Наталья Панкова
Конспект НОД в средней группе «Пространственное положение предмета»
▼ Скачать + Заказать документы
провела воспитатель высшей категории Панкова Н. А.
Цель:
формировать умение ориентироваться в пространств;
Задачи:
Образовательные:
- активировать использование в речи детей предлогов для обозначения пространственного положения предметов (над, на, под, справа, слева);
- учить находить признаки сходства и различия;
- упражнять в сравнении предметов по двум признакам : форме и цвету;
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Пространственное положение предмета“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Положение конкурса. Образцы положений
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, умение сравнивать, выражать словами результаты сравнения и наблюдения;
Воспитательные:
-вырабатывать умение понимать и принимать учебную задачу, развивать навык самоконтроля;
Ход занятия:
I. Оргмомент.
- Ребята, к нам сегодня пришли на занятие гости. Давайте улыбнёмся им и поздороваемся.
Упражнение «Здравствуйте!»
Здравствуй, небо голубое!
дравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, вольный ветерок!
дравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
- Сегодня на занятии математикой у нас будет много интересного.
(тихо постучать)
Кто – то в гости к нам спешит,
«Здравствуйте» - нам говорит.
- Узнали кто это (это зелёный гномик)
- Конечно, он снова пришёл к нам в гости. Он любит с вами играть и заниматься. Сегодня он хочет рассказать нам о себе, о своей семье, о своих любимых занятиях и просит нас помочь ему разрешить некоторые вопросы.
II. Основная часть.
1. Развивающая гимнастика.
- Послушайте, что он рассказал мне о своей любимой семье.
Пальчиковая.
Жили-были гномики
В расчудесном домике.
Папа-гном дрова рубил,
Гном-сынок их в дом носил,
Мама-гномик суп варила,
Дочка-гном его солила,
Гномик-бабушка вязала,
Гномик-тётушка стирала,
Дед окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
Артикуляционная.
-А сам гномик очень любит конфеты, варенье. А когда поест варенье облизывается вот так. (упр. «Вкусное варенье»)
- А вот так он пьёт сок через трубочку и от радости улыбается – вот так!
(упр. «Улыбочка и трубочка»)
2. Составление картинки «Вид из окна».
-Гномик со своей семьёй живёт вот в этом домике. Однажды ему стало очень скучно: ему не хотелось играть, гулять, веселиться. Он сидел у окна и смотрел на улицу. Мы сейчас попробуем составить картинку, которую он увидел в окно, но сначала давайте проверим, хорошо ли вы помните, где у вас правая рука, а где левая. Поднимите!
-Гномик будет говорить, что он видит, а мы будем выкладывать эту картинку на доске.
«В центре, т. е. в середине, находится дерево…. Под деревом лежит мячик….С права от дерева стоит машина…. С лева от дерева бегает щенок… справа над деревом кружится, летает бабочка… В небе слева от дерева светит солнышко…»
- Хорошо вы поработали и теперь мы знаем, какую картину гномик увидел из окна. Посмотрите внимательно. Постарайтесь запомнить.
3. Упражнение на релаксацию.
- Гномик долго сидел у окна и задремал. Вы тоже на минутку закройте глаза и представьте, что за окном светит солнышко, греет вас своими лучами и вам очень приятно. Вы улыбаетесь и открываете глаза.
(в это время переставить элементы картинки местами).
4. Упражнение на внимание «Сделай, как было».
- Когда гномик открыл глаза, то увидел, что за окном что-то изменилось, но никак не поймёт, что же помогите ему.
(дети переставляют и комментируют свои действия словами)
- Молодцы! Вы были внимательны!
Динамическая пауза.
- Гномику надоело сидеть дома, и он отправился гулять в лес. В лесу было очень красиво. Под ногами шелестели листья, в ветвях пели птицы. Гномик побегал, попрыгал, а потом придумал вот такую игру.
Быстро, гномики, вставайте
И зарядку начинайте.
Гномик весело шагает,
Ножки выше поднимает.
Гномик прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
Он на пяточках шагает,
Носик к верху поднимает.
На носочки гномик встал
И в ладоши хлопать стал.
5. Дидактическая игра «Скажи, что не так».
- Гномик на прогулку взял с собой фотоаппарат и ему удалось сделать по дороге несколько интересных снимков. Два из них оказались очень похожими друг на друга помогите гномику понять, чем же они отличаются?
(по мере называния выкладывать столько же палочек, а потом их посчитать и сделать вывод: «На фотографиях 4 различия».)
- А теперь вопрос для самых наблюдательных: Какой снимок был сделан первым, а какой был сделан позже? Как вы догадались?
Как вы думаете, много ли времени прошло между первым и вторым снимком?
-Молодцы! Гномик очень благодарен вам: теперь он сможет правильно их расположить в своём фотоальбоме.
6. Сравнение предметов по форме и цвету.
-Погуляв, гномик решил вернуться домой другой тропинкой, а на ней валялись камешки. Они все были разные! Посмотрите, какие камешки. Чем же они отличаются, кто мне ответит?
Пальчиковая гимнастика.
- Гномику очень понравилось прыгать по ним – давайте и мы попрыгаем.
(дети садятся за парты, где лежат карточки с изображением разных геометрических фигур)
-Вы сейчас будете пальчиками перепрыгивать с камешка на камешек, а я буду вам рассказывать стихотворение, какое гномик приговаривал.
Бегал гномик по полям
По тропинкам и лесам,
Погулял он тут и там
И нашёл подарки вам.
7. Рисование «Дорожка, по которой гномик пришёл домой».
- Гномик решил, что будет прыгать только по красным круглым камешкам. Покажите их. А теперь возьмите карандаш и начертите дорожку, по которой гномик вернулся домой.
(дети рисуют дорожку, а воспитатель ставит на стол сухой аквариум, наполненный горохом)
- Молодцы! Правильно нарисовали дорожку. А вот и подарок, который нам приготовил гномик.
В этом озере подвох –
Не вода в нём, а горох.
Мы купаться в нём не будем,
А подарки раздобудем.
Ну-ка, пальцы, поищите
И со дна их поднимите!
- Подарки мы будем доставать по очереди.
III. Итог.
- Ребята, а чем мы сегодня на занятии занимались, что вам запомнилось? А вам понравилось рассматривать фотографии? Прыгать по камешкам?
Игра «Назови, что где находится» :
- Ребята, покажите гномику, что находится под мячиком? А под ним? Что нарисовано слева от куклы? А что лежит на столе?
- Молодцы!
- Вы сегодня помогли гномику найти дорожку домой, составить картинку, называли, чем отличаются камешки, сделали с ним его любимую зарядку. А теперь давайте попрощаемся с гномиком, а чтобы он не заблудился, давайте скажем ему в какую сторону нужно ему идти, чтобы прийти домой: в правую или в левую.
Самоанализ
занятия по ФЭМП по теме
«Пространственное положение предмета»,
проведённого 27 декабря
воспитателем Панковой Н. А.
в дошкольной группе.
Целями данного занятия я ставила следующие:
-закреплять у детей пространственные представления; активировать использование в речи детей предлогов для обозначения пространственного положения предметов;
- учить находить признаки сходства и различия;
- упражнять в сравнении предметов по двум признакам : форме и цвету;
- развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, умение сравнивать, выражать словами результаты сравнения и наблюдения;
Для достижения этих целей были подобраны разнообразные виды заданий:
- упражнение «Составь картинку» способствовало закреплению пространственной ориентации детей;
-упражнение «Скажи, что не так» - умению находить сходства и различия и выражать их словами;
- упражнение «Сделай, как было» развивало зрительную память и внимание;
-задание «Попрыгаем с гномиком» и «Начерти дорожку домой» было направлено на упражнение детей в сравнении фигур по цвету и форме и способствовало развитию цветового восприятия;
-для развития мелкой моторики было проведено несколько видов пальчиковой гимнастики: в начале занятия «Жили – были гномики», пред рисованием – пальчиками по столу и получение подарков было проведено с использованием сухого аквариума.
Проведение разнообразных видов упражнений для развития мелких групп мышц, т. е. пальцев, вызвано тем, что все дети в подгруппе – дети-логопаты, а исследования многих специалистов доказали, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики. Для этого и упражнения, чаще всего, выполняются с одновременным проговариванием.
Кроме того, на занятии я провела артикуляционную гимнастику для развития артикуляционного аппарата, старалась подобрать динамическую паузу и пальчиковую гимнастику в соответствии с темой занятия.
Чтобы предупредить усталость, упражнения чередовались, были разнообразными, использовались сюрпризные моменты, физминутка проведена вовремя.
Я считаю, что целей занятия я достигла.
использованная литература: журналы по дошкольному обраованию, метод пособие "Дошкольная математика", автор М. А. Касицына, М. : Изд. "Гном", 2007г.