Евгения Зверевщикова
Конспект НОД в средней группе по речевому развитию «Путешествие в страну фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщать детей к устному народному творчеству, на примере пословиц, загадок, русских народных игр
Задачи:
Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора.
Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивать связную речь, мышление, память.
Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по речевому развитию „Путешествие в страну фольклора“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Ход НОД
Воспитатель: рассаживаетесь удобнее, и сегодня мы с вами будем разговаривать о фольклоре.
Воспитатель
Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Чем же знаменита Россия?
Почему о ней знают в разных странах?
Чем богата Россия? Ответы детей (самоварами, пряниками, оружием, народными промыслами).
Воспитатель. А еще Россия богата своим устным народным творчеством – фольклором. Что же такое фольклор?
Ответы детей. Это пословицы и поговорки, сказки, потешки, народные праздники и игры, заклички, дразнилки.
Воспитатель. А сочинил все это богатство народ, передавая все это друг другу из поколения в поколения.
Как у нас в России давно повелось, чтобы весело всем и счастливо жилось, что б не плакал никто, и никто не скучал, сам народ для себя шутки слагал. Наши дедушки бабушки нам говорили, как плясали, они хороводы водили, Как смеялись, шутили, песни звонкие пели, своих деток учили петь еще в колыбели.
Воспитатель. Посмотрите, какую красивую коробочку нам прислали, посмотрим, что же в ней (из коробки достаю конверт читаю
«Поспешишь – людей насмешишь»)Что это?
Ответы детей (это пословица)
Воспитатель. Что означает эта пословица? Ответы детей (действовать не торопясь, чтобы не допустить ошибки и не вызвать насмешек).
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Я начну а ты продолжи» (один ребенок начинает пословицу, а другой её продолжает)
Кончил дело … (гуляй смело)
Без труда …. (не вынешь рыбку из пруда)
Семеро (одного не ждут)
Старый друг… (лучше новых двух)
Хорошо в гостях … (а дома лучше)
Труд кормит… (а лень портит)
Воспитатель молодцы справились с игрой, а сейчас достаем следующий конверт зачитывает «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать,
К нам сороки прилетели и тебе водить велели». Что это?
Ответы детей (считалка)
Воспитатель. Для чего нужны считалки?
Ответы детей (чтобы выбрать водящего в игре)
Воспитатель спрашивает у детей считалки.
Ответы детей (2-3 считалки)
Воспитатель зазывает детей
дети, все сюда, здесь веселая игра
1,2,3,4,5 – собираемся играть.
С помощью считалки выбираем ведущего.
Проводится р. н. и. «У Маланьи, у старушки….»
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, семь дочерей
Все без бровей, с такими глазами, с такими ушами ….
Нечего не ели,нечего не пили,
а на нас глядели и делали вот так. (Ведущий показывает движение, а дети повторяют). Проводим игру 2 раза
Воспитатель. А еще любили люди пошутить, да посмеяться, вот и придумали они дразнилки. Дети читают дразнилки.
1. Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед и поехал в огород.
2. Вова, Вова карапуз. Съел у бабушки арбуз,
Бабушка ругается, а Вова отпирается:
«Это, бабушка, не я, это кошечка твоя»
3. Денис – барбарис, на веревочке повис,
Как веревка оборвется, так Денис перевернется».
Воспитатель достаёт следующий конверт
Читает «Круглая, как шарик, ярче, чем фонарик,
Из нее варенье-просто объеденье» (клубника)
Как вы догадались? (ответы) Это загадка.
Воспитатель обращается к детям, а сейчас каждый из вас загадает загадку.
(Дети стоят в кругу и загадывают друг другу загадки)
Проводим игру «Сложи загадку из пазлов».
1. Сидит дед в 100 шуб одет, кто его раздевает, тот слезы пролива (лук)
2. Маленький, удаленький сквозь землю прошел – красную шапочку нашел (гриб)
3. Без окон, без дверей – полна горница людей (огурец)
4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь)
5. Был зеленый маленький, стал большой и аленький (помидор)
6. Само с кулачок, красный бочок, потрогаешь - гладко,
откусишь – сладко (яблоко)
7. Носик лопаткой, красные лапки, плавает, ныряет, крякать обожает (утенок)
Ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями как в народе говорят
«Кончил дело – гуляй смело». А в заключении поиграем в игру «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота.
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»
Воспитатель подводит итог, что же такое фольклор?- ответы детей
О каких малых формах мы с вами говорили?
Какая пословица вам запомнилась и почему?