Конспект НОД в подготовительной группе «Кладовая гномов. Познавательно-исследовательская деятельность с камнем»

Наталья Мешкова
Конспект НОД в подготовительной группе «Кладовая гномов. Познавательно-исследовательская деятельность с камнем»

Тема: «Кладовая гномов».

Цели:

- Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о свойствах и качествах предметов неживой природы;

- Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение;

- Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Учить работать по плану, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке;

- Познакомить со свойствами камней (легкий -тяжелый, мягкий -твердый, гладкий -шероховатый, тонет -не тонет, имеет цвет и др.)

- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;

- Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;

- Воспитывать любознательность;

- Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации;

- Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания;

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации, шкатулка с камнями.

Практические: физминутка, исследование предметов.

Предварительная работа:

Беседа об образовании гор. Беседа о профессиях (геолог, шахтёр). Чтение (английская нар. сказка «Три поросёнка»; Братья Гримм. «Белоснежка и семь гномов»; х. -к. Андерсен. «Огниво»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»; Н. А. Рыжова. «О чём шептались камешки»).

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: керамзит, лаборатория, известняк, аметист, малахит, яшма, гранат, агат.

Форма проведения- познавательно - исследовательская деятельность.

Оборудование: речные камни, увеличительное стекло (лупа) прозрачный стакан с водой, ложка, цветной картон, декоративные камни для аквариума, камни из коллекции, лимон, мел.

Ход занятия:

(Вход под спокойную музыку (слайд картинка утро)

- Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я вас всех люблю!

- Ребята давайте начнём наш день с добрых слов благодарности:

Спасибо солнышку за свет,

Спасибо няне за обед.

Спасибо всем моим друзьям,

Спасибо вам, и вам, и вам.

- Ребята, посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте с ними поздороваемся, (ответы детей) улыбнёмся друг другу и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

- Учёные нам говорят,

Что много лет назад

В ужасном беспорядке

В земле возникли складки.

Хребты, отроги и утёс.

И камень, о который ты

Разбил сегодня нос.

Воспитатель: - Ребята, о чём это стихотворение камнях). -Где можно найти камни? (В горах или у их подножия,на берегу рек и морей).(показ слайда). - Ребята, вспомните, как называлась сказка, которую написали братья Гримм, где главные герои добывают камни в подземелье? (Белоснежка и семь гномов). - Вспомните, как их зовут. (Дог, Ворчун, Весельчак, Чихун, Тихоня, Соня, Простак). - Сегодня гномы у нас в гостях. (демонстрация слайда гномов.)

Воспитатель: - А давайте дадим гномам наши имена. Например: по дням недели. (Слайд)

- Я гном – понедельник самый мудрый гном, я забочусь о том, чтобы были инструменты у братьев в нужные моменты. (приносит и демонстрирует булыжник, булочку)

- Гном по имени Понедельник любит строить и всё знает о камнях- строителях. - Вспомните, из чего построили свои домики три брата- поросёнка (Ответы детей) и (показ слайдов)

- Давайте вместе вспомним, как и из чего строят дома люди? (Из дерева, хвороста, камня, досок и т. д.). - Всё правильно, дома можно строить из чего угодно, но самые надёжные дома получаются из камня.

- А теперь давайте поиграем. Игровое упражнение «Что лишнее?» (на столе лежат булыжник, кирпич, булочка). – Скажите пожалуйста, что лежит у меня на столе? – Вам нужно найти объект, который не похож на остальные. (По форме- булыжник, по употреблению- булочка.) - Что общего между кирпичом и булочкой? - Чем они отличаются от булыжника? (Булыжник создала природа. А кирпич и булочку сделал человек).

Воспитатель: - Какой следующий гном к нам пожалует?

- Однажды, камни наблюдая,

Мне вдруг подумалось о том

Что быть немалой пользе в том,

Чтоб из того, что мне открылось,

Хотя бы маленькая часть –

В стихах однажды воплотилась. (Приносит ящик ощущения)

- Гном по имени Вторник по натуре своей исследователь. Он предлагает нам проверить ощущения, которые проявляются при исследовании камней.

Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни). – Смотрите какой необычный ящик нам принёс гномик, в нём находятся камешки. - Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. - Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый, гладкий камень. - Отыщите, пожалуйста овальный камень, самый лёгкий. – Отыщите, пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.

(выходит гном среда и приносит шапочки)

– Люблю я камни наблюдать,

Над ними можно размышлять,

Ценней же прочего - желанье

Законы жизни их понять.

Прочесть сокрытые в них тайны,

Что им присуще, что – случайно.

И поделиться, рассказать,

О том, что удалось узнать.

Воспитатель: - Гном по имени Среда приглашает вас в свою лабораторию для проведения научных экспериментов. Он предлагает тщательно вытереть руки салфетками и надеть колпаки: у него в лаборатории всё стерильно. – Давайте пройдем в лабораторию. (показ слайда) – Рассаживаемся по местам.

Опыт 1. – Первый опыт который мы с вами будем проводить называется «Какими бываю камни – Перед вами лежат разные камешки.

- Рассмотрите внимательно, найдите самый большой и самый маленький (самый красивый и самый не выразительный). - Обоснуйте свой выбор.

Опыт 2. Опыт № 2 заключается в следующим. Вам надо выложить камни в ряд –от самого большого к самому маленькому (знакомство с множеством, - Какие вы молодцы, все справились с заданием.

Опыт 3.- Найдите и внимательно рассмотрите самый круглый камень (гальку). - Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешки становятся округлыми). - А раньше углы были? – Как вы думаете? – Возьмите несколько камешков в ладони, потрясите их и послушайте, как они стучат друг о друга. – Послушали?–А теперь вам задание. Когда вы будете на речке, послушайте, также стучат камешки, когда поднимаются волны или по другому, а потом мне расскажите. – Договорились.

Опыт 4. «Что видно на камне. – А сейчас мы будем с вами исследователями. – Наша задача рассмотреть разные камни через лупу. – Берём лупу и рассматриваем камешки. - Что вы видите? (Кристалики, трещины, узоры).

Опыт 5.- Опыт под № 5 заключается в следующим. – У вас на столах лежат камень и пластилин. –В одну руку возьмите камешек, в другую - пластилин. - Сожмите обе ладони. - Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. - Почему (Камешек твёрдый. Твёрже пластилина.) – Хорошо. – А теперь попробуйте постучать комочком пластилина о камень, отложите пластилин и возьмите ещё один камешек и постучите двумя камнями друг о друга. В чём разница? – Молодцы.

Опыт 6: «Тонет- не тонет». - Сейчас нам с вами предстоит проверить, что произойдёт, если мы положим камень в воду (ответы детей) - Может ли он плавать?- Возьмём гальку и окатыш керамзита, сравним их по весу. – Какие они одинаковые или нет? - Затем одновременно опустите их в стаканы с водой. - Что произошло с каждым из них? Почему? Что стало с керамзитом? Желательно, чтобы дети сами сделали вывод, что в керамзите много пузырьков воздуха. Поэтому он не тонет. - Какой стала галька? Чем она отличается от сухой? Какого цвета мокрые камешки по сравнению с сухими? – Какие вы у меня молодцы.

Опыт 7 - Последний наш опыт заключается в следующим. - Нам нужно определить - Могут ли камни издавать звуки? - Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть?- Как вы думаете? - Давайте проверим. - Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (Камень злиться, «Шипит»-ему не нравится лимонный сок). – Хорошо. – Наши опыты подошли к концу, давайте вытрем ручки салфеточками и пойдём на встречу с другим гномом.

(Выходит гном четверг и представляется) - Я гном серьёзный, деловитый и курьёзный. (Приносит мел,карандаш.)

Воспитатель: Гном по имени Четверг интересуется камнями, которыми можно писать. Ребята, а кто назовёт мне камни, которыми можно писать и рисовать? (Мел, уголь). Ими действительно легко рисовать на асфальте. - А на бумаге вы чем рисуете? (Карандашами). Если быть точными, его грифелем, изготовленным из графита- тёмно- серого мягкого минерала.

