Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Дифференциация звуков [д], [т]. Звонкие и глухие согласные»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему: „Дифференциация звуков [д], [т], Звонкие и глухие согласные“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Согласные звуки
- Темочки
Программное содержание : закреплять правильное произношение звуков [т], [д] в речи, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость, создать условия для формирования умения дифференцировать звуки [т], [д] через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, обогащать словарь детей.
Оборудование: предметные картинки на изучаемые звуки (дом, том, удочка, уточка, бидон, батон, дверь, тачка, дачка, Толя, Даша, большая схема для определения позиции звука в слове, фишки, кассы, тетради, карандаши.
Содержание НОД.
I. Орг. момент
Перед началом занятия детям раздаются квадраты красного, синего или зеленого цветов. Логопед предлагает сначала сесть детям, в руках у которых символ гласных звуков, затем тем, у которых символ согласных твердых звуков и последним тем, у которых символ согласных мягких звуков. Если возникли затруднения, логопед вместе с детьми повторяет соответствующие правила.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы занятия.
- Рассмотрите предметные картинки и назовите их. (том, дом).
- Это очень похожие слова, а чем они различаются?
- В слове ДОМ первый звук - [д].
- В слове ТОМ первый звук - [т].
На доску вывешивается слова: ТОМ и ДОМ.
- Посмотрите, поменяли одну букву, а изменилось все слово.
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [д] и [т] на слух и учиться правильно произносить их.
2. Работа со звуками.
Логопед предлагает дать характеристику звукам.
- Произнесите звуки [д] и [т]. Одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков? (Одинаково). А чем отличаются эти звуки?
[т] – согласный, твердый, глухой, на схемах обозначаем синим цветом.
[д] – согласный, твердый, звонкий, на схемах обозначаем синим цветом.
3. Звуки [т] и [д] в слогах и словах.
Дифференциация [т], [д] на слух и в произношении.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Повтори» :
та-да-та, да-та-та, та-да-та, да-та-да, да-да-та, та-та-да.
4. Игра «Хлопай, топай, не зевай».
Логопед: «Если слышим в слогах или словах звук [т] – хлопаем, если слышим звук [д] – топаем.
Логопед: «Слоги: да, та, до, ту, то, дэ, ту, та…»
Логопед: «Слова: дом, пальто, Таня, пакет, Даша, батон, бидон, стол, дверь, почта.»
5. «Замени звук»
Логопед предлагает заменить в предложенных словах звук [д] на звук [т] или наоборот :
Назовем мы книгу «том»
Для жилья построим (дом).
Под Москвой есть город Тверь.
В доме открываем (дверь).
По реке плывут плоты,
Зеленеют на ветвях (плоды).
Соловей выводит трель.
Слесарь в сеть включает (дрель).
Архитекторы-творцы
Строят чудные (дворцы).
6. Работа с картинками.
Дифференциация звуков
[т] - [д] в словах-паронимах
Дидактическая игра «Найди пару»
На картинках изображены мальчик Толя и девочка Даша. Детям дается задание подарить картинки со звуком [т] - Толе, а со звуком [д] - Даше. Логопед произносит предложения, а дети должны назвать последнее слово, подходящее по смыслу, найти картинку и «подарить» ее Толе или Даше.
Логопед:
Назовем мы книжку… (том).
Для жилья построим… (дом).
Вот тележка, это… (тачка).
Дом в саду зовется… (дачка).
По реке плывут… (плоты).
Зреют на ветвях… (плоды).
Звуковой анализ и синтез слов
Дидактическое упражнение
«Подбери слово к схеме»
На доске схема слова и три картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки [т] - [д]. Детям дается задание определить, какая из картинок подходит к данной схеме и объяснить свой выбор. Для работы используются следующие предметные картинки: ДОМ, СТОЛ, УТОЧКА и схема слова:
7. Игра «Что изменилось?»
Логопед предлагает детям посмотреть на картинки, расположенные на доске, ( на доске 4 картинки: ДОМ, СТОЛ, УТОЧКА, БАТОН) и определить, что изменилось. Логопед убирает по одной картинке, либо ничего не меняет.
8. Развитие связной речи.
Логопед предлагает составить детям предложение с одним из предложенных в предыдущем задании слова.
9. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
(Движения выполняются в соответствии с текстом).
10. Обучение грамоте. Работа с кассами. Выкладывание слов ДОМ, ПЛОДЫ, преобразование их в слова со звуком Т (ТОМ, ПЛОТЫ).
Логопед просит детей написать в тетрадях буквы Т и Д, затем слоги из этих букв и всех пройденных гласных. Проверка написанного на доске.
Итог.
Логопед. Вот и подошло к концу наше сегодняшнее занятие.
Какое задание вам понравилось? Какое задание показалось трудным?