Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Хлеб военных лет»

Светлана Жукова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Хлеб военных лет»

Цель:

- Дать представление детям о ценности хлеба во время ВОВ.

Задачи:

Образовательные:

-Расширить и систематизировать знания детей о значении хлеба в жизни человека во времена ВОВ;

-Дать детям представление о «разновидностях» хлеба тех времен, его составе, вкусе;

-Закрепить знания о том, что хлеб - главный и самый ценный продукт питания.

Развивающие:

-Развивать навыки познавательной, речевой деятельности на патриотическом материале;

-Развивать интерес к прошлому страны, её истории;

-Способствовать развитию любознательности, развивать внимание, мышление,

воображение у детей.

Воспитательные:

-Воспитывать чувство любви к Родине, желание жить в мире;

-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «ЧХЛ», «Социализация».

Методы и приемы: чтение стихотворения, демонстрация фотоматериалов, рассказ педагога, беседа, проблемные вопросы, ручной труд, педагогическая оценка.

Материалы и оборудование:

Репродукции фотографий о ВОВ, мука, соль, ячневая крупа, вода, таз, доски для лепки, венчик, кусок хлеба весом 125 гр.

Предварительная работа: рассматривание колосьев пшеницы, рассматривание иллюстраций с изображением злаковых культур, беседа о последовательном этапе производства хлеба, заучивание пословиц о хлебе, д. /и «Что нужно хлеборобу», д. /и «От зернышка до булочки».

Ход НОД:

- Сегодня я вам предлагаю поговорить о самом главном продукте на столе - это о хлебе. (Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Хлеб»)

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно,

так строго.

Его запивали крутым кипятком,

Его называли не хлебом — пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой,

со жмыхами,

Он все же казался желанней всего!

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

Хлеб - продукт питания, который мы каждый день употребляем в пищу. Он является народным символом. На Руси к нему особое отношение - как к самому дорогому. Считалось большим преступлением бросить даже его маленький кусочек. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками.

- Как вы думаете, чем ценен хлеб?

- Почему мы должны бережно относиться к нему? (Ответы детей)

Особое бережное отношение к хлебу пронесли сквозь всю жизнь люди, прошедшие войну. Многие из них были тогда детьми. Хлеб в то время пекли

не только из муки, а из картофельных очистков, из коры молодых деревьев, добавляли сухую траву, но и такого хлеба подчас не доставало всем.

(Фото 1)

В деревнях во время войны жили в основном за счет овощей, выращенных на своих огородах. Весь хлеб, всё собранное зерно отправляли на фронт. (Фото 2)

Поэтому муки практически не было. Хлеб пекли из имеющихся под рукой продуктов. Часто дети во время вспашки перед новым севом выискивали комочки полусгнившего картофеля на полях. Клубни вымачивали, перетирали, промывали и добавляли в хлеб вместо настоящей муки. От голода, недоедания страдали все люди. А в городе жителям приходилось еще труднее: надо было сутками стоять в очередях за хлебом, который выдавали по карточкам. Такие карточки постепенно ввели с началом войны. Хлебная карточка была дороже денег, и ее потеря грозила гибелью от голода всем членам семьи. (Фото 3)

Хлеб военного времени был разным по своему составу: хлеб для фронта, для тыла, хлеб блокадного Ленинграда (теперь этот город переименован в Санкт-Петербург, хлеб для наших военнопленных в концлагерях. В основном, в нем было мало муки - основы самого хлеба, больше всего присутствовало разных добавок.

Фронтовой хлеб часто выпекался под открытым небом в земляных хлебопекарных печах. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича. (Фото 4)

Хлеб выпекался с применением ячменной муки. Так, ржаной хлеб, в состав которого входила ячменная мука, почти не уступал по качеству чисто ржаному.

(Фото 5)

Хлеб блокадного города Ленинграда состоял из ржаной муки, овсянки, жмыха от подсолнечной семечки, шрота. В первую блокадную зиму рецепт хлеба менялся очень часто, в зависимости от того, какие ингредиенты были на тот момент в городе, и к концу декабря ни солода, ни тем более овсянки в Ленинграде уже не осталось. В хлеб добавляли перемолотые ветви берёзы, хвою, семена дикорастущих трав. Ровно 125 грамм - дневная норма блокадного хлеба.

(Демонстрация кусочка хлеба весом 125 г)

Именно этот кусочек, весом всего в 125 г спас многих ленинградцев от смерти.

- Есть хлеб - будет жизнь!

На оккупированных территориях все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Каждая веточка с зернышками, трава крапивы, лебеда и шелуха от мороженых овощей использовались для выпечки хлеба.

А в тылу выпекали хлеб из картофеля и отрубей. Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

-Ребята, скажите, а какой сейчас на наших столах хлеб?

Дидактическая игра «А какой он, хлеб

(Дети стоят в кругу, передавая мяч друг другу, дают определения хлебу).

-Как Вы думаете, из чего состоит хлеб нашего времени? (Прочтение состава ингредиентов на упаковке ржаного хлеба).

- Отличается ли он по вкусу от хлеба военного времени? (Ответы детей.)

Подведение детей к выводу, что хлеб военных лет был не такой вкусный как хлеб нашего времени. Военное время было тяжелое и «голодное». Относиться к хлебу нужно с уважением.

-Давайте вспомним пословицы о хлебе.

Покуда есть хлеб да вода, все – не беда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб в человеке – воин.

-А давайте вспомним и покажем, как из зернышка прорастает росток.

Физминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся.

-Предлагаю самим попробовать замесить тесто, из которого впоследствии наши повара выпекут хлеб. (Фото 6,7)

-Ребята, как славно вы потрудились. Хлеб - это наше богатство. Прошу и Вас помнить о настоящей цене хлеба. Его стоимость измеряется не деньгами, которые мы платим в магазине, а человеческим трудом, затраченным на выращивание и изготовление хлеба.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе детей с ЗПР «Хлеб — наше богатство» Тема: «Хлеб – наше богатство» Цель: знакомить детей со злаковыми растениями. Дать представление о том, что хлеб – основной продукт питания.

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Хлеб — всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 комбинированного вида Конспект интегрированной образовательной.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб-всему голова» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» Цель: приобщать детей к традициям русского народа, привить бережное отношение к хлебу. Задачи: - формировать представления о том, какой.

Конспект НОД для подготовительной к школе группы (6–7 лет) «Русская каша — сила наша» Образовательная область: «Речевое развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группе Цель: формирование интереса к классической музыке Задачи: -познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Беседа о школе» Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о школе после экскурсии. Вызвать интерес к школе, учению, дать установку на готовность.

Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Дети военных лет» Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы «Дети военных лет». Цель: 1. Познакомить детей с именами детей-героев военных.

Конспект занятия «Российская армия». Просмотр коллекции почтовых марок военных лет Тема: «Российская Армия» Цель: - расширить знания детей о празднике – «День защитников Отечества»; - расширить знания детей о родах войск.

Проект «Хлеб — всему голова» в подготовительной к школе группеПроект «Хлеб — всему голова» в подготовительной к школе группе Проект в подготовительной группе «Хлеб – всему голова» Актуальность: Хлебу отведено главное место на столе, без него не обходится ни один.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Хлеб военных лет»
Опубликовано: 7 мая 2018 в 15:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по пластилинографии: «Осенние краски». Старшая группа
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....
Фотоотчёт «Петушок из бросового материала в средней группе»
Цель : Выполнение игрушки - Петушка из бросового материала. Задачи: - Развивать навыки работы с различными материалами. - Развивать фантазию и...
Фотоотчет «Театр своими руками»
Работая в детском дошкольном учреждении все чаще приходят мысли о том, что современные дети прилично разбираются в телефоне родителей, планшете, компьютере....