Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквоград»

Светлана Кожевина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквоград»

Цель: способствовать овладению развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению.

Задачи обучающие : актуализировать понятия «звук» и «буква»; закрепить умение дифференцировать гласные от согласных звуков, закрепить особенности их различия; систематизировать знания о гласных и согласных звуках и буквах через знакомство с моделью Буквограда; совершенствовать звукобуквенный и слоговой анализ и синтез.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в Буквоград“» размещена в разделах

Развивающие: развивать зрительный буквенный гнозис, буквенный синтез, слуховое внимание; развивать слоговое чтение; развивать логическое мышление.

Воспитывающие: воспитывать любовь к родному языку, положительное отношение к занятиям, вести контроль за собственной речью, формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

Оборудование: предметные картинки, карта Буквограда, карточки с врисованными буквами, сигнальные кружки синего и зеленого цвета на каждого ребенка, схема Буквограда на каждого ребенка, фломастеры, нетбуки.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Привлечь внимание детей к телевизору и предложить посмотреть видео обращение.

Здравствуйте, ребята группы «Радуга!»

Надеюсь, вы меня узнали. Я (Ф. И.) , выпускница нашего детского сада «Лучик», ходила в

группу «Паровозик». Еще совсем недавно так же, как и вы, я играла с куклами, строила из

кубиков, собирала «Лего», а сейчас я ученица 1-го класса школы №. Забот у меня

прибавилось. На уроках надо внимательно слушать учителя, выполнять разные задания.

Учиться очень интересно. Мы читаем, решаем задачи, пишем в тетради. Я помню, как в

детском саду мы тоже занимались, только это было похоже на игру.

А вы, ребята, любите занимательные игры? Думаю, что да. Я придумала для вас

интересные задания, но чтобы с ними справиться, надо совершить путешествие в Буквоград.

Согласны? Тогда в добрый путь, и удачи вам.

2. Ребята, а что такое Буквоград, как вы думаете? (Это город, где живут буквы). Что такое буква? (Знак, символ для обозначения звука на письме). Что такое звук? (Это то, что мы произносим, когда говорим).

А как мы попадем в Буквоград? Чтобы отгадать, на чем поедем, надо составить слово из первых букв (звуков) тех слов, которые вы сейчас услышите и увидите на картинках. (Воспитатель показывает картинки, дети хором произносят слова. В каждом слове вычленяется первый звук и обозначается буквой на доске.)

МЫШКА, АИСТ, ШАПКА, ИГЛА, НОГА, АРБУЗ

МАШИНА

Дети на воображаемых машинах «едут», издавая различные звуки, похожие на те, что издают настоящие машины. На их пути появляются «камни»- это карточки с врисованными буквами (разложены на полу).

-Ребята, посмотрите, какая интересная дорога ведет в город. (Дети рассматривают лежащие на полу карточки-камешки.) Давайте попробуем разглядеть, какие буквы написаны на каждом камне. (Идет узнавание букв и слияние их в слова). Теперь путь свободен, и дети, наконец, попадают в Буквоград.

3. На доске пособие Буквоград. Рассказ воспитателя.

СКАЗКА О ЗВУКАХ

В одной волшебной стране жили звуки. Страна эта была совсем кро-хотная. В ней был всего 31 житель. Их никто не видел, так как они были невидимками. А вот слышать их можно было. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. Им под-певали Я, Е, Ю, Ё. За певучесть и го лосистость их прозвали гласными. Они очень дружили. Эти звуки рас-певали волшебные песни. Мы тоже можем петь вместе с ними, но для этого нужно узнавать все звуки и правильно их произносить.

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных,

Голос участвует, голос зовет,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

(В. Берестов)

ДОМ ДЛЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ДЛЯ БУКВ, ИХ ОБОЗНАЧАЮЩИХ

(рис. 2а, 26)

Если воздуху при произнесении звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, зубов, языка, то получаются звуки, которые мы называем согласными. Чтобы произнести согласный звук, рот нужно прикрыть. Поэтому слышится шум. Но «шумят» согласные по-разному. Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Нельзя, например, громко прокричать звуки Ф, П, X, Ш, так как для того, чтобы кричать, нужен голос, а у этих согласных его нет. Они звучат приглушенно и называются глухими.

А вот согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3, а также Л, М, Н, Р — звонкие. Их можно произносить громко, они образуются с помощью голоса. Если приложить пальцы к гортани, то при произнесении

звонких согласных чувствуется вибрация голосовых связок. При произнесении глухих согласных связки «молчат».

СКАЗКА

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить, и никак. Кашлянули: -Кх! Чихнули:

— Пчх!

Хмыкнули:

-Хм!

Зачем-то позвали кошку:

- Кс, Кс, Кс!

И заскучали.

-Тсс!

(по А. Шибаеву)

А вы, ребята, как думаете, могут ли согласные жить без гласных?

Почему?

Тут придутся кстати стихи В. Берестова:

Согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс — змеиный слышен свист,

Шшш - шуршит опавший лист,

Жжж — жуки в саду жужжат,

Ррр — моторы тарахтят.

В левой половине ДОМА живут громкие звуки. Окна их квартир выходят на Громкую улицу. Эта звуки барабанят, рычат, гогочут, воют,

жужжат, звенят, мычат, долбят и ноют. С этой же стороны на крыше ДОМА подвешен колокол. Шторки на окнах — синие с желтой серединкой (символом звонкости согласного звука).

В правой половине ДОМА поселились пыхтелки, сопелки, шипелки, фырчалки, хохоталки, топотушки, цеп-лялки, кашлюны, чудилки и щипалки. Жильцы этой части ДОМА — безголосые. Окна их квартир выходят на Тихую улицу. Шторки на их окнах — синего или зеленого цвета.

СКАЗКА О БУКВАХ

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилась страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителя-ми. А когда узнал, что все они — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жите-лю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, непо-хожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в бук-ву. Букву можно было увидеть, изобразить, нарисовать, написать.

(по А. Шибаеву)

После прослушивания сказки можно предложить детям открыть окошечки в ДОМе (рис. 1а). Вместе с педагогом они еще раз проговаривают (или пропевают) все гласные звуки. Затем рассматривают буквы (рис. 16). Так же открываются окошечки в ДОМЕ (рис. 2а) и называются буквы согласные : соседи (звонкие и глухие, не имеющие глухой пары и звонкой пары. (Рис. 2б.)

4. Динамическая пауза

Все захлопали в ладоши, вместе веселей,

Ножкой, ножкой постучали дружнее и бодрей

По коленочкам ударим тише, тише, тише,

Руки кверху поднимаем выше, выше, выше.

Завертелись наши руки, снова опустились.

Покружились, покружились и остановились.

Тому, кто справа, улыбнись, тому, кто слева улыбнись

Тому, кто справа поклонись, тому, кто слева поклонись

Тому, кто справа руку дай, тому, кто слева руку дай

И в центр круга ты шагай

Тому, кто справа, подмигни, тому, кто слева, подмигни

Того, кто справа,обними, того, кто слева, обними

Ну вот закончилась игра!

Буквы нам спасать пора!

5. Проделки Опечатки.

Посмотрите – это что за закорючки такие? От букв остались лишь кусочки. Что же здесь натворила опечатка? (она буквы постирала) Сможем догадаться какие были буквы?

6. Компьютерные игры

• Составление слов из слогов.

Из букв можно составить слоги, а из слогов- слова.

(Дети называют слоги и прохлопывают их)

• Закрась звуки. Звукобуквенный анализ слов.

7. Подведение итогов.

Ребята, вы только полюбуйтесь на наши буквы. Они вновь стали правильными и красивыми! Мы спасли все буквы города Буковограда.

А сейчас нам их нужно ещё раз повторить. Я знаю про буквы несколько загадок. А ответы перед вами на доске - ищите буквы-отгадки!

Загадки

Узнаешь сразу ты её-

С двумя глазами буква…

Ходит с палочкой увы

По страницам буква…

Не получится борща

Если нет там буквы щ…

Половинку от жука

составляет буква К….

Дальше всех, совсем в конце

В алфавите буква Я.

На одной стоит ноге

Это буква- буква. Г

Я очки на нос одев

Сразу стану буквой. Ф

Тридцать три родных сестрички ростом невелички

Если знаешь их секрет, то на всё найдёшь ответ. (буквы)

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы Программное содержание. 1. Проверить умение детей делать.

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной группе комбинированной направленности. Подготовила и провела учитель-логопед:.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [к]-[к’]. Буква К» Задачи : формировать у детей умение слышать звуки «к-кь», давать им характеристику, выделять эти звуки в словах (в начале, середине и конце.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква М» ТЕМА:"ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С НОВОЙ БУКВОЙ"М" ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:закрепить знание детей о согласных и гласных звуках русского языка,закрепить.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч» Цель: знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч. Задачи: - закрепить четкое произношение звука (ч); - закрепление умения давать акустическую.

Конспект открытой НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Буквоград» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в Буквоград» За основу взят материал учителя начальных.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «В гости к гномам» Подготовила : Воспитатель МБДОУ "Детский сад №32"г. Воркуты Шушлебина Елена Валерьевна. Занятие с использованием ИКТ. Цель: Познакомить.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство со звуком [Н]Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство со звуком [Н] Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Знакомство со звуком [Н] Цель: всестороннее развитие.

НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в космос» МАДОУ ДС №5 г. Межгорье Башкортостан вос-ль: Исмаилова Лола Уктамовна Тема: «Путешествие в космос» Цели: Создание психолого-педагогических.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Знакомство со звуками [б] и [бь] и буквой Б. Возрастная группа: 6-7 лет подготовительная Учитель-логопед: Ольсевич О. С. Форма работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в Буквоград»
Опубликовано: 3 августа 2015 в 13:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД