Вера Иноземцева
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход НОД
Дети входят в зал, воспитатель встречает детей.
Воспитатель: Здравствуйте, гости званные и желанные!
Красивые и молодые, застенчивые и боевые.
Воспитатель: Я сегодня не зря вас сюда позвала. Я хотела пригласить вас в необычное путешествие. Это будет путешествие в прошлое русского народа.
Воспитатель: Ребята, на чём можно отправиться в прошлое, как вы думаете?
Дети: На «машине времени».
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас тоже есть «машина времени», но только она почему-то не работает, мотор не шумит. Может быть она сломалась? Странно!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то оставил здесь записку. Наверное, для нас. Давайте её прочитаем.
(Воспитатель достаёт записку, читает вслух)
Записка:
«Дорогие, друзья! Пишет вам хозяин «машины времени». Зовут меня Иван Петрович. Эта машина не простая, и чтобы её завести, нужно потрудиться. Дети, вы любите трудиться?
Дети: Да
Воспитатель читает дальше:
«Русский народ издавна славился трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие пословицы о труде знаете вы? Расскажите их своему воспитателю. И как только вы хорошо поработаете, машина сама заведётся. Будьте внимательны и всего вам хорошего. С уважением к вам, Иван Петрович».
Дети:
рабочие руки не знают скуки;
без труда не выловишь и рыбку из пруда;
скучен день до вечера коли делать нечего;
сделал дело – гуляй смело;
терпенье и труд всё перетрут;
кто не работает, тот не ест;
маленькое дело лучше большого безделья;
глаза боятся, а руки делают;
дело мастера боится;
без хорошего труда нет плода;
труд кормит, а лень портит;
без труда и отдых не сладок;
землю красит солнце, а человека труд;
кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
(Машина заводится)
Воспитатель: Прошу всех занять свои места.
(дети садятся на стульчики «машину времени»)
Воспитатель: А сейчас давайте все вместе произнесё м волшебные слова:
«Через время, через годы
Пронеси сквозь непогоду.
Через годы пронеси
И тихонько опусти»
(Звучит шум мотора, машина тормозит, как будто останавливается).
Воспитатель: Ребята, мы с вами переместились в далёкое прошлое.
Слайд №1, №2 (на слайде изображение избы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что это?
Дети: Это изба.
Воспитатель: Много лет назад люди жили в деревянных домах, которые назывались избами. Ещё избы называли срубами. Как вы думаете, почему?
Дети: Потому что их рубили топором.
Воспитатель: Дети, что ещё можно сказать про избу?
Дети: Избы были просторными, теплыми, красивыми, уютными.
Воспитатель (хвалит детей)
Слайд №3, №4 (На слайде изображение горницы)
Воспитатель: В избе была комната, которая называлась горницей. И сейчас я приглашаю вас пройти в русскую народную горницу.
(звучит русская народная музыка, дети проходят, садятся на лавочки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, что необычного в нашей горнице вы видите? Что было раньше, чего сейчас уже нет?
Дети: лавки, печь, прялка, рушники и т. д.
Воспитатель: самым главным в русской избе была, конечно же, печь.
Слайд №5 (изображение печи)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему? Не зря же в старину говорили: «Печь нам – мать родная». (Ответы детей)
Дети: Русская печь была в каждой избе. Её делали из кирпича. С печью был связан весь быт людей.
Воспитатель: Как вы думаете, как печь помогала людям в старину?
Дети: Печь отапливала жильё, в ней готовили еду, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, а в мороз даже кур держали под печью.
Воспитатель: Ребята, существует такое поверье, что в каждом доме живёт свой домовой. Вы когда-нибудь слышали об этом?
Дети: Да (ответы детей)
Воспитатель: В старину люди верили в то, что домовой живёт именно за печкой. И если поддерживать с ним хорошие отношения, то в доме будет счастье.
Воспитатель: Видимо за нашей печкой тоже поселился домовой, ведь кто-то же оставил для нас тут письмо. Давайте его прочитаем.
(Воспитатель достаёт из-за печки письмо, читает вслух)
Письмо:
«Здравствуйте, мои дорогие друзья! Как бы я хотел, чтобы мы стали друзьями. Я приготовил для вас интересное задание. Если вы его выполните правильно, то сможете посмотреть, какой я. Надеюсь, вам будет интересно. С уважением к вам, ваш Домовой Кузя».
(Дети проходят к столам, выполняют задание (индивидуально). На столах указаны первые буквы имени каждого ребёнка. Все садятся в соответствии с первой буквой имени. Необходимо собрать целую картинку из нескольких частей. Получится фотография домового.
Воспитатель: Ребята, что вы можете сказать про нашего Домового? Какой он?
Дети: Он добрый, улыбается и т. д. (ответы детей)
Воспитатель: Давайте снова пройдём в горницу. Я вам ещё не всё показала.
Слайд №6 (красный угол)
Воспитатель: Неотъемлемой составляющей внутреннего убранства русской избы был Красный угол. Это было священное место. Ребята, посмотрите, что здесь расположено?
Дети: Здесь есть рушники, иконы, лики предков и божественные книги.
Воспитатель: Необходимой частью красного угла являлся стол. Именно в этом углу вкушали пищу наши предки. Стол же считался неким алтарем, на котором всегда находился хлеб.
(Неожиданно слышится стук в дверь)
Воспитатель: Может быть, это гости к нам пришли? (Входит герой – матрёшка)
Матрё шка:
В гости к вам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка
Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская …
Дети: Матрёшка
Матрё шка: Здравствуйте, мои дорогие!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто к нам пришёл?
Дети: Это – Матрёшка.
Воспитатель: А кто такая матрёшка?
Дети: Это деревянная кукла, которая изображает русскую крестьянскую девушку.
Воспитатель: Что ещё можно про матрёшку сказать?
Дети: Внутрь матрёшки кладут несколько меньших, располагая их по росту.
Воспитатель: Деревенские мастера наградили матрёшку русской красотой – чёрными бровями и румяными щёчками. Эта необычная кукла может многим понравиться.
Дети: Мне матрёшка нравится, и я иногда играю с матрёшкой.
Матрё шка: А я и пришла, чтобы с вами немного поиграть. Вставайте все в круг, мы выполним упражнение «Матрёшки». (Девочки – матрёшки, а мальчики делают приседания, а в конце все вместе хлопают в ладоши).
Физкультминутка «Матрёшки»
Хлопают в ладошки (Хлопок в ладоши перед собой)
Дружные матрешки. (Повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки, (Правую ногу вперед на пятку, левую ногу)
Топают матрешки. (Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись. (Наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные, (Наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные. (Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах пестрых (Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сёстры.
Ладушки, ладушки, (Хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки. (Хлопок в ладоши, повторить еще раз)
Матрёшка (хвалит детей) : Ребята, посмотрите, какая на мне необычная одежда.
Воспитатель: Такую одежду носили женщины в старину. Посмотрите все на экран.
(Слайд № 7) – женский костюм
Воспитатель: Дети, что можно сказать о женском русском народном костюме? Как называется платье без рукавов?
Дети: Платье без рукавов называется сарафан.
Воспитатель: Сарафан он какой?
Дети: Сарафан очень красивый, его украшали жемчугом и золотыми нитями.
Воспитатель: Сарафан надевали поверх рубахи. А на голову русские женщины обычно надевали кокошник.
Воспитатель (обращается к детям) : Дети, а вы знаете, что такое кокошник?
Ребё нок: Это женский головной убор. Кокошник от слова «кокоша», значит, курица. Кокошник по форме похож на куриный гребешок. В старину кокошник носили женщины по праздникам.
Воспитатель: Молодцы.
(Слайд №8)
Воспитатель: Дети, посмотрите на экран и скажите, из чего состоял мужской русский народный костюм?
Дети: Из рубашки и штанов
Воспитатель: Мужская рубашка называлась косоворотка.
Как выдумаете, почему она так называлась?
Дети: Косоворотка – это рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек.
Воспитатель: Вместо штанов мужчины носили порты, на голове – картуз (мужской головной убор с жёстким козырьком, на ногах – лапти, которые они плели сами.
Матрё шка: (хвалит детей) Ребята, вы такие молодцы. А я вот для вас задание приготовила. Чтобы его выполнить, нужно сесть за свои столы.
(Каждому ребёнку даётся лист бумаги, на котором нужно соединить точки, чтобы получилось изображение. У каждого ребёнка получится изображение матрёшки.
Воспитатель: Посмотри, Матрёшечка, какие наши дети молодцы. Все справились с заданием.
Матрё шка: Я знала, что вы справитесь с моим заданием и поэтому приготовила для вас вот такой сувенир (выносит самовар)
(Слайд №9) Картинка на слайде – самовар
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что это такое?
Дети: Самовар
Матрё шка: В старину, тёмными вечерами, собирались люди в большой избе, около печи, где пели, водили хороводы, рассказывали сказки, обменивались шутками-прибаутками и работали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины.
Воспитатель: Да, много старинных обычаев было и есть на Руси. И один из самых замечательных – это чаепитие. Вся семья собиралась за большим столом, на который водружалась домашняя выпечка и, конечно же, самовар. В каждом доме и на каждом столе красовался посудный царь – самовар (обращает внимание детей на самовар).
Матрё шка: А к чаю из самовара я принесла для вас сладости (выносит корзину с петушками-леденцами на палочке).
Матрё шка: Дорогие мои друзья, мне пора с вами прощаться. Я желаю вам всем здоровья и благополучия. До свидания.
Дети: До свидания
Воспитатель: Много интересного мы с вами сегодня узнали о родной земле нашей, о русской старине. А что больше всего вам понравилось?
Ответы детей
Далее воспитатель использует прием «Моё настроение».
Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила карточки с изображениями грустного и весёлого человечков. Если вам понравилось сегодня путешествовать в прошлое на волшебной «машине времени», выполнять задания, узнавать новое, то необходимо прикрепить на доску весёлого человечка. А если вам ничего не понравилось, вы ничего нового и интересного сегодня не узнали, то на доску нужно прикрепить грустного человечка.
(Дети крепят человечков)
Воспитатель: Мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать. И я хочу вам пожелать никогда не болеть, быть здоровыми. Расти сильными, смелыми, крепкими. Всем спасибо.