- Давайте с вами отдохнём, мы хорошо потрудились. – Встаньте пожалуйста возле своих мест.

Физминутка (автор Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре, пять! (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево- вправо.)

Будем строить и играть! (Ритмично выполняют приседания.)

Дом большой, высокий строим (встают на носки и тянуться руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем (выполняют прыжки на месте).

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперёд.)

Будет жить в нём старый гном! (Приседают. (2 раза).

- Вот мы с вами отдохнули и отправляемся на встречу к гному по имени Пятница.

- Я гном – мечтатель, разных кладов добыватель.

Воспитатель: Гном по имени Пятница изучает камни. Образовавшиеся из растений и животных. Это янтарь, жемчуг, коралл (демонстрация камней).Ребята, покажите мне пожалуйста, знакомый для вас камни и расскажите чем он вам запомнился? (Дети дают ответы-как зародилась жемчужина (из песчинок, янтарь- окаменевшая смола, коралл – полипа (крошечный желеобразный морской организм)

Воспитатель: - Какие вызнаете сказки, в которых говориться о камнях (Три поросёнка, Серебряное копытце, Малахитовая шкатулка, Волшебник изумрудного города). - Какие орудия труда помогают гномам добывать камни (кирка,, кувалда, лопата). - Где можно найти камни в современной квартире (Статуэтки, стены, аквариум)

- Вернёмся к нашим друзьям гномам. – Я гном интересный, завлекательный, помпезный. Гном по имени Суббота увлекается астрологией, наукой, изучающей влияние небесных тел на судьбу и здоровье человека.

Астрологи утверждают, что каждый драгоценный камень принадлежит к определённому знаку Зодиака, т. е. камень-талисман: например, у Рака это изумруд, жемчуг; у Льва- янтарь, топаз, У Девы- нефрит. Дети, кто может поделиться секретом и рассказать, у кого какой камень- талисман. (3-4 ответа).Какие вы молодцы, что знаете, так много камней. Талисман охраняет своего владельца от дурных влияний, защищает от несчастий, недугов, дурного глаза, от злых чар и т. д.

Загадочным блеском сверкают каменья,

Таят человека черты.

Камень надежды,

Камень терпенья,

Камень мечты.

Камень рассвета,

Камень заката,

Камень ночей. (Б. Дубровин).

- Я гном воскресенье - трудяга добрый, ищу клады, тут и там.

Воспитатель: Гном по имени Воскресенье всё своё время посвящает драгоценным камням. Он знает о камнях все мифы, легенды и сказания. Заботится о камнях, сторожит их. Воскресенье просит нарисовать ему помощницу- ящерку, которая будет охранять подземные кладовые сокровищ.

(Организуется рисование песком по клейстеру с использованием трафарета).

В каждой стране существовали хранители подземных богатств- сказочные герои народов мира. Мы с вами уже познакомились с ними. Но самая красивая хранительница подземного царства живёт в русских преданиях. Кто мне подскажет, как зовут самую красивую хранительницу подземных богатств? (Хозяйка медной горы). Правильно. А где жила эта чародейка? (На Урале).Верно. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, жившей в Уральских горах- самом сердце России. Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу. Одетую в роскошное малахитовое платье, кокошнике, украшенном драгоценными каменьями. Зелёный цвет малахита в особом почёте у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришёлся ей по нраву. Значит,добр, честен да чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Заманивая их, и дороги назад не указывая. Так вот сама Хозяйка Медной горы пожаловала к нам.

Хозяйка Медной Горы величественно выходит на сцену.

Платье мое всё в камнях самоцветных, (Хозяйка Медной Горы кружится перед зрителями.)

Весь в самоцветах мой дивный венец. (Хозяйка Медной Горы кокетливо поправляет венец на голове.)

Знаю места горных кладов заветных,

Недра земные раскрыв, как ларец. (Хозяйка Медной Горы разводит перед собою руками.)

