Лучший педагог года

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»

Светлана Кирюхина
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет.

Пояснительная записка.

Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно - творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме „Космос“» размещена в разделах

Реализация коррекционных и образовательных задач НОД происходит через проблемные ситуации, опытно-экспериментальную деятельность, дидактические игры и задания.

Включение детей с ОНР в разные виды НОД позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. В группе компенсирующей направленности интеграция НОД планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, в соответствии с программой по коррекции речи.

Цель интегрированной НОД – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Непосредственно образовательная деятельность по теме : «Космос» разработана и проведена учителем – логопедом совместно с воспитателем в рамках интегрированного подхода. Основное направление - логопедическое (речевое развитие, которое тесно перекликается с областью художественно – эстетического развития, охватывая зоны социально-коммуникативного развития, познавательного и физического развитий.

Дети рассматривают явление, событие с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические, естественно - научные.

Тема: «Космос».

Цель: создание социальной ситуации развития коммуникативной компетенции детей с ОНР в процессе формирования лексико-грамматических категорий и включение в опытно-экспериментальную творческую деятельность практику работы по коррекции речи.

Задачи:

Образовательные: создать условия для систематизации представлений у детей о космосе посредством лексико-грамматических категорий и нетрадиционных техник художественно-изобразительной деятельности.

Коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь, активизировать словарь по данной теме; развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику, координацию движений в пространстве; формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, совершенствовать умения в употреблении слов противоположных по значению, закреплять навык словоизменения, формировать умения работы с разными техниками художественно-изобразительной деятельности.

Воспитательные: воспитывать потребность в речевом общении при работе в микрогруппах, создать условия для формирования трудовых навыков и доброжелательного общения между сверстниками, побуждать детей использовать различные изобразительные техники для создания видеоряда путешествия по планетам.

Интеграция образовательных областей согласно ФГОС ДО:

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• физическое развитие.

Предварительная работа.

• НОД по темам «Космос», «Солнце и планеты», «Первый космонавт»;

• Чтение научно-познавательной литературы по теме "Космос".

Методы и приемы:

• словесные методы (беседа, рассказ);

• наглядные методы (видео слайды, фото с изображением планет, глобус);

практические: игровой метод («Запомни и повтори», «Какое слово добавилось?», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Слова – «неприятели»», «Один - много» «Сочиним чистоговорку»);

• прием точных установок;

• поисковая деятельность (решение проблемных ситуаций);

• метод микрооткрытий.

Организация детских видов деятельности:

• совместная деятельность с детьми;

• совместная деятельность с педагогом;

• самостоятельная деятельность.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Психогимнастика. «Психоэмоциональное и психофизическое состояние, образно- пластическое творчество»

Речевая и пальчиковая зарядка «Планеты».

Гимнастика для глаз «Метеорит».

Физкультминутка (логоритмика) «Мы идем на космодром».

Игровая «Запомни и повтори», «Какое слово добавилось?», «Назови одним словом», «Назови ласково», «Слова – «неприятели»», «Один - много», «Сочиним чистоговорку».

Коммуникативная Беседы, ситуативные разговоры, диалог, дискуссия, разъяснение, вопросы, оценка, самооценка.

Продуктивная?

Опытно-экспериментальная Нетрадиционные техники изобразительной деятельности: окрашивание бумаги акварелью с ранее нанесенным восковым рисунком, рисование гуашью с использованием воздушных шаров, граттаж, аппликация.

Элементарный бытовой труд, самообслуживание Подготовка и уборка рабочего места.

Познавательно- исследовательская Поиск решений проблемных ситуаций.

Предполагаемые результаты:

• ребенок способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

• свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора с взрослым и сверстниками в процессе познавательной и продуктивной деятельности;

• ребенок использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

• ребенок использует разнообразные способы словообразования, словоизменения, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;

• ребенок правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо произносит слова и словосочетания;

• ребенок умеет изображать желаемое, применяя разные техники рисования.

Материалы: игрушки инопланетян (картинки, картинки с изображением планет, лист бумаги в виде кадров фотопленки, акварельные краски, гуашь, валик, кисти, воздушные шары, стеки для пластилина, клей, ножницы, фотографии детей.

Оборудование: мультимедийная установка с компьютером и колонками для сопровождения презентации «Космос».

I Вводная часть (2мин)

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении.

Эмоциональный настрой.

Ребята, походите ко мне, встанем в круг и возьмемся за руки.

Форма организации детей : дети располагаются в кругу.

-Я рада приветствовать вас и дарю вам свою улыбку. Подарите мне вашу улыбку, а теперь друг другу.

Что за чудо - чудеса

Раз рука и два рука! (дети показывают правую руку, затем левую)

Вот ладошка правая, (дети показывают левую ладошку,

Вот ладошка левая (дети показывают левую ладошку,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны друзья.

Чуткие руки умеют дружить.

Дружбой мы будем, друзья, дорожить!

- Возьмите за руки того, кто стоит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей.

II Основная часть (25мин)

Психогимнастика

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом пространстве рядом с логопедом.

Выражение психоэмоционального и психофизического состояния.

- Представьте, что мы очутились на другой планете.

Выразите свое состояние (дети мимикой показывают испуг, удивление, радость, восхищение)

Образно – пластическое творчество детей

Изобразите:

как ходит космонавты в скафандрах на Земле;

передвигается космонавт в космосе;

как разговаривают инопланетяне;

как вращаются планеты вокруг Солнца.

Словесная игра «Запомни и повтори»

- Постарайтесь запомнить слова и повторить, четко проговаривая звуки.

Ракета, космос, корабль (дети повторяют за логопедом)

Ракета, космос, космонавт, корабль. Какое слово добавилось? (космонавт)

-Звезды, планеты, метеориты, как можно назвать одним словом? (Космос).

А вы бы хотели посмотреть «Космическое кино». А где смотрят фильмы? (В кинотеатре).

- В кинотеатре в зале есть у каждого свое место, оно обозначено на билете. Я вам даю билеты, на них – космические картинки. Такие же картинки будут на сиденьях в зале, и вы каждый займете свое место. Идём?

Мы шагаем, мы шагаем (ходьба на месте).

Шаг вперед, шаг назад.

Три шага вперед, направо - поворот.

Вот!

Форма организации детей : дети располагаются на стульях перед мультимедийным экраном.

Просмотр фильма «Космос»

Слайд № 1.

-Как называется наша планета?

Слайд № 2.

- Что необходимо для жизни на Земле? (Вода, воздух, солнце).

-Что дает нам солнце? (солнце дает свет и тепло).

Слайд № 3.

- Откуда берется воздух? (деревья выделяют кислород, которым мы дышим). Благодаря водоемам на планете Земля, мы можем пить пресную воду.

Слайд № 4.

-Что растет на нашей планете? (деревья, грибы, ягоды)

Слайд № 5.

- Кто обитает на планете Земля? (люди, животные, птицы, насекомые, рыбы)

Слайд № 6.

Планета Земля - пылинка в огромном черном космосе.

Планета не стоит на месте. Она вращается вокруг своей оси и одновременно осуществляет

движение вокруг Солнца.

Гимнастика для глаз

- Ребята, вы видели, как что-то пролетело рядом с планетой? (метеорит)

- А что такое метеорит? (Небесное тело).

- Хотите понаблюдать за одним маленьким метеоритом?

Форма организации детей : дети свободно располагаются возле своих стульев.

- Вы внимательно смотрите, глазками за ним следите.

Где-то в космосе летит (логопед приближает и отдаляет метеорит).

Голубой метеорит.

Вправо посмотрю - летит, (логопед показывает вправо)

Влево посмотрю – летит, (логопед показывает влево)

Вверх летит, (логопед показывает вверх)

И вниз летит, (логопед показывает вниз)

Голубой метеорит.

-Улетел метеорит, а вы ребята, присаживайтесь на стульчики.

Форма организации детей : дети располагаются на стульях.

Слайд № 7.

-Благодаря вращению планеты вокруг своей оси происходит смена суток (утро, день, вечер, ночь).

- Благодаря движению Земли вокруг Солнца меняются времена года. Путешествие вокруг Солнца занимает у Земли один год. Так начинается и заканчивается год.

- Сколько месяцев в году?

- Если вам сейчас по семь лет, то сколько раз успела Земля обернуться вокруг Солнца? (отсчет идет с вашего рождения).

Слайд № 8.

- Какие планеты вы знаете?

- Во Вселенной планета Земля не одна (Солнце - это огромная огненная

звезда и 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).

Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Слайд № 9.

- Есть ли у Земли спутник? (ДА)

- Когда его можно увидеть? (ночью). У Земли есть спутник Луна.

Слайд № 10.

- Кто первым побывал в космосе?

- Для того чтобы исследовать космос первыми отправили в полет собак: Белку и Стрелку. После полета они благополучно вернулись на Землю.

Слайд № 11.

