Ольга Чапорова
Метод моделирования в при обучении грамоте. Конспект НОД в подготовительной группе: «Приглашение на Ёлку»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Программные задачи:
Публикация «Метод моделирования в при обучении грамоте, Конспект НОД в подготовительной группе: „Приглашение на Ёлку“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Пригласительные открытки к Новому году
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
• образовательная: используя метод моделирования, закрепить умение построения предложно-падежных конструкций, продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа двусложных слов с помощью мнемотаблицы;
• развивающая: продолжать развивать умение детей планировать и регулировать свою речь, развивать логическое мышление и память детей, фонематический слух и внимание, расширять ассоциативный словарь;
• воспитательная: воспитание коммуникативных и нравственных качеств.
Материалы: конверт с письмом от Деда Мороза; картинки-стереопары; звуковые линейки; модели слов, предлогов, звуков; мнемотаблица «Расскажем все о звуке»; «закодированное» символами стихотворение «Снежок»; телефон с аудиоклипом «Звонок от Деда Мороза»; карточки для поиска подарка, подарок от Деда Мороза.
Предварительная работа: знакомство со стихотворением «Снежок» Н. Нищевой, кодирование символами для заучивания.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Словарная работа: предложение, схема предложения, «маленькое слово» «В», «ИЗ», «НА», «ПОД», дифференциация звук/буква, гласный/согласный звук, твердый/мягкий звук, звонкий/глухой звук.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Ребята, за окном у нас зима, морозно и холодно, а я к вам пришла с теплом и любовью. Дотроньтесь до моих ладошек. Подарите тепло друг другу.
2. Постановка проблемы.
- Вы когда-нибудь получали письма?
- А сами писали?
- А что приятней: самому писать или получать? (Ответы детей)
- Нам сегодня в детский сад пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? (От Деда Мороза).
- Давайте откроем письмо и прочитаем…Но это не почерк Деда Мороза, да и кляксы кругом! Я, кажется, догадываюсь, чьи это проделки - это Баба Яга перепутала все слова в предложениях, чтобы мы не узнали, о чем нам пишет Дед Мороз.
3. Игра «Исправь предложения»:
направленность - работа с деформированной фразой)
(Воспитатель зачитывает предложения, а дети исправляют их.)
- Письмо пишет Дедушке Морозу. (Дедушка Мороз пишет письмо)
- Ёлкой наряжаю игрушки. (Игрушками наряжаю ёлку)
- Приглашаю праздник на ребят. (Приглашаю ребят на праздник)
- Помогите мешок сложить в подарки. (Помогите подарки сложить в мешок)
4. Игра «Помоги Деду Морозу разложить подарки»:
направленность - используя картинки-стереопары выполнить зрительную гимнастику.
Закрепить умение построения предложно-падежных конструкций, уточнить значение предлогов В, ИЗ.
- Ребята, поможем Деду Морозу приготовить подарки?
- Посмотрите на эти картинки – они волшебные: предмет попадет в подарок, если картинку медленно приблизить к глазам.
(Дети выбирают понравившуюся стереопару. Медленно приближают ее к глазам, добиваясь эффекта объединения двух изображений в одно.
Затем составляют предложения и графически их выкладывают с помощью символов).
Алгоритм составления и анализа предложения:
1. Глядя на картинку, придумай предложение. (В моем подарке лежит мяч).
2. Посчитай, сколько слов в твоем предложении. (В моем предложении 5 слов).
3. Назови первое слово. («В» - это «маленькое» слово).
4. Когда оно появляется? («Маленькое» слово «В» появляется тогда, когда один предмет лежит внутри другого предмета).
5. Как мы обозначаем «маленькое» слово «В»? (Квадрат, внутри которого - круглый предмет).
5. Назови второе слово, третье…. И т. д.
6. Выложи символы-паровозики слов.
7. Проверь, все ли слова сели в свои паровозики?
6. Что ставим в конце предложения? (В конце предложения ставится точка).
- Баба Яга очень любит менять слова. Замените в своих предложениях «маленькое» слово «В» на «ИЗ». Что теперь получилось? (Из моего подарка вытащили конфету.)
- Когда появляется «маленькое» слово «ИЗ»? (Когда предмет сначала находился в другом предмете, а потом его оттуда вытащили, или он переместился сам).
- Пока Баба Яга не успела вытащить подарки, давайте их спрячем обратно в конверт и заклеим.
5. Сопряженная гимнастика: «Снежок»
Н. Нищевой (речь+ движение).
Направленность: используя метод ассоциативных символов, выучить стихотворение «Снежок»
- Мы на славу потрудились, теперь можно поиграть в любимую игру Деда Мороза – «Снежок»:
1,2,3,4 (дети загибают по одному пальцу на правой руке).
Из снега мы снежок слепили (показывают ладошками, как лепят).
Круглый, крепкий, (рисуют в воздухе круг, с силой сжимают ладони) очень гладкий (гладят одной ладонью тыльную сторону другой)
И совсем-совсем не сладкий (грозят указательным пальцем)
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок, два – поймаем (ловят воображаемый снежок,
Три – уроним («роняют» снежок, смотрят вниз) и сломаем («топчут» снежок).
6. Игра «Волшебное слово»
(направленность – закрепить навык звуко-буквенного анализа двусложных слов с открытыми слогами).
- Подарки мы разложили. А волшебное слово на конверте не указали… Слово это – любимое время года Деда Мороза. (Зима)
- Если мы слово «зима» напишем буквами – Баба Яга прочтет его и волшебство исчезнет. Конверт откроется, и Баба Яга все подарки похитит. Что делать будем? Как можно заколдовать буквы? (Звуками)
(Дети выполняют анализ слова «зима» на звуковых линейках, используя модели звуков).
Алгоритм анализа согласных звуков:
1. Произнеси слово, внимательно себя послушай.
2. Назови первый звук в этом слове. (Звук ЗЬ).
3. При произношении звука ЗЬ, нам что-нибудь мешает? (Да, нам мешает язычок и нижние зубки. Язычок упирается в нижние зубки).
4. Если припроизношении звуку мешают язычок, зубки или губы, значит это (Согласный звук, он согласен, что не умеет петь песенку).
5. Какой «характер» у звука ЗЬ? (Мягкий).
6. Каким цветом мы обозначаем все мягкие согласные? (Зеленым).
7. Будем звонить в дверь, когда пойдем в гости к звуку ЗЬ? (Да).
Как мы это проверим? (1способ: положить руку на горло и произнести звук, если горлышко «гудит», значит – звонкий согласный, если «спит» - глухой. 2 способ: закрыть уши руками и произнести звук. Звук ЗЬ –звонкий согласный, положим ему колокольчик).
Алгоритм анализа гласных звуков:
1. Назови второй звук в слове ЗИМА. (Это звук И-И-И).
2. При произношении звука И, нам что-нибудь мешает? (Нет. Нам ни зубки, ни язычок не мешают, а губки широко улыбаются).
3. Проверь, поется песенка звука И, тянется? (И-И-И-И, да поется и тянется).
4. Если звук умеет петь и тянуться и ему ничто не мешает – этот звук зовут… (Гласным звуком).
5. В какой цвет наряжаются гласные звуки? (В красный цвет).
6. Посели звук И в свой домик-клеточку.
(Аналогично проводится анализ остальных звуков слова ЗИМА).
- Наше письмо Деду Морозу готово. Давайте попросим кого-нибудь из взрослых сбросить его в почтовый ящик.
7. Сюрпризный момент.
Направленность: замотивировать детей поиском подарка; используя схемы предлогов и опорные картинки, закрепить умение составлять предложения; уточнить понимание пространственных отношений.
(Раздается телефонный звонок от Деда Мороза. Включается функция «Громкая связь»)
- Алло! Это детский сад «Ёлочка»?
- Здравствуйте, ребята!
- Это Дедушка Мороз. Вы получили мое письмо?
- А сумели разложить подарки?
- Спасибо, друзья! На окне я вам оставил подарок – он ваш, возьмите его…
- Как нет? Хотя я знаю, чьи это проделки – баба Яга опять зловредничает. Ну, не беда – «маленькие слова» помогут вам отыскать его. Первую подсказку ищите ЗА дверью…
- До встречи на Новогодней елке, пока-а-а!
(Дети, используя подсказки, находят подарок от Деда Мороза).
8. Рефлексия.
- Кому сегодня помогали? (Ответы детей)
- А как помогали? (Ответы детей)
- Что было трудно?
- Будем готовиться к новогоднему празднику и встрече с Дедом Морозом…