Я перед вами то девой являюсь

С медью звенящею длинной косой, (Хозяйка Медной Горы показывает зрителям свою косу.)

То малой ящеркой ловко скрываюсь

Между камней, окропленных росой. (Хозяйка Медной Горы показывает зрителям на ладошке ящерку в короне.)

Ведомы мне все секреты ремесел,

Что из камней создают красоту, (Хозяйка Медной Горы показывает зрителям красивую бижутерию.)

Я, не считая ни зим и ни весен,

С мира рожденья с ним вместе иду. (Хозяйка Медной Горы плавной походкой идет по сцене.)

Люди меня с той далекой поры

Кличут Хозяйкою Медной Горы. (Перед словом «Хозяйкою Медной Горы» можно сделать паузу, давая возможность зрителям самим угадать маску.)

- По нраву пришлись вы мне. И я хочу одарить вас своими сокровищами, но для этого вы должны рассказать о том, что интересного сегодня узнали о камнях, что интересного делали и чем вы можем поделить со мной.

(Дети рассказывают о свойствах камней, том, что им понравилось, что запомнилось и т. д.)

Воспитатель: Я рада, ребята. Что вам понравилось наше занятие. И хозяйка Медной горы благодарит вас за рассказ, и дарит вам свои сокровища. (Вручение конфет из малахитовой шкатулки.).А ещё давайте поблагодарим наших проводников –гномов, за очень интересное путешествие- знакомство с камнями. На этом наше занятие окончено. До новых встреч.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность в подготовительной группе «Птичья кладовая» Образовательная деятельность в подготовительной группе. "Птичья кладовая" Программное содержание: увлечь детей рассказом о жизни перелетных.

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской НОД " Свойства воды" Конспект НОД. Познавательно - исследовательская деятельность. Подготовила Поздеева Э. С. Программное содержание: - расширять.

Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе»Фотоотчёт «Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе» .

Конспект НОД в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Способствовать умению детей в воссоздание указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине, совершенствовать умение.

Конспект НОД во второй младшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Большой-маленький» Цели:Развивать умение находить и различать противоположности. Интеграция:Познание,коммуникация,развитие речи,игровая деятельность. Материал:Большая.

Конспект занятия познавательно-исследовательская деятельность «Весна» в средней группе Цель: уточнить представления детей о характерных признаках весны Задачи: 1. Формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Волшебный подарок!» Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму (Китайская пословица) Цель: Познакомиться с ролью лимона в жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе «Лук от семи недуг» ТМБ ДОУ «ЦРР»- д/с «Белоснежка» Воспитатель: Бойко Лариса Ивановна Проект исследовательской деятельности «Лук от семи недуг» Возраст:.

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Живи, росток!» Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных.

Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе)Этот удивительный зрачок (познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе) Цель: показать, что зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещения. Ход экспериментирования: Ребята, покажите где находится.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Научная лаборатория
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Кладовая гномов. Познавательно-исследовательская деятельность с камнем»
Опубликовано: 20 октября 2016 в 01:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление группы «Новогоднее чудо»
Оформление группы «Новогоднее чудо» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами, оформлением группы к Новому году. Всегда Новый год – это...
Фотоотчет о выставке работ совместного творчества родителей и детей «Зимние забавы»
Фотоотчет с выставки работ совместного творчества родителей и детей "Зимние забавы" Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела...
Новогодняя ёлочка. Аппликация из пластилина
Перед Новогодними праздниками проведено много различных поделок: из пластилина, бумаги, бросового материала, различных игрушек новогодних. Рассказать...
Проект «В ожидании Новогоднего чуда». Средняя группа дошкольного возраста
2018 год Проект подготовили: Кучина Т. В, Савина С. Л. - воспитатели, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. Актуальность. Всем известно, что самый...
Брошюра для родителей «Делать и не делать»
2016 В воспитании ребенка очень важно делать или не делать каких-то вещей. Родители не всегда поступают верно, по отношению к ребенку, делая этого не из...