавательного интереса к истории, традициям и культуре России и других стран через обогащение представлений о традициях чаепития.

Задачи:

1.Обучающие задачи: расширение знаний о традициях чаепития в разных странах, содействие знакомству детей с чайной эстетикой и атрибутикой, знакомство с историей появления и традицией чаепития.

2.Развивающие задачи: формирование интереса и уважения к культуре и традициям разных стран, формирование культуры чаепития, формирование музыкальной культуры на основе знакомства с народной музыкой, формирование ценностных эстетических ориентиров.

3.Воспитывающие задачи: развитие любознательности, стремления к творческому познанию, воспитание любви к Родине и уважения к традициям как России, так и других стран.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тип НОД: по сообщению новых знаний, интегрированная

Вид НОД: тематическая

Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная образовательная деятельность.

Использование современных,образовательных технологий:

Возраст детей: 6-7 лет

Формы организации: подгруппа.

Словарь новых слов: Гайвань

Предварительная работа: чтение книги А. Лопатиной, М. Скребцовой

«Сказки о чае и целебных травах» (без обсуждения).

Оборудование и материалы:

1. Презентация к НОД

2. Смарт-доска, MP3-проигрыватель, самовары, традиционная китайская посуда для чаепития, традиционная русская посуда для чаепития, стеклянный заварочный чайник, несколько видов чая (рассыпного, несколько видов чая в пакетиках, угощение к русскому чаепитию, магнитики для подарка.

3.Музыкальные и видео-файлы файлы:

-Традиционная китайская музыка,

- Музыкальный мультфильм «Пых-пых самовар»

План мероприятия:

I. Организационная (вводная)часть:

1.«Таинственный сундучок» (создание эмоционального настроя у детей, игра «да-нет»).

2. Открытие сундучка (сюрпризный момент).

II. Основная часть «Чайные истории»:

1. «Родина чая - Китай» .

2. «Император Шэнь-Нун»

3. «Чай-кустарник. Уход. Сбор.»

4. «Переработка чая. Путь к нашему столу»

5. «Китайская церемония чаепития»

6. «Подарок монгольского хана русскому царю»

7. «А чай-то вкусен и полезен! Чайный путь»

8. «Устали? Отдохнем! Просмотр музыкального мультфильма о чаепитии с самоваром. Физ. минутка» (сюрпризный момент)

9. «Чай-напиток богатых»

10. «Кто же это? Чайные кафе. Чайники и чайницы»

11. «Традиции русского чаепития»

12. «15 декабря-Международный день чая. Пейте чай и будьте здоровы!»

III.Заключительная часть «Радушные традиции»:

1. Сравнение двух традиционных вариантов чаепитий.

2. Заваривание зеленого скрученного чая «Рубиновый цветок», наблюдение.

3. Подарки детям и гостям (сюрпризный момент).

Ход занятия

Воспитатель: Доброе утро, гости дорогие!

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

А у вас, ребята?

Воспитатель: Я сегодня пришла к вам не с пустыми руками. Я принесла для вас сюрприз.

Вот чудесный сундучок,

В нем загадочный листок,

Вы вопросы задавайте!

Эту тайну отгадайте.

Игра «Да - нет»

Дети отгадывают, что лежит здесь? Это листик чая.

Воспитатель: Ребята, что такое чай?

Дети: Чай – это полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Нашу с вами встречу сегодня я назвала «Чайные истории»

Слайд №3

Я хочу познакомить вас с историей возникновения чая, и каким образом он оказался в нашей стране.

История чая берет начало более 5000лет назад в Древнем Китае.

Слайд №4

Согласно легенде, император Шэнь - Нун был мудрым и просвещенным правителем. Один из дальновидных указов императора требовал, чтобы вся питьевая вода предварительно кипятилась, чтобы от нее нельзя было заразиться. И вот однажды, летним днем, во время посещения отделенного региона государства Шэнь - Нун и его свита остановилась на отдых.

В соответствии с указом, слуги стали кипятить воду для питья. Сухие листья с ближайшего кустарника упали в кипящую воду, отчего вода стала коричневой.

Будучи любознательным император заинтересовался получены результатом и выпил немного получившейся жидкости. Шэнь - Нун нашел напиток освежающим и приятным.

Так и появился чай, согласно легенде.

Слайд №5

Ребята посмотрите, это чайное растение,

Воспитатель: «Как вы думаете, что собирают с этого растения, чтобы получить чай?» (ответы детей).

- Сейчас трудно представить наш завтрак без чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

Чайный куст – это вечнозелёное растение-кустарник, называется китайская камелия., которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди, мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

Но основная работа – сбор чайного листа, он длится 7 месяцев. С чайных кустов срезают верхушки с побегами.

