Светлана Шклярова
Конспект НОД в средней группе «Волшебный орнамент»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;Учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;
Развивающие: Развивать творческие способности детей;
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Волшебный орнамент“» размещена в разделах
Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей, музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании, карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
4) Дидактическая игра «Найди пару».
Методические приё мы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование, работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», линия круга.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.
Ход НОД
Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.
Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.
Что мне с ней делать? Придумала!
Давайте поиграем в игру.
Проводится бурятская игра «Рукавичка».
большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом. В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.
I основная часть
Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.
II основная часть
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?
Ответы детей.
Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)
Узор по-бурятски звучит так - «угалза».
Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)
Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.
Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т. е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.
Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.
Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?
(Ответы детей).
Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что - то ищет.
Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.
Дедушка, расскажи нам про неё : какого она цвета (белая, как молоко, чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.
Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).
Ответы дедушки.
Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).