Конспект НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Качества бумаги и ткани»

Елена Дегтярёва
Конспект НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Качества бумаги и ткани»

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы

Тема: Качества бумаги и ткани. Сравнение

Цель: Путем экспериментального сравнения продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить).

Задачи:

Образовательные: закреплять представления о свойствах бумаги и ткани.

Развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, сопоставление; совершенствовать опыт восприятия сенсорных свойств предметов путём активного включения органов чувств.

Воспитательные: поддерживать интерес к совместному с педагогом и самостоятельному обследованию и экспериментированию, воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Наглядный (показ презентации)

Практический (опыты с бумагой и тканью, аппликация)

Игровой (Самомассаж, физминутка)

Словарная работа.

Активизировать словарь детей за счёт слов: бумага, ткань, гладкая, шуршит; прочный – непрочный; увеличительное стекло.

Материалы и оборудование:

Снежинки из бумаги и ткани; шарфики из бумаги и ткани; емкости с водой, увеличительное стекло, макеты деревьев.

Ход деятельности воспитателя с детьми

I. Введение в ситуацию.

Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с гостями.

Ребята, у меня есть вот такой чудесный сундучок.

А хотите узнать что в нем?

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые.

(Снежинки)

II. Актуализация знаний.

Воспитатель: Ребята! Вот одна снежинка упала на мою ладошку. «Ой, снежинка, ты не тай, с нами немножко поиграй!»

Игра «Подуй на снежинку»

Дети выполняют дыхательные упражнения

Воспитатель: Ребята, что произошло со снежинкой? Какая она (ответы детей: лёгкая, бумажная, может летать, если на неё подуть)

Ребята, а у меня есть еще снежинки. Из чего сделаны эти снежинки? А хотите на нее подуть? А какую снежинку было легче сдуть? А почему? Какая она? (ответы детей: тяжелая).

Ребята, а кода вы берете в руки снег, что происходит с вашими руками? (ответы детей).

Чтобы ваши ручки не замерзли, я предлагаю вам их погреть.

Упражнение «Погреем ручки»

Совершать движения как при растирании замерзших рук.

Ох, на улице мороз!

Заморозил руки, нос.

Чтоб согреть ладошки,

Потрём мы их немножко.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки ой-ой-ой,

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

Дидактическая игра. «Что из чего?».

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей групповой комнате тоже есть предметы, сделанные из бумаги и из ткани. Посмотрите вокруг себя и назовите вначале предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

А теперь назовите предметы, при изготовлении которых использовалась ткань.

III. Затруднение ситуации.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем отличается бумага от ткани? Тогда я приглашаю вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой и тканью.

IV. Включение способа действий в систему знаний и умений ребенка.

Опыты с тканью и бумагой:

Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать и выполнять все вместе со мной.

• обследование ткани и бумаги с помощью тактильных ощущений

Воспитатель: А сейчас возьмите в руку шарф из бумаги и попробуйте потереть его пальчиками. Скажите, какая она на ощупь бумага. (Бумага - жесткая, гладкая.). А теперь возьмите шарф из ткани, его тоже потрите пальчиками. Скажите, какая она на ощупь ткань. (Ткань - мягкая, теплая).

• рассматривание структуры ткани и бумаги через увеличительное стекло (зрительное восприятие)

Воспитатель: А теперь следующий эксперимент. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем). Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше их рассмотреть. Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала шарфик из ткани: что мы видим? Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. Скажите, из чего состоит ткань? (Ткань состоит из ниток). Есть ли ворсинки у ткани? ткани есть ворсинки). А сейчас рассмотрим шарфик из бумаги. Что мы можем сказать о ней? (Не видим ниточек). Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим. Вот ещё одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели. Давайте еще раз повторим, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.

• восприятие на слух шуршания ткани и бумаги при смятии («Как разговаривают ткань и бумага»)

Воспитатель: Ребята, оказывается, ткань и бумага умеют «разговаривать». Вы слышали, какие звуки они издают? (да, нет). Сейчас мы с вами послушаем их разговор! Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стихотворение. (Дети рассказывают все вместе):

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши, засыпают малыши.

Молодцы, дети хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала шарф из бумаги, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).

Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите шарф из бумаги и возьмите шарф из ткани и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять шарфик из ткани. Что мы слышим? (Ничего). Правильно шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем запомнить, что когда мнешь, шарф из бумаги он шуршит, а из ткани - когда мнешь, он молчит, не издает звука.

• определение свойства бумаги и ткани при физическом воздействии мнётся – не мнётся, принимает первоначальную форму – расправляется

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками шарф из бумаги. Что у вас получается? (Не получается разгладить).

Воспитатель: Да, вы правы, шарф из бумаги у нас настолько мятый, что он не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли шарф из ткани, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).

Воспитатель: правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.

• определение прочности бумаги и ткани

Воспитатель: Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать шарфик из бумаги. Когда рвётся бумага, она издает звук, как - будто немножко «фыркает». Разорвите шарфик из бумаги и прислушайтесь! Что получилось? (бумага порвалась, и получилось два кусочка бумаги. А теперь попробуйте разорвать шарфик из ткани (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань – с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать). Поэтому всякую одежду шьют из ткани. А если всё- таки надо разрезать бумагу или ткань, чем можно это сделать? (Ножницами). А если надо склеить бумагу, чем можно воспользоваться? (клеем, а чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой).

• определение свойства бумаги и ткани при воздействии воды (размокает, намокает)

Воспитатель: А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет. Берем сначала шарф из ткани, погружаем его в воду, отжимаем. Что мы видим? (Он стал мокрым). Сейчас попробуем погрузить в воду шарф из бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).

Правильно, если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, а если постираем шарф из бумаги, то он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить. Значит, какой из шарфов прочнее шарф из ткани или из бумаги? (Шарф из ткани).

Воспитатель: Вот как много вы знаете теперь о бумаге и о ткани! Теперь вы поняли, что такое бумага и ткань?

Опыт №1.

Воспитатель: Хотите узнать, можно ли бумагу смять, мнется ли она? Попробуйте смять ее (дети берут разной фактуры бумагу). Получилось (ответы детей) А какая бумага смялась легко и очень сильно? А какая нет? Правильно, самая тонкая. Но все-таки бумага мнется всякая, и толстая, и тонкая, и белая, и цветная.

Вывод: воспитатель демонстрирует на мультимедийном экране слайд-схему№1 «Бумага мнется».

Опыт №2.

— Теперь проверим, у кого бумага порвется.

Самостоятельная деятельность детей.

— Вся бумага порвалась?Какую вам было трудно порвать? Как вы думаете, почему?Какую легко (размышления детей).

Вывод: слайд-схема№2 «Бумага рвется».

Опыт №3.

Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. Опустите кусочки бумаги в воду. Что произошло? (ответы детей – бумага намокла).Какая быстрее намокла?

Вывод: демонстрируется слайд—схема№3 «Бумага намокает».

Физкультминутка. Игра в кругу «Чудесный мешочек». В мешочке предметы из разных материалов, дети находят и кладут на поднос только бумажные предметы.

— А теперь, уважаемые ученые, давайте вспомним и расскажем, какие свойства бумаги мы сегодня узнали. (ответы детей).

Все верно! Значит, бумага – материал непрочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. А теперь пора нам возвращаться в группу. (Дети снимают нарукавники, берутся за руки и вместе произносят слова:

— Пять, четыре,три, два, один

В нашей группе ты не один.

V. Итог.

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы были настоящими исследователями, играли, отгадывали загадки. Запомнили, чем отличается бумага от ткани, какие предметы сделаны из бумаги, а какие из ткани. А с какими предметами вы бы хотели еще провести опыты?

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Незнайкин клад» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Наши любимые игрушки» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Наши любимые игрушки» Цель: Создать условие для.

Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Поможем героям сказок» Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Поможем героям сказок». Образовательные задачи:.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойство дерева»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойство дерева» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Задачи: • Расширение представлений детей о дереве, его свойствах. • Развитие умений определять.

Конспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка-воздух» в средней группеКонспект занятия с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Невидимка-воздух» в средней группе Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Полезные продукты» Вид деятельности: Познавательно - исследовательская деятельность Тема: «Полезные продукты» Цель: создание социальной ситуации развития воспитанников.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Чудесница вода» .

Конспект занятия в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Куда пропал снеговик» Тема: «Куда пропал снеговик» Цель: формировать у детей навыки устанавливать элементарные связи в неживой природе; изменение состояния воды.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе по познавательно-исследовательской деятельности «Качества бумаги и ткани»
Опубликовано: 19 марта 2019 в 14:11
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Конспект занятия кружка «Эколята» на тему «Как человек охраняет природу»
Цель. Формировать бережное отношение к родной природе. Задачи. Дать представления о том, как люди заботятся о природе, хотят ее сохранить, рассказать о...
Вязаная шапочка Волка для театральной деятельности детей
Считалки Шел волчище через мост, Четыре лапы, пятый хвост Если мост провалится, То волчище свалится! Барашек на лугу гулял, Барашек рожки потерял. Шел...
Фотоотчёт о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени» в старшей группе
Фотоотчет о проведении выставки совместного творчества «Дары Осени». Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сейчас во всех дошкольных учреждениях...