Лариса Арбузова
Конспект НОД в подготовительной группе «Использование мотивов народных орнаментов в изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: Расширять представление детей об узоре, орнаменте. Учить приемам выкладывания растительного и геометрического орнамента. Развивать у детей самостоятельность в решении композиционных задач, творческое воображение. Воспитывать интерес к традициям своего народа. Познакомить детей с профессией художника-дизайнера: он должен уметь рисовать, создавать красивые вещи и предметы.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Использование мотивов народных орнаментов в изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Орнамент и узоры
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: Презентация с изображением орнамента и изделий, украшенных орнаментом. Тарелочки для раздаточного материала. Трафареты посуды из фетра, детали геометрического и растительного орнамента для выкладывания. Дидактическая игра “Подбери нужные картинки к росписи”. Пазлы дымковской, хохломской и гжельской росписи. Конверт с письмом от Федоры.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями. Сегодня у нас интересное и необычное занятие. С давних времен люди пользуются разными предметами, чтобы облегчить свою жизнь. Чтобы не готовить пищу на костре им потребовалась печка и разная посуда. Они придумали ложку и вилку. А чтобы защитить себя от холода, у них появилась одежда.
Слайд № 1и 2
Воспитатель: Но, придумывая разные предметы, человек старался сделать их красивыми. У стула он мог украсить спинку, расписать деревянную ложку и даже доску, на которой режут хлеб, овощи человек расписал так красиво, что ею можно было украсить кухню.
Слайд № 3
Воспитатель: Нам всем приятно видеть вокруг себя красивые вещи, носить красивую одежду, жить в красиво обставленной квартире. Сделать это нам помогают люди интересной профессии. Как вы думаете, кто это? (ответы детей). Их называют художниками-дизайнерами. Кто же такой художник-дизайнер? Что он делает, как вы думаете? (предположения детей). В давние времена мастера сами изготавливали предметы быта и украшали их. А сейчас художник-дизайнер сам предметы не делает, он их только украшает. Художник-дизайнер по посуде должен нарисовать эскизы посуды.
Слайд № 4
А дизайнер по одежде приготовить силуэты различной одежды.
Слайд № 5
Чтобы разрисовать матрешку, художник-дизайнер придумывает, как ее можно раскрасить, создает несколько эскизов, чтобы матрешки были разными и красивыми.
Слайд № 6 и 7
Воспитатель: Так как нас окружает много разных предметов, то и художники-дизайнеры бывают разные, и придумывают они разнообразные узоры. Узор, состоящий из повторяющихся элементов, называется орнаментом. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. Из окружающей природы, из ее красоты многие дизайнеры берут свои узоры: солнышко, цветы, листочки, снежинки, ягодки. Эти народные мотивы присутствуют в орнаментах.
Слайд № 8
Посмотрите на экран: кружок, зигзаг, черточка, а затем снова кружок, зигзаг, черточка – это и есть простой орнамент. Если в узоре есть треугольники, квадраты, круги – это какой орнамент? (Ответы детей – геометрический орнамент).
Слайд № 9, 10, 11, 12
А если в узоре нарисованы цветы, плоды, листья – это какой орнамент? (Ответы детей – растительный орнамент). Узор в них всегда состоит из повторений.
Слайд № 13, 14, 15, 16
Воспитатель: Много орнаментов в вышивках, вязаных вещах, одежде, обуви, коврах, меховой одежде жителей Севера. Давайте посмотрим на экран.
Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
Ребята, а как вы думаете, в наших росписях, которые вы знаете, есть элементы орнаментов? (ответы детей). Назовите, какие росписи вы знаете? (ответы детей).
Слайд № 27
Предложить рассмотреть дымковского индюка, на хвосте которого элементы повтора орнамента. Предложить детям назвать их (кружки, палочки, точечки и т. д.).
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поиграть в игру “Подбери нужную картинку к росписи”. Проходите к столам. Давайте внимательно посмотрим на карточки. На них изображены девочки в красивых платьях. Обратите внимание, что у девочек разные платья. У одной – с узором гжели, у другой – с узором хохломы, а у третьей – дымковский узор. Подберите правильные картинки с росписью к своей карточке. Будьте внимательны и не спешите. Воспитатель хвалит детей.
ФИЗМИНУТКА:
Быстро встали, улыбнулись
Выше, выше потянулись
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь
Рук коленями коснитесь
Сели, встали. Сели, встали
И на месте побежали.
(Повторить два раза)
Воспитатель: Ну что, отдохнули? Поиграем еще? А сейчас я предлагаю вам собрать пазлы. Пойдемте на ковер. Разделить детей по четыре человека. На ковре в обручах лежат пазлы (гжельского блюда, хохломской доски, дымковской лошадки). Дети собирают пазлы. Спросить у детей что им удалось собрать (блюдо, доска, лошадка).
Слайд № 28 Появляется картинка Федоры.
Воспитатель: Ой, кто это, ребята? Вы знаете кто эта бабушка? Из какой она сказки? (ответы детей). А что это за конверт? И что в нем? Произошло волшебство, и конверт у меня появился. Давайте посмотрим, что же там может быть? (письмо). Воспитатель читает письмо и предлагает детям помочь бабушке Федоре украсить ее посуду. Предлагает детям подойти к столам и выложить орнаментом трафареты посуды. Напомнить детям о повторяющемся узоре. Дети выкладывают геометрический и растительный орнамент. Воспитатель хвалит детей, говорит, что посуда очень понравится Федоре. В благодарность за ваше старание она прислала вам подарок (медальки).
Воспитатель: Ребята, о какой профессии вы сегодня узнали? (ответы детей). Вам понравилось украшать посуду орнаментом? (ответы детей). Помогая Федоре вы попробовали себя в роли дизайнеров. Надеюсь, что занятие для вас было интересным и познавательным.