Слайд №6

Собранные зелёные листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай фасуют в пакеты, банки, коробки. После он поступает в магазины, а потом уж к нам на стол.

Слайд №7

В Китае любят пить зелёный чай. Его заваривают в специальном чайнике из красной глины или в чашке с крышкой, которая называется «гайвань»

В Китае во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями или наоборот подумать, помолчать.

Гостеприимные китайцы всегда предлагают гостю выпить чай, это считается знаком дружеского отношения.

Чай насыпают в заварник, заливают кипятком, накрывают крышкой, полотенцем и, раскачивая чайник из стороны в сторону, слегка взбалтывают. Чай наливают в высокую чашку и сразу же накрывают широкими чашечками. Приподняв чашечку ее подносят к носу и вдыхают аромат, затем пьют чай, наблюдая за своими ощущениями. Зеленый чай заваривается 3-4 раза, пока он не потеряет вкус и аромат.Китайцы говорят так: «выпил – доливай, долил - выпей». Черный чай нужно пить свежезаваренным – это бальзам, чай, оставленный на ночь – это яд, подобен змее.

Слайд №8

Монгольский хан привозит царю Михаилу Федоровичу подарок – 64 кг чая. Вначале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из земляники, брусники, душицы, шиповника, смородины, зверобоя, чабреца и других местных трав. Но со временем, узнав ценные свойства чая, его полюбили и стали завозить в Россию.

Слайд №9

Посуху чай везли на всем, что ходит — на верблюдах, лошадях, мулах, быках. Большей частью, конечно, на верблюдах.

Сначала, естественно, чай везли из Китая в Сибирь (около 4 000 км). По Китаю чай путешествовал самыми разными способами, часто — по рекам. По Монголии (которая, вроде как, находится между Россией и Китаем) — на вьючных животных. Китайско-монгольская часть чайного путешествия длилась около пяти месяцев.

Такая многотрудная доставка чая (около 11 000 км от Китая до Москвы, полгода в пути, не могла не сказываться на стоимости напитка.

Слайд №10

Отдых. Пых-пых самовар.

Слайд №11

Чай в России прижился не сразу. Как и ко всем чужеземным диковинам, русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно. Однако постепенно чай стал входить в жизнь русского человека. К 17 веку чай стал частым гостем в царских палатах и боярских домах. В 18 веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях, а в 19 веке чай распространяется повсеместно.

Долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался пошлиной. В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах-чайницах.

Слайд №12

Для простого народа продавались самые низкосортные чаи. Продавщиц чая называли чайницами, а продавцов чайниками.

Слайд №13

Посмотрите, может быть вы сами найдете отличия русского чаепития от китайского?

Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить. Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем. Самым главным на столе был, конечно, самовар. Его еще назвали в шутку генералом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Чайные посиделки»Фотоотчёт «Чайные посиделки» Под музыку "К нам гости пришли", дети и ведущие в народных костюмах, змейкой входят в зал. Зал оформлен в народном стиле. Добрый день,.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории»Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с детьми подготовительной логопедической группы «Лесные истории» Лексическая тема: «Подготовка диких животных к зиме» (с участием родителей) Коррекционно-развивающие задачи: -уточнить и закрепить знания.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории»Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории» Программное содержание: Познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. Познакомить с первыми письменными.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по истории счётных устройств»Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по истории счётных устройств» История счётных устройств увлекательна, Как много информации занимательной! Мы с ребятами-дошколятами, Сочинили проект познавательный.

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20»Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной группе к школе группе «Количественный и порядковый счет в пределах 20» Цель: обобщать и закреплять математические представления детей 6-7 лет. Задачи: • Закреплять навыки количественного и порядкового счета.

Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик»Конспект познавательной беседы в подготовительной группе «Сладкая история. Из истории московских кондитерских фабрик» Вступление: Уважаемые коллеги, данная беседа именно в том виде, который я представляю вашему вниманию в моей группе не проводилась. Получилось.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока истории для учащихся учреждения среднего профессионального образования на тему «Куликовская битва» Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Купинский межрайонный аграрный лицей» Методическая.

Мини-музей «Чайные традиции со всего света» (фотоотчет)Мини-музей «Чайные традиции со всего света» (фотоотчет) Мини-музей «Чайные традиции со всего света» (фотоотчет) «Чай – это огромный мир, помещенный в маленькую чашку». Сэмюель Джонсон На протяжении.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Земноводные, рептилии
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Чайные истории»
Опубликовано: 15 марта 2020 в 20:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 мая. Международный день детского телефона доверия

«Доверься! Скажи о чём молчишь» – под этим девизом ежегодно проходит Всемирный день детского телефона доверия. Если возникли трудности, о которых не хочется говорить с членами своей семьи или друзьями, то...

16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...


Горячие темочки