Наталья Антоненко
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие в подготовительной в школе группе.
ПТИЦЫ
Цель: Обобщить знания детей о птицах.
Задачи:
• Актуализировать знания детей о смене времен года
• Закрепить знания о внешнем строение птиц
• Установить причинно-следственную связь между поведением птиц и их способом питания
• Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания
• Познакомить с народными традициями
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Предварительная работа: подбор книг и иллюстраций по теме «птицы», наблюдение на прогулке за поведением птиц.
Ход занятия.
Дети входят на занятие, здороваются с присутствующими.
Воспитатель:
Унылая пора! Очей очарование!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увядание.
В багрец и золото одетые леса,
И в сенях ветра шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вот и отшумела золотая осень, поседели кроны деревьев, сбросили свой пёстрый наряд. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь. Встретил нас первыми морозами ноябрь.
И как только, на улице похолодало, растения и животные стали готовится к холодной и долгой зиме.
Как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)
Кроме животных, насекомых, рыб, рядом с нами живут удивительные существа!
Отгадав загадку, вы узнаете – кто это.
воспитатель читает загадку:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это. (птица) .
Посмотрите на картинку и ответе на вопрос «Чем птица отличается от других животных?» (Картинка с изображением птицы, от частей тела сделана отводки со знаками вопроса).
Проводится игра «Хорошо – Плохо «(прием технологии ТРИЗ)
Воспитатель. – А что хорошего в том, что есть птицы? (ответы детей - они радуют нас своим пением, приятно на них смотреть, уничтожают вредных насекомых, есть домашние птицы и т. д.)
Воспитатель. - Но, к сожалению, птицы могут нас и огорчать. Когда птицы могут нести вред? (ответы детей – переносят болезни, пачкают белье, уничтожают урожай и т. д.)
Птицы зимой не спят, часть птиц –… (ответы детей) улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья?
Как называются птицы, которые остались на зиму?
А которые улетели на юг?
Почему птицы улетают в теплые края? - Почему стало мало птиц? (исчезли насекомые, холодно)
Дидактическая игра «Одинаковые, но разные»
Детям выдаются карточки с изображением птиц. По очереди с места прикрепляют на доску. Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.
Что у птиц общего? А что же разное? (расцветка)
Воспитатель: К каким птицам вы бы хотели совершить путешествие? К перелетным или зимующим?
Проводиться голосование с помощью цветных карточек.
Вариативная часть
Вариант 1 «Перелетные птицы»
Воспитатель - Дети, а если бы мы собрались в полет с птицами, на каком воздушном транспорте мы смогли бы полететь?
Дети. – Если на самолете, то он летит очень быстро, намного быстрее птиц… Вертолет? … Ракета?.
Наверное, лучше всего – большой воздушный шар.
Воспитатель. - Но мы должны его надуть. Давайте надуем его. (осуществляется техника «Надуем шарик»)
Сейчас мы с вами совершим путешествие на воздушном шаре вслед за перелетными птицами.
Выносится большой воздушный шар. Дети вместе с воспитателем совершают проход по группе.
Воспитатель. - На пути птицам встречаются высокие горы, глубокие моря. А как вы думаете, тяжело ли птицам в полете (ответы детей). Чтобы успешно преодолеть все трудности птицы должны быть сильными и выносливыми. Перед полетом они долго тренируются. Проделаем и мы тренировку перед длительным полётом. (проводиться физкультминутка)
К этому времени на столы помощники раскладывают материал.
Назовите перелетных птиц про которых говориться в стихотворении:
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Воспитатель. – Птицы – настоящие затейники и выдумщики. А давайте, и мы сейчас поиграем.
Игра – «Собери птицу» (используются большие разрезные картинки перелетных птиц для работы за столами парами)
Дети из частей собирают реальных птиц (существующих)
А теперь игра на внимание.
Я буду называть птиц, а если вы услышите что-то другое- хлопайте в ладоши!
Прилетели птицы: голуби, куницы.
прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки
Прилетели птицы голуби, синицы галки, стрижи, чибисы, чижи,
Все вы - молодцы.
-Да, перелетными бывают разные птицы маленькие и большие, живущие в лесу и у водоемов. И отправляются в путь они не когда им захочется. У перелетных свое расписание. Каждый вид птиц улетает и возвращается в определенное время. Птицы одних видов путешествуют группами или стаями. Другие - по одиночке. Одни улетают только днем, а другие ночью. Ваши товарищи приготовили загадки по перелетных птиц.
Гнездо не строит никогда,
Соседкам яйца оставляет,
И о птенцах не вспоминает.
(Кукушка)
-Ребята, а вы знаете, что кукует только самец - папа. А мама - кукушка куковать не умеет, она издает громкую трель, а иногда хохочет. Кукушка не только летающая птица, но хорошо лазает по деревьям, благодаря устройству своих лап.
Мы в скворечнике живем,
Песни звонкие поем.
