Получи документы

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук [С] и буква С»

Ирина Гринберг
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук [С] и буква С»

Тема: Звук и буква «С»

Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Программное содержание

Образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [с]. Упражнять в умении определять место звука [с] в слове (начало, середина, конец) и в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной логопедической группе „Звук [С] и буква С“» размещена в разделах

Развивающие: Познакомить с буквой «С, с». Научить заменять первый звук в словах на звук [с]. Учить выделять из текста слова с заданным звуком. Развивать умение удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3-4 элементов, ряд слов - из 3 элементов. Учить анализировать и читать слоги типа АС, СА. Развивать ручной праксис и зрительную память.

Воспитательные: Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к занятиям

Предварительная работа:

Словарная работа: по теме «посуда»

Материалы и оборудование: предметные картинки: самолет, автобус, колесо, кактус, посуда, ласточка, стакан; зеркала, мяч, раздаточный и демонстрационный материал для определения позиции звука в слове; фишки красного и синего цвета, веревка, прищепки, символ звука [с], демонстрационный домик для согласных звуков, «чудесный» мешочек, изображение буквы «С» и картинки, напоминающей букву «С», кассы букв, поролоновые коврики, листочки с нарисованными буквами, зубочистки, буквари.

Ход деятельности

Организационный момент. При входе в логопедический кабинет натянута верёвка, рядом стоит корзинка с прищепками.

Логопед : Ребята, чтобы зайти в кабинет, вы должны назвать предмет посуды, в названии которого слышится звук [с] и прицепить прищепку на веревку ( ответы детей: самовар, миска, стакан, термос)

При затруднении даю подсказку.

Логопед : Саша, как называется предмет посуды, в котором хранится сахар? (сахарница)

Логопед : Алёна, как называется предмет посуды, в котором лежит соль? (солонка).

Сообщение темы занятия

Логопед : молодцы, ребята, садитесь на стульчики. Сегодня мы с вами будем называть слова со звуком [с], познакомимся с буквой «С» и поиграем во множество игр.

1. Знакомство со звуком [С].

У детей на столах индивидуальные зеркала. Показываю и объясняю артикуляцию звука.

Логопед :

- губы в улыбке,

- зубки сближены,

- широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам,

- холодный воздух идет по центру языка (рука для контроля у рта,

- горлышко «молчит»,

Показ символа звука : папа поливает огород из шланга: ССССС…

Логопед : Звук [с] согласный (язычок создает преграду воздуху, твердый, глухой, обозначается синим кружочком.

2. «Фонетическое упражнение»

Логопед : Давайте накачаем насосом колесо: С, С, С,. (резкое отрывистое произнесении звука вслед за взрослым).

3. Игра «Повторялочки»

Логопед : А сейчас поиграем с игру «Повторялочки». Я буду называть несколько слогов, а кто-то их повторит.

Логопед : Оля, повтори громко: са-со-су.

Логопед : Костя, повтори тихо: со-су-сы-са.

Логопед : Саша, повтори громко: су-сы-са-со.

Сильной подгруппе детей предлагаю цепочку слогов : ста-сто-сту, сты-ста-сто-сту, аст-ост-уст. Далее предлагаю всем детям цепочку слов: каска – маска – миска, миска – киска – ласка, ласка – леска – каска.

4. «Чудесный мешочек»

Логопед : Сегодня я пришла на работу, а под дверью лежит мешочек, давайте посмотрим, что там.

Дети по очереди подходят к мешочку и достают картинки: автобус, колесо, кактус, посуда, ласточка, стакан и выставляют их на демонстрационное по-лотно. Взрослый произносит названия картинок, выделяя голосом звук [с].

Логопед : Какой звук слышится во всех словах? (звук [с])

Логопед : Посмотрите на картинки еще раз, а теперь закройте глаза (в это время убираю одну из картинок).

Логопед : Откройте глаза. Костя, какая картинка стояла около автобуса и колеса?

Костя: около автобуса и колеса была ласточка.

Провожу игру еще 3-4 раза.

5. «Где звук

Логопед : Ребята, во всех этих словах звук [с] слышится в разных пози-циях.

Раздаю детям индивидуальные полоски для определения места звука в слове (полоска картона разделена на три равные части) и синие фишки.

Логопед : Сейчас каждый из вас должен определить место звука в слове, поставив фишку в нужное окошко (начало, середина, конец, а один из вас выйдет к доске и покажет картинкой место звука в слове на большой полоске.

Взрослый произносит медленно каждое слово, дети определяют позицию звука [с]. На каждую последующую картинку вызывается другой ребенок.

6. Динамическая пауза с мячом

Логопед : Дети, давайте поиграем с мячом.

Дети становятся полукругом, взрослый - напротив детей.

Логопед : Мы сейчас поиграем в игру «Один - много». Я буду называть один предмет и бросать вам мяч, а вы, бросая мяч обратно, назовете много таких предметов.

Логопед : один солдат, а в армии много кого, Костя? (В армии много солдат)

Если ребенок произносит слово с ошибкой, спрашиваю другого ребенка.