- Кто был первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли? (Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым космонавтом, который совершил полет вокруг Земли на ракете.

Слайд № 12.

-Так проходят тренировки космонавтов и идет отбор тех, кто полетит в космос.

- Космонавт какой? (умный, сильный, выносливый, волевой, трудолюбивый, находчивый….). А вы хотели бы стать космонавтами? Давайте проверим какие вы выносливые и сильные. Физминутка «Космонавты на тренировке»

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении.

5 прыжков, 5 приседаний, 5 поворотов, 5 наклонов, бег на месте.

Слайд № 13.

- Во что одет космонавт? (в скафандр).

- Для работы в космосе необходимо иметь специальный костюм (скафандр, комбинезон, обувь, т. д.)

- Что делают космонавты? (изучают планету, берут пробы грунта, пыли; фотографируют, т. д.).

- Работа космонавтов какая? (трудная, опасная….)

Слайд № 14.

- Чем профессия космонавта полезна? (освоение космоса космонавтами дает возможность : использовать навигаторы, для того, чтобы можно легко ориентироваться на дорогах, пользоваться сотовой связью, знать о состоянии погоды).

Слайд №15.

Ребята, а вы хотите отправиться в космос?

Логоритмическая физминутка

Форма организации детей : дети свободно располагаются в групповом помещении, выполняют движения по тексту под музыку, четко проговаривая слова.

Дружно в ногу мы идем

Мы идем на космодром

Мы походим на носках

А потом на пятках

Вот проверили осанку

И свели лопатки

Ждет нас быстрая ракета

Для полета на планету

Отправляемся на сейчас

Звезды, в гости ждите нас.

-Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р])

- Ребята, мы с вами прилетели на планету. Догадайтесь, на какую?

Много книг о ней писали,

Фильм – фантастику снимали,

И батончик шоколадный,

В честь ее назвали.

(Марс)

Каким цветом эта планета? (Красным).

Как называется эта планета? (Марс).

На этой планете живут марсиане. Один марсианин очень хочет с вами поиграть. (Логопед обыгрывает игрушку - марсианина).

Речевая игра «Назови ласково»

Форма организации детей : дети располагаются в кругу.

звезда – звездочка

солнце – солнышко

скафандр – скафандрик

шлем – шлемик

космонавт - космонавтик

луноход – луноходик

метеорит – метеоритик

до свидания – до свиданьица

быстрый – быстренький

шустрый – шустренький

до свидания – до свиданьица

- Молодцы ребята, отправляемся на другую планету.

-Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р]).

- Ребята, мы на другой планете. (Логопед показывает картинку планеты Нептун).

- Что это за планета, отгадайте.

На планете синей-синей.

Дует ветер очень сильный

Год на ней велик весьма –

Длится 40 лет зима.

(Нептун)

Вас встречает инопланетянин (картинка инопланетянина синего цвета, который тоже очень хочет с вами поиграть

Речевая игра с мячом «Слова – неприятели»

Форма организации детей : дети располагаются в кругу.

прилет – отлет

крик – молчание

улететь – прилететь

поймать – выпустить

радость – грусть

добрый – злой

ловкий – неуклюжий

сильный – слабый

светло – темно.

Здравствуйте – прощайте, до свидания

- Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие, отправляемся в полет.

Один-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны и назад)

Отправляемся в полет. (поднимают руки вверх, машут и произносят звук Р).

-Эта планета желто-белого цвета. Послушайте загадку.

Только Солнце и Луна

В небе ярче, чем она.

Да и горячей планеты

В Солнечной системе нету. (Венера)

И на планете Венера вас встречает инопланетянин (картинка инопланетянина желто-белого цвета, который придумал для вас игру.

Речевая игра «Один - много»

Форма организации детей : дети располагаются свободно в групповом пространстве рядом с логопедом.

метеорит – метеориты

космонавт – космонавты

скафандр – скафандры

планета – планеты

звезда – звезды

молодец - молодцы

- Пора ребята, возвращаться на землю.

-Ой, а ракета не летит, что случилось с командным пунктом?

-Нужно его починить, а пароль от командного пункта написан вот здесь (дети читают слово КОСМОНАВТ).

-Давайте починим ракету, запустим все двигатели, постараемся правильно произносить пароль.

Сочинение чистоговорки со словом космонавт (Дети четко проговаривают звуки).

Ат – ат – ат, говорит (космонавт).

Та – та – та, скафандр есть у (космонавта).

Ту – ту – ту, рукой помашем (космонавту).

