Юлия Ларичева
Конспект НОД в средней группе. Развитие речи. «Звуковая культура речи: звуки з и зь»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе. Развитие речи.
Звуковая культура речи : звуки з и зь
Подготовила воспитатель Ларичева Ю. В.
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуком з,зь.
Ход занятия
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД в средней группе, Развитие речи, „Звуковая культура речи: звуки з и зь“» размещена в разделах
- Дети, давайте вспомним свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.
Воспитатель:
- Ребята. Слушайте сейчас, особенно внимательно. Произносит звуки з (з-з-з-з) и с (с-с-с-с).
- Что вы услышали? Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их произношении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся, похоже, только звук з получается звонким.
З-з-з-з - это песенка звонкая и очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з-з-з-з слышится справа, слева, сзади, над головой.
Воспитатель предлагает детям поиграть. Все занимают места на ковре. Одна группа детей изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.
Путем индивидуального исполнения комариной песни, выбирается лучший певец – комар солист.
Воспитатель:
- В комариной школе учатся малыши-комары. Можно сказать иначе. Вы – ребята, а они?
Дети:
- Комарята.
Воспитатель:
- Молодцы. Давайте дальше. Вы ребятишки, а они?
Дети:
- Комаришки.
Воспитатель:
- Правильно. Еще умеют петь сложные песенки:
За-за-за, зя-зя-зя – потерял я ферзя. Кто что потерял? Ферзь – это шахматная фигура. Значит, это шахматист потерял ферзя. Давайте, ребята, повторим эту песенку вместе.
Следующая песенка:
Зя-зя-зя, за-за-за – прилетела стрекоза.
Дети вместе с воспитателем повторяют слова песенки.
Воспитатель:
- Зю-зю-зю, зу-зу-зу – не дразните козу. Давайте повторим все вместе. Скажите, ребята, почему не стоит дразнить это рогатое животное?
Дети:
- У козы есть рога. Может забодать.
Воспитатель:
- Все правильно. Молодцы. Послушайте, пожалуйста, стихотворение А. Прокофьева «На зеленой лужайке» :
На зеленой лужайке
Заиграли балалайки,
Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.
Ребята, послушайте еще раз и назовите слова со звуками з, зь. В этом стихотворении три слова начинаются с этого звука.
Дети:
- Загудела, заиграла, зеленой.
Воспитатель:
- Все правильно. Очень хорошо. Давайте поиграем. Я буду медленно произносить слова, как только вы услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши. Звонок, кролик, зонт, карандаш, зеркало, бумага, ластик, чашка, звери.
Воспитатель поправляет детей, которые допускают ошибки. Еще раз повторяют и произносят слова, которые вызвали затруднение.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Надеюсь, вам понравилось наше занятие и мы продолжим играть с следующий раз.