Старцева Надежда
Конспект НОД в старшей группе «Моя республика Марий-Эл»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
«Моя республика Марий-Эл»
Подготовила и провела: воспитатель высшей категории
Н. В. Старцева
п. Сернур, 2019г.
1 Приветствие гостей:
Дружно улыбнемся,
За руки возьмемся. Друг другу руки мы протянем,
Тепло сердец своих подарим. (дарим сердечки гостям)
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Моя республика Марий-Эл“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
2 На каждом занятии мы с вами раскрываем тайны и секреты нового слова. Вы готовы сегодня узнать очередную тайну? … Но сначала вспомним уже знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Итак, слово «родная».
Сыграем с вами в игру «Подбери словечко». Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край.
Воспитатель: Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении:
1-й ребенок:
Много мам живет на свете Всей душой их любят дети!
Только мама есть одна, Всех дороже мне она!
Кто она? Отвечу я: «Родная мамочка моя»!
А давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама».
2-й ребенок:
Рано утром детский сад малышей встречает.
Там игрушки без ребят в уголке скучают.
Красный мяч, синий мяч, куклы, медвежата.
Детский сад! Родной наш сад! Любят все ребята.
- А теперь давайте все вместе скажем радостно: «Родной наш сад»!
- Вот как по-разному может звучать одно и то же слово.
3- «Родная сторона» - как вы думаете, что это?
- «Родная сторона» - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
- Такое место по-другому еще называют - «Родина». Послушаем стихотворение: (читает ребенок).
«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет.»
- Как вы думаете, что такое Родина? /ответы детей/
- Правильно, это и наш детский сад, где мы играем с друзьями; это и дом, где мы родились и живем; страна, в которой мы живем, где живут наши близкие и родные.
- Родина – значит родная, как мать и отец. Скажите, как называется наша страна? (Россия)
- Правильно. Россия. Давайте вместе повторим это слово: Россия!
А мы с вами граждане России – россияне.
- А как называется главный город в нашей стране? (Москва).
У каждой страны есть свой флаг и герб (показать
- Как зовут президента нашей Родины (Владимир Влад Путин
Ребята, а вы любите свою Родину?
А что значит любить Родину? Да, это значит любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветам на клумбах; это значит беречь все живое: не ломать деревья; любить свою маму, семью, детский сад; товарищей, помогать им в трудную минуту.
Обратить внимание детей на карту России, которую рассматривали на предыдущем занятии.
В: Это карта нашего государства. Как называется страна, в которой мы живем?
Д: Россия.
В: (обводит указкой границы РФ)
–Мы видим, что Россия - большая страна. С одного ее края на другой нужно ехать на поезде целую неделю. В нашей стране много городов, сел, рек, озер, лесов, гор. Мы гордимся нашей великой Родиной.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.
Наша малая Родина это посёлок Сернур
На карте рассматриваем Марий Эл
Послушайте стихотворение С. Вишневского
«Марийский край, родной,на карте мира
Ты даже меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах, мой край марийский милый,
Ты как цветок - прекрасен, юн, и чист…»
У человека есть сердце. Без него он не мог ни дышать, ни двигаться, ни работать. Республика – это множество людей. И у республики есть свое сердце – столица, самый главный город. Наша республика – Марий Эл, а ее сердце – Йошкар-Ола.
Кто знает, как переводится на русский язык слово Йошкар-Ола?
Дети: Красный город.
Ведущая: А кто скажет, как назывался наш город раньше? Царевококшайск и Краснококшайск. Давайте послушаем стихи о нашем крае.
1р. Что такое Родина?Марий Эл – земля.
Что такое Родина – республика моя.
Я люблю Отчизну, Край свой, отчий дом,
Что мы знаем с детства,Родиной зовем!
2р. У каждого листочка у каждого ручья
Есть главное на свете - есть Родина своя.
A там, где мы родились, Где радостно живем,
Края свои родные мы Марий Эл зовём
Ведущая: А кто является президентом нашей республики? Как его зовут? - В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у Республики Марий Эл. Назовите их. (дети отвечают) Давайте внимательно рассмотрим Герб Марий Эл.