(Скворец)
Скворцы уничтожают таких вредителей, как майские жуки и их личинки, проволочники, мухи, слепни, оводы. Одна пара скворцов истребляет около 8 тысяч майских жуков, а общая масса насекомых, уничтоженных за время выкармливания птенцов, составляет 6 кг на семью. Наконец, их постоянно можно видеть на спинах овец и коров, где они собирают клещей и вшей.
Кто по тропочке идет Быстрыми шажками,
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами!
(Трясогузка)
Маленький певец лесной Лучше всех поет весной!
(Соловей)
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам - враг.
(Грач)
А сейчас мы свами вернемся домой, где нас ждут другие птицы. Им уже холодно и совсем не легко добывать корм. Как мы можем помочь им?
Воспитатель. – А чем мы можем покормить их? (ответы детей – зерна, семечки, ягоды калины и т. д.
Воспитатель. - Пусть предложенная им еда будет не только вкусной и полезной, но и красиво поданной. Сделаем птицам сюрприз?
Дети. - Конечно!
Воспитатель. – Тогда возьмем набор семян, ягод и разложим их красиво на тарелки. (дети оформляют угощение птицам на одноразовых тарелочках, выкладывая «ингредиенты» различными узорами)
Молодцы! Я очень горжусь вами.
Вариант 2 «Зимующие птицы»
Сейчас мы с вами совершим путешествие в осенний лес. Не просто путешествие, а путешествие на волшебном воздушном шаре. Дети вместе с воспитателем совершают проход по группе. К этому времени на столы помощники раскладывают материал.
Ведущая: Ребята, сегодня 12 ноября «Синичкин день». Этот праздник создан по инициативе Союза охраны птиц России.
В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних пернатых гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них корм, делают и развешивают кормушки.
Несмотря на то, что Синичкин день стали отмечать относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое.
В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.
Наши предки замечали: если птицы целыми стайками появлялись у дома, значит, вот-вот грянут морозы. А еще в этот день наши наблюдательные предки предсказывали погоду по особым приметам:
Если синица свистит – быть ясному дню
Если пищит – быть ночному морозу.
Собирается много синиц на кормушках – к метели и снегопаду.
Само название «синица» не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!»
Наши предки встречали этот праздник шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство синичек – несоленое сало, а так же семечки тыквы и подсолнечника и устраивали вечерки. В этот день люди обещали тем птицам, которые остаются зимовать, заботиться о них.
Но не только синичка остается с нами зимовать.
Помогите мне найти на нашей доске изображения зимующих птиц по описанию
1) Это подвижная птичка, серенькая. В холодную погоду они прижимаются друг к другу. Любят чирикать. (воробей)
2) Очень красивая птичка. Шапочка- черная, брюшко - желтое. (синица)
3) Голова, крылья, хвост- черное. Брюшко- красное. (снегирь)
4) Голова, крылья, хвост- черное.
По бокам белоснежные перышки.
Хвост длинный, прямой.
Очень любопытная.
(сорока)
Послушайте ещё приметы связанные с птицами.
Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички подымают с утра писк – ожидай мороз.
Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу и слякоть.
Ворона кричит зимой – у метели.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу.
Галки на вечер собираются гурьбой и кричат - к ясной погоде.
Воробьи прячутся в хворост - на мороз или перед метелью.
Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели.
Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели.
Скоро наступят настоящие холода. Чтобы нам на морозе не было холодно мы должны подвигаться
Ребята, я вам предлагаю сыграть со мной в игру, которая называется
«Кто летит – узнаем…»
(Если летает, дети разводят руки в стороны и плавно ими машут. Выполняется либо на ковре, либо около столов).
Воробьи летят,
Сороки летят,
Собаки летят,
Свиристели летят,
Грачи летят,
Слоны летят,
Голуби летят,
Сосульки летят,
Курицы летят,
Поросята летят,
Вороны летят,
Столы летят…
(возможный вариант: игра малой подвижности «В ритме дятла» - дети повторяют за ведущим ритм)
Теперь я предлагаю вам послушать загадки про птиц, которые для вас приготовили ребята.
1) Угадайте, что за птица.
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
собирает крошки (Воробей)
2) Кто пришел на толстый сук
И стучит "Тук- тук- тук- тук". (Дятел)
3) Что такое - посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы (Снегири)
4) Села на кормушку
Птица с желтым брюшком (Синица)
А как же этим птицам живется зимой? (ответы детей)
Как мне жалко зимующих птиц! А вам ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (ответы детей)
Может мы сейчас смастерим кормушку для наших пернатых друзей.
Чем же мы можем покормить птиц? (ответы детей)
Дети, случилось неприятность: корм для птичек весь перемешался, помогите мне его разобрать. (разбирают корм по видам зерна и складывают в разные отделы кормушки)
Всё короче зимний день.
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки
Всюду только снег, да снег.
Хорошо, что нам кормушки,
Сделал добрый человек. (Ю. Синицын)
Ребята, вот вам семейное задание:
Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц, весной, изготовить скворечники, а в кругу семьи познакомьтесь с произведениями детской литературы о жизни птиц.