Наталья Цыряпкина
Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности «Семейный бюджет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей понятия «семейный бюджет» и его основных источников.
Задачи: дать представление детям о том, из чего складывается семейный бюджет; познакомить с квалификацией расходов: обязательные, желаемые и непредвиденные; развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета; воспитывать бережливость; учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, работать в команде.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по финансово-экономической грамотности „Семейный бюджет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Семейный бюджет
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Обогащение словаря: бюджет, заработная плата, стипендия, пенсия.
Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: К. Чуковский «Муха-цокотуха», беседы «Что можно купить за деньги?», «Потребности человека».
Материал и оборудование: магнитная доска, карточки для деления на команды: кошелек с деньгами и кошелек без денег, 2 макета семейного бюджета, 2 кошелька с монетами игрушечными 40 штук, картинки для дидактической игры, запись веселой музыки, фишки за правильные ответы, медали по количеству участников.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям разделиться на 2 команды: воспитатель определяет, кому идти в команду направо, а кому налево.
Дети в командах придумывают ее название, которое относилось бы к теме финансов, выбирают капитанов.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть семья. Что такое семья? Сколько человек в вашей семье? Из кого состоит ваша семья? (ответы детей) Видите, семьи бывают разными: большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Чем занимается папа? (работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.). Что делает мама? (работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.) Что делает бабушка? (вяжет носки, печет пироги и т. д.) Что делает дедушка? (чинит мебель, поливает огород и т. д.) Как помогаете в семье вы? (моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.) Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно и чисто.
У каждого члена семьи есть какие-то свои желания и потребности. Потребности бывают разные, давайте попробуем в этом разобраться.
Есть такие потребности, которые жизненно важные, то есть те, без которых человек не сможет жить. А есть такие потребности, без которых человек может и обойтись и его жизнь от этого не зависит. Их можно назвать просто - желаниями.
Игра. «Определите, что это: потребность, или желание?» (на магнитной доске картинки для каждой команды, где участники определяют жизненно важные потребности человека и желания: еда, отдых, вода, автомобиль, одежда, воздух, жилье, игрушки. За каждый правильный ответ команда получает по одной фишке).
Воспитатель: Откуда в вашей семье появляются деньги? (ответы детей)
Да, за то, что люди работают, им платят заработную плату, потому что каждый труд должен оплачиваться.
Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям, и тем, кто ещё не работает – детям. Это называется пособие на детей. А если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме, или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются … (стипендия). Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Слово бюджет произошло от старинного слова «бюджетте», что переводится как кошелек, сумка, мешок с деньгами. Бюджет может быть разным: бюджет страны, области, ваших семей. Если сложить все деньги семьи вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход семьи, который называется семейный бюджет (картинка со схематическим изображением семейного бюджета).
Физкультминутка: Давайте поиграем. Будет звучать музыка, под которую можно танцевать. Когда музыка остановится, вы должны встать, взявшись за руки, и образовать круг из такого количества человек, какую цифру я назову.
Воспитатель: А теперь поговорим о том, что же такое «расходы». На что тратятся деньги у вас в семье? (ответы детей.) Расход-это удовлетворение потребностей человека. За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, или потратить их на какие-то другие цели. Важно экономно и разумно использовать деньги, ведь они нелегко зарабатываются. Мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить какие-то товары, например: стиральную машину, а можем купить мороженое. Стиральной машиной мы будем пользоваться долго, а как долго мы будем есть мороженое? (ответы детей). Значит, стиральную машину мы назовем «товаром длительного пользования», а порцию мороженого — «товаром кратковременного пользования».
Игра «Товары длительного и кратковременного пользования». Какие еще вы знаете товары длительного пользования (ответы детей в командах: машина, утюг, пылесос, телевизор, мебель и т. д.). А теперь назовите товары кратковременного пользования (ответы детей: продукты питания, игрушки, одежда, зубная паста, косметика и т. д. За правильные ответы давать команде фишки)
Воспитатель: Еще мы должны расходовать деньги на разные услуги, например: плата за жилье (за отопление, воду, электричество). За какие услуги еще мы должны платить? (ответы детей: за телефон, за детский сад, за отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.)
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Расходы- доходы». Правила простые: 1 команда если вы относите что-то к доходу, то нажимаете на звонок, 2 команда если к расходу, то нажимаете на звонок.
- родители получили зарплату+
- семья купила продукты-
- вам подарили деньги на день рождение+
- старший брат получил стипендию+
- вы потеряли кошелек-
- родители купили вам новую игрушку-
- бабушка получила пенсию+
- купили маме новые сапоги-
- папе купили запчасти на машину-
- мама получила премию на работе +.
(За правильные ответы команды получают фишки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Теперь вы точно знаете, где доходы, а где расходы в семье.
Ребята, как вы думаете, легко распоряжаться деньгами в семье? Представьте, что родители доверили вам распоряжаться семейным бюджетом.
Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги. Предлагаю вам самим в команде составить семейный бюджет.
Игра «Семейный бюджет» (Каждой команде выдается по 20 монет и большой круг, разделенный на 6 секторов: Квартплата (в секторе изображено лампочка, кран с водой и батарея, Питание (в секторе - продукты питания). Одежда (в секторе - одежда и обувь). Развлечения (в секторе – кинотеатр, зоопарк). Игрушки (в секторе – игрушки). Сектор сюрприз (в секторе – знак вопроса). Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности: жильё, одежда, еда).
После выполнения задания и выслушивания ответов, детям предлагается сектор «сюрприз». По одному посыльному вытягивают карточки, на которых изображены «непредвиденные расходы»: сломанный холодильник и сломанная стиральная машина. Задание: пересмотреть семейный бюджет и объяснить, почему сделали именно такой выбор.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Доходы и расходы, которые семья планирует в будущем, составляют семейный бюжджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда большое. А столько всего нужно родителям купить! Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Подведение итогов: подсчет фишек в каждой команде. Все участники получаю медали «отличника финансовой грамотности».
Рефлексия: Ребята, давайте вспомним, с какими понятиями мы сегодня познакомились? (Ответы детей); Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей); Что нового вы узнали? (Ответы детей); Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Вам понравилось занятие? Интересно вам было? А может кому-то трудно было? Что мы сегодня нового узнали?
На этом наш серьёзный разговор подошёл к концу. Закончить его хочется пословицей о бережливости.
Копейка к копейке — проживёт и семейка. (Дети объясняют смысл).
Конечно это мудрая пословица, но не забывайте еще об одном богатстве – это дружная семья, верная дружба и здоровье.