Что вы можете сказать о нём, Кто изображён на нашем гербе? Да, медведь.. Медведь олицетворяет собой хозяина и защитника леса. В левой лапе медведь держит щит с изображением золотого национального знака марийцев – древнего символа плодородия. В правой лапе – меч в ножнах и золотой молот. Меч как символ власти, твердости, готовности к защите отечества. Молот – обобщенный символ ремесла и промышленности, трудолюбия и созидания. Геральдический щит украшен золотой короной, олицетворяет государственную власть, представляющую собой венец с тремя зубцами (3 крупных города республики : Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск) и стилизованной под национальный орнамент буквы М (Марий Эл).
Ведущая: Что вы можете сказать о флаге нашей республики? Какого он цвета? Что означают эти цвета? (Это цвета природы, добра и красоты. Белый - мир и чистота, красный - огонь, отвага, любовь). Флаг Республики Марий Эл представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета (традиционный цвет одежды марийского народа) с полосой красного цвета у древка (мачты) во всю ширину флага орнаментированной традиционным национальным узором.
Дети: Белый цвет - березка, красная полоска- солнечный рассвет.
Ведущая: А знаете ли вы о том, что каждое государство имеет не только герб и флаг, но еще и главную музыку страны? А как она называется? Правильно – Гимн. Как ее надо слушать? Молодцы! Давайте положим ручку на грудь там, где стучит сердечко и послушаем гимн Марий Эл. Звучит гимн (взрослые подпевают).
Вдруг раздаётся стук в дверь.
Ведущая: Кто там в ворота стучится? (входит женщина в марийском национальном костюме)
Ведущая: А знаете ли вы, что осенью марийский народ отмечал праздник нового хлеба. В этот день столы ломились от разных угощений, и главным угощением был новый хлеб, испеченный из нового урожая зёрен. Все веселились, пели, играли, приглашали гостей и музыкантов. На каких же музыкальных инструментах играли раньше? Давайте поговорим о марийских национальных инструментах. Большой популярностью у марийского народа пользовался ШУВЫР – волынка,
на ней и до сих пор в марийских деревнях играют на разных праздниках,
ТУМЫР – барабан, без него не обходится ни один марийский танец,
ШИЯЛТЫШ – дудочка,пастухи любили брать её с собой в поле, и нежнейшие гусли – КУСЛЕ.
Когда был собран весь урожай хлеба, люди выходили на крыльцо своего дома и трубили в трубу, выражая тем самым радость по поводу сбора нового хлебного урожая. Давайте и мы протрубим в честь нового урожая. Разбирайте наши трубы и трубите громче! (игра на дудочках)
Ведущая: Повсюду на свете растёт детвора, а где детвора, там повсюду игра!
Проводится игра «Йыр-Йырла модыш». Играющие встают в круг и передают друг другу платок за спиной, водящий старается поймать платок, у кого его он заберёт, тот и становится следующим водящим.
Ещё одна игра «Пелашем». Дети встают в две шеренги друг против друга, один из игроков со словом «пелашем» идёт к противоположной шеренге и одной рукой пытается вытянуть к себе игрока противоположной команды, если получится, они возвращаются в команду первого игрока, далее игрок другой шеренги так же пытается вытянуть к себе соперника, игра продолжается до тех пор, пока одна из шеренг не перерастёт в одну большую команду.
Ведущая: Вот и закончилось наше занятие, пожелаем друг другу КУЖУ Умырым-долгих лет жизни, таза лияш-быть здоровыми, КУГУ ПАЙДАЛЫКЫМ-большого счастья.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Родина» В. Степанова
(Стихотворение читает ребенок)
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березы у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем!»
Итог занятия
Вед: скажите пожайлуста о чём мы сегодня говорили?
Наша Родина Россия-мы россияне о нашей малой родине республике Марий Эл столица Йошкар-Ола рассмотрели герб флаг Марий Эл играли в марийские игры читали стихи узнали марийские национ инструменты
Хоровод ДРУЖБЫ (марийский танец
Хотелось бы закончить словами нашего президента Республики Марий Эл Леонида Игоревича Маркелова «Нам жить в Марий Эл, нашим детям, нашим внукам, и кроме нас никто её не обустроит». Так давайте будем трудиться, учиться, отдавать силы на процветание малой своей родины – Республики Марий Эл, и великой нашей Родины России!