Логопед : Саша, а как думаешь ты – кого много в армии?

Логопед : А как думает Антон?

Логопед : один стул, а в магазине много чего, Алена? (В магазине много стульев)

Логопед : Дети, вы согласны с ответом Алены?

Аналогично со словами: сапог, носок, колесо, миска, нос, абрикос, бусы.

Логопед : А теперь другая игра, вам надо заменить в слове 1-й звук на звук [с]». Например, в слове «мало» я убираю звук [м] и ставлю [с], получается слово «сало».

Сначала бросаю мяч детям из сильной подгруппы.

Логопед : (бросаю мяч Юре) – лайка (сайка)

Логопед : ранки – (санки)

При затруднении опрашиваю других детей

Логопед : А как думает Света?

Аналогично играем со словами: мода, дом, топка, торт.

7. Выделение слов со звуком [с] из текста.

Логопед : Молодцы, ребята, вы правильно образовали новые слова, садитесь на стульчики. Я хочу проверить – какая у вас память. Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить слова со звуком [с], а потом мне их назовете.

Логопед : Суп могу я сам варить,

В сад могу я сам ходить,

Самокат сой сам катаю,

С горки в санках сам съезжаю.

Логопед : Ребята, какие слова со звуком [с] вы запомнили? ( ответы детей: сам, самокат, санки,.)

При затруднении читаю стихотворение повторно.

Логопед : Дети, в стихотворении мальчик все делал сам. А что вы сами умеете делать? (ответы детей)

8. Знакомство с буквой «С, с».

Логопед : Ребята, подошло время познакомиться с буквой «С».

Показываю картинку с изображением кусочка сыра, напоминающего букву «С», изображение самой буквы и читаю стихотворение.

Логопед : Села мышка в уголок,

Съела сыра там кусок.

Логопед : На что еще похожа буква «С»? (ответы детей)

Логопед : Ребята, посмотрите, буква «С» большая и маленькая одинаково выглядят.

Логопед : Давайте сделаем букву из пальчиков : указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Логопед : Теперь будем рисовать букву «С» палочками.

Раздаю детям поролоновые тонкие коврики размером 15х15 см, листочки бумаги такого же размера с нарисованными буквами «С» и длинные зубочистки.

Логопед : Вам надо палочками прокалывать букву так, чтобы дырочки не были далеко друг от друга, но и близко нельзя, чтобы не разорвать лист бумаги.

Дети выполняют задание.

9. Анализ слогов : АС, СА.

Раздаю детям кассы букв и фишки синего и красного цвета.

Логопед : Ребята, послушайте, сколько звуков я произнесу : АС? (два)

Логопед : Какой первый звук? (звук «А») Второй звук? (звук «С»)

Логопед : Каким кружочком мы обозначим звук «А»(гласный звук – красный кружок)

Логопед : положите красный кружок перед собой.

Логопед : Каким кружочком мы обозначим звук «С»(согласный звук – синий кружок)

Логопед : Возьмите буквы А, С из кассы и положите их под фишками. Прочтите, что у вас получилось (дети прочитывают слог).

Аналогично разбирается слог СА.

Далее дети читают по букварю обратные и прямые слоги с буквой «С».

10. Итог занятия

Логопед : Дети, вспомните, в какие игры мы сегодня играли?

Логопед : Вспомните слова со звуком [с].

Оценка деятельности детей, раздача поощрительных смайликов.

Публикации по теме:

«Путешествие по городу Буквограду». Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе«Путешествие по городу Буквограду». Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Путешествие по городу Буквограду». Ход занятия. Орг. момент. Логопед: - Ребята, я приглашаю вас на прогулку по незнакомому вам городу.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Весна» Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: Весна. Задачи: Коррекционно-образовательные 1. Закреплять представления.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Весна» Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе Тема: Весна. Задачи: Коррекционно-образовательные 1. Закреплять представления.

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе Тема «Звуки д, д'» НАШИ ДРУЗЬЯ — ДЕДУШКА ДОМОВОЙ И ДОМОВЕНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ. 1. Вырабатывать правильную артикуляцию.

Консультация для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение навыков звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у.

Методическая разработка для педагогов «Развитие и усвоение навыков звукового анализа» Методическая разработка для педагогов "Развитие и усвоение звукового анализа" Основная задача обучения грамоте – формирование у детей общей.

НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!»НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!» НОД по обучению грамоте в логопедической подготовительной к школе группе «Добро побеждает зло!» Цели: Коррекционно-образовательные: - Учить.

Проект по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Игры со звуками и словами» Пояснительная записка. Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребенка. Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ш], буква Ш» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук «Ш», буква «Ш». Цель занятия: организовать.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Дифференциация звуков [С]-[Ш] Цели: коррекционно - образовательные: Учить детей давать акустико –артикулляционную характеристику звуков С,Ш с опорой на различные виды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звук [С] и буква С»
Опубликовано: 31 октября 2016 в 22:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД