Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к русским народным традициям и быту

Александра Коростелёва
Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к русским народным традициям и быту

Тема: «В гостях у тетушки Варвары»

Цель: Формирование интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа.

Задачи:

Обучающие:

• познакомить детей с устройством русской избы;

• познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

расширять словарный запас: изба, лавка, самовар, ухват, чугун;

Развивающие:

• развивать наглядно-образное мышление, внимание, память;

• развивать связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр, закрепить умение работать с соленым тестом, лепить баранки;

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,

• воспитывать трудолюбие.

Оборудование:

«Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, самовар, половик, ухват и т. д.);

• дидактическая игра «Что было, что стало»;

русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

• Наглядные (рассматривание макета избы, рассматривание предметов народного быта)

• Словесные (беседа, рассказ)

• Практические (лепка баранок)

• Игровые (физминутка, игра с бубном)

Демонстрационный и раздаточный материал: макет русской избы, макет русской печи, соленое тесто, доски для лепки, салфетки.

Словарная работа:

Обогащать и активизировать словарь детей словами: горница, изба, рушник, чугунок, ухват, сундук, половик и др.

Ожидаемый результат. Дети проявляют интерес к быту русского народа, ценностям русских традиций. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.

Ход занятия.

1) Организационный момент (игровая мотивация).

Дети встают в круг

Воспитатель:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

-А что означает это слово- здравствуйте? (ответы детей). Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я приглашаю вас в интересное путешествие, в старинную избу.Основная часть:

Предполагаемые ответы детей: Это дом.

Воспитатель: Правильно, это дом, построенный из бревен, из дерева. Значит дом какой?

Предполагаемые ответы детей: Деревянный.

Воспитатель: Да, деревянный. В деревянных домах всегда было тепло и уютно. (Дети рассматривают макет избы)

Воспитатель: Посмотрите на убранство дома, что это лежит на полу?

Предполагаемые ответы детей: Коврик

Воспитатель: Это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он?

Предполагаемые ответы детей: Красивый, на нем разноцветные полоски.

Воспитатель: Как вы думаете, а для чего использовали половики?

Предполагаемые ответы детей: Стелили на пол чтобы было тепло.

Воспитатель: Их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

2) Основная часть.

Воспитатель: Сейчас я загадочки вам загадаю. А вы отгадайте и расскажите, для чего нужны эти предметы.

Дрова кушает,

Зубов не имеет,

Телом своим,

Весь дом греет!

Дети: это печка.

(дети рассматривают макет печи)

Воспитатель: Что в избе - самое главное?

Предполагаемые ответы детей: (печь)

Воспитатель: Без неё в избе жить невозможно.В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: в печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А еще печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Правильно, дети! А теперь послушайте ещё загадку.

У него четыре ножки, а на нем — тарелки, ложки.Села ужинать семья: Мама, папа, брат и я…

Дети: это стол.

Воспитатель: В русской избе все сделано руками самих людей. Мебель была самодельная, деревянная и очень простая.

Посмотрите на стол в моей избе. Подойдите к столу. Рассмотрим посуду.

Какая она?

Предполагаемые ответы детей: красивая, золотая, на ней узоры.

Воспитатель: - Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: - Чугунок.

Воспитатель: - Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.

Чугунок был незаменим в хозяйстве. Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А чтобы достать чугунок из печки нужен другой помощник!Послушайте загадку:

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает;

Что схватит, отдаёт, сам в угол идёт.

Предполагаемые ответы детей: Ухват.

Воспитатель: - Правильно, дети, возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Воспитатель: Затем чугунок с пищей ставили на стол, и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду.

Дети рассматривают рушник и выражают свои эмоции.

Воспитатель: Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

- Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

Воспитатель: - Главной кухонной посудой был горшок- прямой предшественник кастрюльки. В горшках варили еду, хранили крупу. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки были разных размеров. Различались они и по внешней отделке. Нарядные — те, что подавались к столу с пищей. Если вдруг горшок треснул, его оплетали берестяными полосками и использовали для хранения круп.Поэтому и поговорку придумали: «Был ребенок — не знал пеленок, стар стал — пеленаться стал»

Физкультминутка:

-В старину много работали и мужчины, и женщины, уставали,а отдыхать им помогала веселая игра:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

Воспитатель: Приглашаю вас ребята поиграть. Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача — повторять за мной!

За дровами мы пойдем!

И пилу с собой возьмем!

Вместе пилим мы бревно!

Очень толстое оно!

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Воспитатель: - Любили люди почаевничать, т. е. Чай попить. А вот послушайте загадку, и подумайте, в чем кипятили чай?

- Выпускает жаркий пар,

древний чайник ….

Предполагаемые ответы детей: Самовар.

Воспитатель: - Правильно, дети! Кипятили чай в самоварах. Пили из блюдечка, прикусывая кусочками сахара. А попив чая, люди любили повеселиться.

Игра " Веселый бубен"

" Ты катись веселый бубен, дружно, дружно по рукам,

У кого остался бубен, тот в кругу станцует нам"

(Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.)

- Ребята, кто мне напомнит, как лепить бараночки?

Дети говорят, что надо тесто разделить на две части. Затем берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень.

Воспитатель: -Вот какие красивые получились бараночки.

3) Заключительная часть (анализ НОД)

Воспитатель: Играми да плясками сыт не будешь! Наш русский народ славится гостеприимством да угощением знатным!

Я иду, иду, иду

Самовар в руке несу.

Самовар в руке несу,

Прибауточку пою.

Тары, тары, тары, бары

Выпьем чай из самовара.

С пирогами, ватрушками

И с блинами вкусными!

Хлебом, солью привечаем

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем

Говорим о том, о сем!

Воспитатель: Понравилось ли вам, ребятки, в гостях?

А куда я вас приглашала? А как называется комната, в которой вы были?

А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Публикации по теме:

Дидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по русским народным сказкам для детей младшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА» Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способствовать проявлению самостоятельности,.

«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет«Песочная живопись» по русским народным сказкам. Фотоотчет Театр! Как много значит слово Для всех, кто был там много раз! Как важно и порою ново Бывает действие для нас!Ю. Ким На протяжении многих.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играмФотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов по русским народным играм Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания.

Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет)Итоговая ООД для детей старшей группы «Путешествие по русским народным сказкам» с использованием игрового поля (фотоотчет) Ребята поприветствовали гостей и друг друга - собрались в круг и улыбнулись друг другу. В гости к детям пришла Красная Шапочка. Она сообщила.

Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам» Программное содержание: 1. Продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество». 2. Уточнить и обогатить знания детей о русских.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД в средней группе по приобщению детей к русским народным традициям и быту
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 12:52
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации из старых газет «Дружок»
Ежедневно в нашей стране люди читают газеты, журналы. Прочитали. Что же делать дальше с прочитанной прессой? Можно сдать в макулатуру, можно что - то...
Зарядка для пальчиков на тему «Зима»
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для...
Мастер-класс по плоскостной аппликации из газетной бумаги «Страусенок»
Мастер-класс по плоскостной аппликации из газетной бумаги «Страусенок» Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Школа №1503 Описание...