Ольга Ласунова
Конспект НОД «Наши друзья — птицы» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Наши друзья птицы»
Цель: формирование у детей представлений о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные:
• учить замечать птиц в ближайшем окружении, уточнить и расширить представления детей о птицах об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания;
• учить находить признаки, сходства и различия; активизировать внимание, память и мышление.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД „Наши друзья — птицы“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
• воспитывать интерес и любовь к природе; бережное, заботливое отношение к птицам.
Развивающие:
• развивать мелкую моторику рук (через конструирование из бумаги птицы в технике "Оригами" и пальчиковых игр).
Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, строением их клювов, перьев, птицы оригами.
Предварительная работа: изготовление птиц из бумаги в технике «Оригами», прослушивание пение птиц в природе.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята сегодня мы проведем занятие, о природы. Если сможете отгадать загадку – поймете, о ком пойдет речь.
Загадка
Мы бываем разные:
Грудки ярко-красные,
Желтые, любые,
Даже голубые.
По весне мы гнезда вьем,
Песни весело поем.
Крылья нас зовут в полет,
Кто отгадку назовет
(Птица)
К нам пришло письмо, посмотрим от кого оно и что в нем написано (Открывает конверт).
«Здравствуйте, ребята! Мы знаем, что вы изучаете птиц. Мы посылаем вам загадки. Попробуйте отгадать их. До скорой встречи! Ваши друзья птицы».
Воспитатель:
-Ребята, а сейчас мы проверим, хорошо ли Вы знаете птиц, сможете ли вы догадаться, о какой птице идет речь?
Загадки о птицах
1. Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)
В США в Бостоне этой птице поставили памятник, за спасение полей, садов и огородов от вредителей.
2. Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее… (Ворона.)
3. Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (Сорока).
Воспитатель:
- Ребята, а что случится, если птиц вдруг не станет? Может быть, мы сможем прожить без них? Для чего нам нужны птицы? (Ответы детей)
Вредные насекомые: гусеницы, жуки расплодятся в больших количествах. Тогда погибнут растения лесов и полей. Не услышим мы их звонкие трели, не увидим их красоты. Без растений не смогут выжить и животные, которые питаются растениями.
Чем птицы отличаются от других животных? (Птицы умеют летать)
Какие части тела помогают им летать? (Крылья) Как же крылья помогают в полете?
Проводится опыт
Воспитатель:
- Возьмем два листа бумаги. Один лист скомкаем в шар. Бумажный шарик выпустим из рук. Как он падает? (Быстро словно камень) Другой лист бумаги осторожно также выпустим из рук. Как он падает? (Плавно словно летит). Ребята, почему же листы бумаги одинаковые, а падают по- разному?
Вывод: Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).
Воспитатель:
- Что еще есть у птиц? (Клюв).
Дети рассматривают различные клювы птиц.
Воспитатель:
- Строение клюва зависит от способа питания птиц. У птиц, которые питаются зернами и плодами растений клюв имеет форму конуса. У клестов, питающихся шишками, он перекрещенный. У гуся клюв плоский. У хищных птиц и у совы острые клювы загнуты вниз и снабжены крючком. Эти птицы питаются живой добычей, которую убивают клювом.
Что же еще отличает птицу от других животных? (Наличие перьев)
Дети рассматривают перья птиц. Замечают отличия (Размером, цветом, строением).
Воспитатель говорит о том, что перья выполняют различную работу: одни обогревают птицу, другие помогают ей летать. Знакомит с новыми названиями перьев: маховые и пуховые.
Ребята, вы, наверное, заметили, что зимой в городе птиц становится меньше. Почему так происходит?
(Птицы улетают в теплые края).
Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные).
Но, не все птицы улетают от нас, многие остаются с нами зимовать. Как мы называем этих птиц? (Зимующие).
Игра «Зимующая или перелетная»
Воспитатель показывает на изображение птицы, дети относят ее к одной из категорий (перелетная или зимующая.)
Физкультминутка
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колене, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице
Надо цапле наклониться.
Ну-ка тоже наклонись,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню
Рассказ воспитателя о зимующих птицах.
Воспитатель:
Сорока
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Послушайте загадку:
Всюду я летаю,
Всё на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть, меня за это
И зовут “лесной газетой”? (Читает ребенок)
Дятел
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Воспитатель:
- Отгадайте, о какой птице пойдет речь?
Загадка
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря.)
Снегирь
- Зимой на снегу хорошо видны птицы с ярко- красной грудкой. Это снегири. Причем такой окраской могут похвастаться только самцы. У самочки грудка темно- серая.
Весну, лето и осень снегири проводят в тени густых дремучих северных лесов, там и строят птицы свои гнезда. Самка откладывает бледно- зеленые яички. И самка, и самец заботятся о потомстве. Пока самка насиживает яйца, самец приносит ей корм: насекомых, семена растений. Осенью небольшие стайки снегирей направляются в парки и леса в поисках ягод шиповника, рябины. Зимой снегири прилетают поближе к жилью людей.
Послушайте стихотворение Прописновой Т. З:
Снегири
Попросили снегири
Алой краски у Зари
- Мне не жаль, -
Заря сказала,
Грудки им разрисовала,
Лишь за крылышки взялась.
Стайка раз - и поднялась.
Вот теперь всем ясно,-
Почему у снегирей
Только грудки красные. (Читает ребенок)
1. Как выглядит снегирь?
2. Где можно увидеть эту птицу?
Воспитатель:
- Ребята, а о ком поговорим дальше?
Загадка
Непоседа, невеличка
Желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель:
Синица
- В марте можно услышать в лесу словно звенит колокольчик. Так поют синички: «Зинь- Зинь».Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав,веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.
Издавна, отмечали Синичкин день: пели заклички (от слова звать, кликать):
Синиченька – невеличенька,
Прилетай ты к нам.
Из чужих краёв.
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную.
Синиченька - сестриченька,
Созывай снегирей.
И лети к нам скорей.
Послушайте стихотворение Т. Лавровой об этой птице. (Читает ребенок)
На берёзе возле дома
Кто-то тенькает знакомо.
У кормушки шум, веселье
Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,
Спать с утра нам не даёт
Голосистая певичка –
Желтогрудая синичка.
Игра «Птичий концерт»
Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:
• Воробьи – чирик – чирик
• Синицы – тинь – тинь
• Ворона – кар – кар
• Дятел – тррр – тррр
• Снегирь – дю – дю – дю
• Клёст – цок – цок – цок
Зимой птицам приходится очень трудно, многие из них в это время погибают от холода. Чем мы можем помочь им? Подкармливая птиц зимой, мы спасем от гибели многих из них.
Дети:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать, улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(Яшин А.)
Воспитатель:
- Чем можно кормить птиц?
Дидактическая игра «Птичья столовая»
Воспитатель:
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Воспитатель:
-Ребята, а Вы знаете, что у каждой птицы есть свое лакомство.
Семечки подсолнечника едят почти все птицы (синицы, поползни,голуби.).
Воробьи очень любят пшено и просо, дятлы и синицы - несоленое сало на ниточке.
Сырое мясо - вороны, сороки,
Семечки - тыквы, дыни, почти все птицы (откажутся поползни и синицы)
Ягоды рябины очень любят снегири
Нельзя кормить птиц ржаным хлебок, корочками цитрусовых.
Ребята, мы сделали бумажных птиц, возьмите в руки волшебный карандаш, нарисуйте птицам глаза и клюв. Теперь они могут нас видеть и говорить.
Что хочет сказать Ваша птица людям в ожидании суровой зимы?
(Дети говорят от имени птиц о необходимой помощи человека)
Воспитатель:
- Ребята, на днях Вы с родителями приготовили кормушки и угощенье для птиц. Сегодня на прогулке мы развесим лакомства на деревья, и птицы будут нам очень благодарны. Давайте отпустим на волю наших бумажных птичек и пожелаем им благополучно пережить предстоящую зиму и встретить нас веселым пением весной. (Дети берут в руки птиц, «отпускают в свободный полет»)