Том – том – том, гордимся смелым (космонавтом).

Те – те – те, песни есть о (космонавте).

- Все в порядке. Один, два, три мотор ракеты заведи. (Дети работают руками, имитируя мотор. Произносят звук [Р]).

- Вот мы и прилетели домой. На какую планету? (Земля)

- Пора открыть черный ящик, и посмотреть какие фотографии были сделаны в космосе.

Но сначала их нужно проявить. Каждый кадр имеет свою цифру, и чтобы проявить его, нужно использовать только определенные проявители. На столах вы видите комплекты проявителей с такими же цифрами. Проявите свою догадку и находчивость, ведь вы теперь настоящие космонавты (дети высказывают свои предположения и находят способы решения проблемной ситуации).

Самостоятельная опытно-экспериментальная творческая деятельность (5мин)

Форма организации детей : дети располагаются свободно у столов.

- Чтобы быстрее справиться с работой, предлагаю проявлять все кадры сразу, подойдите к тому кадру, который вы хотите проявить (дети делают свой выбор).

Кадр 1. Используя акварельные краски, воду и валик, дети выбирают самостоятельно цвет и окрашивают поле кадра валиком, проявляя рисунок, сделанный воспитателем заранее парафином на бумаге (планеты, расположенные вокруг Солнца).

Кадр 2. Дети надувают воздушные шары, обмакивают край шара в гуашь, которая заранее приготовлена в мисках и прикладывают шары к бумаге, делая отпечатки (планеты разного цвета).

Кадр 3. На этом кадре изображена ракета и космонавты в скафандрах (без лиц). Дети аккуратно вырезывают ножницами свои лица из фотографий, соотнося размеры лица и скафандра, затем приклеивают их на выбранных космонавтов, используя клей-карандаш.

Кадр 4. Этот кадр черного цвета. Дети снимают слой черной гуаши стеками для пластилина и читают по слогам надпись ( надпись: СПА-СИ-БО)

III Заключительная часть (3мин)

Форма организации детей : дети свободно располагаются рядом с педагогами, затем проходят к столу для выполнения задания.

- Ребята, понравились вам фотографии? (да)

- Какое слово вы прочли на последнем кадре? (Спасибо)

- Как вы думаете, кто его нам написали? (инопланетяне)

- Почему они нас благодарят? (они вежливые, гостеприимные, они с нами подружились)

- А вам понравилось в гостях у инопланетян? Какие планеты вы посетили?

- У каждого настоящего космонавта должна быть собственная ракета (воспитатель дает каждому ребенку ракету-раскраску)

Кому было очень интересно - нарисуйте своей ракете довольную улыбку, кому не очень понравилось – нарисуйте губки прямой горизонтальной линией, а кому не понравилось – нарисуйте грустный ротик (если есть дети, кто изобразил свою ракету грустной, выясняю причину). Можете раскрасить свою ракету в свои любимые цвета.

Прикреплённые файлы:

kosmos_646s9.pptx | 4966,26 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Тема: «Математическое королевство» Программное содержание: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение.

Конспект НОД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет по теме «Ёж»Конспект НОД по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5–6 лет по теме «Ёж» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Мебель» Тема: «Мебель». Пр. сод. : Расширение и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях; материалах, из которых она сделана.

Конспект занятия «Осень» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Цель: создание условий для речевой активности детей через использование настольной дидактической игры. Задачи: -создать условия для обобщения.

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ОНР по рассказу Л. Пеньевской «Как Миша варежку потерял» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Тема: придумывание продолжения и завершения рассказа Л. Пеньевской "Как Миша варежку.

Логопедическая викторина «Осенняя история» в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с участием родителей Конспект логопедической викторины «Осенняя история» в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с участием родителей. ЦЕЛЬ:.

Конспект НОД по развитию математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко» г. Нолинска Кировской области» (613441, Кировская.

НОД по конструированию из природного материала «Бабочка» в группе компенсирующей направленности с ОНРНОД по конструированию из природного материала «Бабочка» в группе компенсирующей направленности с ОНР Цели: - Создать условия для формирования практических навыков работы с разнообразными природными материалами; - Способствовать развитию.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности с ОНР «День Матери». Цель: Формировать дальнейшие представления.

Конспект ООД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (5–7 лет) «К нам пришла учительница…» Ленинградская обл. Приозерский район пос. Сапёрное МДОУ "Детский сад № 26" Организованная образовательная деятельность. Развитие речи. Группа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Космос»
Опубликовано: 18 января 2019 в 21:24
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД