Юлия Лебедева
Конспект НООД в подготовительной группе «Юные исследователи в лаборатории соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
«Юные исследователи в лаборатории соли»
Цель: изучение особенностей соли, ее свойств, качества и применение.
Задачи:
Публикация «Конспект НООД в подготовительной группе „Юные исследователи в лаборатории соли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли; научить использовать соль, как средство для творчества; продолжать учить делать выводы; продолжать учить работать аккуратно с инструментами и веществами.
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Материал и оборудование: посылка с тремя видами соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования, презентация «Добыча соли, ее применение».
Предварительная работа.
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр документальных фильмов "Добыча соли в шахте". "СОЛЬ Земли", "Непростые вещи. Соль".
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль», Чешская народная сказка "Соль".
• Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Ход занятия:
Приветствие:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Приглашаю всех играть.
Кто быстрее подойдет, тот быстрей секрет найдет.
Всем расскажет и покажет, объяснит и путь укажет
Во что дальше поиграть и кто будет начинать….
Воспитатель: Ребята, что вы нашли? Сундучок! Хотите посмотреть, что там? Какие-то мешочки в нём. Потрогайте, какие на ощупь ваши мешочки. А теперь понюхайте, пахнет? (Дети ощупывают и нюхают мешочки).
Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?
Воспитатель загадывает загадку:
Этот камень можно есть,
Он в слезах и поте есть.
Не вкусна в борще фасоль,
Если пожалели …
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Откройте мешочки. Что там? (соль)
Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Некоторые учёные считают что происхождение слова «соль» связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она ценилась почти так же как золото. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Бедные крестьяне не могли купить даже щепотку соли. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худо беседа.
Пуд соли вместе съесть.
Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Без попа, что без соли. Без попа не приход.
Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.
Без соли и стол кривой
Без соли и хлеб неестся.
Без соли, без хлеба – половина обеда.
Без соли, без хлеба за стол не садятся.
Соли не жалей — так есть веселей
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
Соль была известна человечеству с древнейших времен. Уже в пятом тысячелетии до нашей эры соль добывали на территории современной Болгарии и в других местах. Развивалось солеварение в Древних Греции и Риме. В России начали заниматься солеварением в 12 веке.
- А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Педагог демонстрирует презентацию «Добыча соли, ее применение». - Наша планета очень богата солёными месторождениями.
Люди научились добывать соль различными способами.
Соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?
Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Воспитатель:- Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.
Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
А еще соль полезна и животным.
Так же соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. При приготовлении пищи.
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Игра «Где нужна соль….»
Перед вами картинки- найдите те на которых люди используют соль. (Дети ищут на столе нужные изображения, выставляют на доску и называют как используют соль на данной картинке).
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи, в медицине, для животных.
Ребята а где мы с вами можем взять соль? (В магазине)
Давайте в магазин пойдём физкульт минутку проведём
Мы приходим в магазин,
(ходьба на месте)
Без лукошек и корзин,
(сгибают руки в локтях, прижимая кисть к поясу)
Чтобы сыр купить, батон,
(загибают пальцы правой и левой руки)
Колбасу и макарон,
Соль, зефир и пастилу,
Шоколад и пахлаву,
Молоко, кефир, сметану,
Кофе, чай и два банана.
Нам продал их продавец,
(руки согнуты в локтях, сгибают и разгибают пальцы рук)
Всё купили, наконец.
(рукопожатие)
А сейчас мы в лабораторию пойдем,
И чудо-опыт с солью проведем.»
- А сейчас я приглашаю в нашу научную лабораторию мы будем как учёные проводить опыты. Надевайте фартуки и проходите за столы.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с веществами:
1. Не трогать руками глаза.
2- Соблюдать тишину.
3- Не толкать соседа во время работы.
4- Сначала посмотри, а потом повтори.
5- Выполнил и положи на место.
И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
- Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
- Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
- Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что вы видите?
- Понюхайте соль. Чем она пахнет?
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт №2 «Соль хрустит»
Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?
Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.
Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?
Воспитатель: значит соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде).
Давайте рассмотрим веточку, которую мы положили в соленую воду. Что с ней произошло? (Веточка покрылась кристаллами соли)
Вывод: соль поглощает воду, если воды мало. Соль растворяется в воде.
Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»
- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
А давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем
А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.
Опыт № 5. «Плавающий картофель».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычный картофель (или сырое яйцо). Перед вами 2 стакана с водой, возьмите один стакан и положите в него 4 ложки соли. Возьмем картофель и опустим его в этот стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Картофель не тонет).
А теперь возьмем другой картофель и опустим его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (картофель утонул).
Какой вывод мы сделаем? В солёной воде картофель не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.
Опыт № 6. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.
(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Соленый-несоленый»
Дети подпрыгивают, услышав продукт, который не солят и приседают, услышав продукт, который можно солить
(орех, капуста, торт, суп, огурец, клубника, помидор, горох, груша, грибы, компот, апельсин, хлеб, сыр, ананас, рыба, яйцо, печенье, салат, молоко,сосиски, пирожное).
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди, используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа.
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой. (снежинки)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные. (рукавички)
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз
Акробатка- крохотулька,
Зимний леденец. (сосулька)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
У вас замечательные рисунки получаются.
Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая соль? (соль- это полезный пищевой продукт, который необходим для жизни и здоровья человека).- Давайте вспомним и скажем
Откуда берется соль? (соль - люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)
- Как вы думаете ребята. Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
- Что нового вы узнали о соли (Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка).
- Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? (рисование на соли, закрашивание соли).
Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?
Ой, ребята, а в сундучке, что то есть еще. Открывает, а там угощение хорошую работу.
Вы были замечательными учеными.