Конспект НОД в старшей группе «Казачка гордая моя»

Елена Мартынова
Конспект НОД в старшей группе «Казачка гордая моя»

Цель: приобщение детей к культуре и быту казачества.

Задачи:

Образовательные – закреплять представление детей о роли матери в казачьей семье; формировать ценностные представления о труде казачек, о семейных отношениях;

Развивающие – развивать познавательный интерес к истории своего народа;

Воспитывающие - воспитывать уважение, бережное отношение к, традициям казачьей семьи.

Интеграция областей:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Активный словарь: продолжать учить детей отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей; активизировать произношение слов: курень, рушник, горница, домушка, стряпная, прялка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, изготовление игр; разучивание подвижной казачьей игры «Снежинки, ветер и мороз».

Ход образовательной деятельности.

Дети с воспитателем входят в группу.

Вос-ль: Ребята. Посмотрите к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Вос-ль: Вы помните, что значит слово «Здравствуйте?»

Это значит пожелать здоровья. Давайте пожелаем друг другу здоровья.

Станем рядышком, по кругу.

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»; (пожать друг другу руку)

Если каждый улыбнется -

Утро доброе начнется (улыбнитесь ребята друг другу).

Стук в дверь.

Вос-ль: Ребята кто-то стучится (открывает дверь).

Входит Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте.

Вос-ль: Здравствуй Незнайка. Что тебя к нам привело?

Незнайка: Я узнал, что существует такой праздник «День матери – казачки». Но я не знаю кто такая казачка и чем она занималась.

Вос-ль: Правильно Незнайка, 4 декабря казаки отмечают День Матери - казачки. Ребята, давайте расскажем Незнайке кто такая казачка и как она жила.

На берегах Дона издавна жили люди, которые называли себя… Как?

Дети: казаками. Казаки – это народ особенный. Они жили вольно и свободно, умели все: пахать, сеять, дом построить, но дом свой нужно было и защищать, поэтому казаки были отличными войнами. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах. И ведение домашнего хозяйства лежало на матери-казачке.

Вос-ль: Ребята, давайте посмотрим на экран. Найдите здесь, пожалуйста, казачий дом. А как его называют? (курень).

- А что означает слово курень? (Курень значит круглый).

Вос-ль: Правильно, все комнаты в доме располагались по кругу. А какие комнаты там были? (зал – горница, спальня – домушка, кухня – стряпная).

Конспект НОД в старшей группе «Казачка гордая моя»

Вос-ль: Ребята, посмотрите на экран. Дима, покажи зал. А как его называли казаки? (горница). А для чего предназначалась горница? (для приёма гостей). Никита, покажи спальню. Как её называли казаки? (домушка). Глеб, покажи кухню. Как её называли казаки? (стряпная).

Вос-ль: Незнайка, мы тебе подарим картинки с изображением куреня и его комнат.

Мать-казачка не только следила за порядком, но и создавала уют в доме. Все скатерти, салфетки, коврики хозяйка делала своими руками, шила одежду себе и своим детям.

Вос-ль: Ребята, посмотрите, у меня все картинки перепутались. Вы мне поможите отобрать те вещи, которые сделала казачка? (выбирают картинки).

Вос-ль: Молодцы ребята, а теперь давайте расскажем Незнайке что это за вещи. (Половики, лоскутное одеяло, круглые коврики, салфетки, скатерти, рушники, одежда казачек – парочка, покрывала).

Вос-ль: А тебе, Незнайка, ещё одна картинка с вещами, которые сделала казачка своими руками.

Вос-ль: А теперь отгадайте загадки:

1. Кто такой стоит пузатый

И блестящие бока,

Торчит носик крючковатый,

В нём вода из родника.

Окружили его чашки,

Сахар, пирожки и мёд,

Он, как командир в фуражке

Чаю всем гостям нальёт. (Самовар)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (Чугунок)

3. Не лопата, не совок,

Что захватит, то в роток;

Кашу, суп или окрошку…

Вы узнали? Это (Ложка)

4. Для молока, сметаны, вин,

Горласт и крепок, стоек, статен,

Узорами на вид приятен,

Огня, Воды и Глины сын -

Пузатый глиняный. (Кувшин)

Вос-ль: Ребята, а про что я вам загадала загадки? (Про посуду).

Вос-ль: Правильно, а у кого была такая посуда? казаков). За чистотой посуды также следила мать-казачка.

А для чего нужна посуда? (Готовить еду, кушать).

А где готовили еду казаки? (В печи).

Давайте с вами проведём физминутку «Печка»

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте).

Вос-ль: Вот тебе незнайка ещё одна картинка с печкой и посудой.

Ребята, а кто готовил еду в казачьей семье? (Мать-казачка)

А какие казачьи блюда вы знаете? (Уха, борщ, узвар).

А вы знаете из чего готовится борщ и узвар? А мы сейчас проверим.

Вот вам два чугунка, девочки будут готовить узвар, а мальчики борщ.

Игра «Приготовь казачье блюдо»

Вос-ль:

Молодцы, ребята, справились с заданием. А тебе Незнайка ещё один листок с казачьими блюдами. Посмотри, сколько у тебя много листочков собралось.

Вос-ль: Ребята, давайте ещё вспомним чем занималась казачка? (Убирала, готовила, вязала, шила). Скажите, а она всё делала сама или ей кто-то помогал? (Ответы детей).

Вос-ль: Я предлагаю вам отправится в прошлое, с помощью этой волшебной шали. Давайте возьмёмся за руки, я одену шаль и все вместе скажем волшебные слова: раз, два, три в прошлое нас отнеси.

Вос-ль: Мы находимся в казачьем курене. У хозяйки дома на поясе были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме.

Именно ее звали «Сама». Как правило, «Сама» была свекровь – мать сыновей. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох.

Сама: Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Буду овощи сбирать для борща: (достает из корзины овощи) картошку, морковь, свеклу, капусту, лук, чеснок. Возьму шмат старого сала, (берет с полки) затолку с чесноком, чтобы борщ получился наваристым да ароматным. («Моет» овощи в тазу, «режет», кладет в чугунок. Стоит – помешивает).

Вос-ль: А рядом невестка Машенька что-то собирается готовить.

Маша: Сбираю сушку для узвара. (Берет с полки мешочки с сухофруктами)

Возьму чугунок, налью колодезной водицы. Поставлю на печь закипать. Положу в миску грушу-дичку, яблоки, тютину, вишню, жердела. Промою в воде. (Кладет в чугунок сухофрукты. Завязывает и убирает на место мешочки. Помешивает узвар).

Вос-ль: В казачьих семьях девочки начинали работать с раннего возраста. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Вот и сейчас около прялки старшая дочь нашей хозяйки – Арина занимается рукоделием.

Арина: Напряла я пряжи на прялке. Вот теперь карпетки вяжу и приговариваю:

Але, але, аленьки

Свяжу карпетки маленьки.

Будет ноженькам теплее,

А Гришатке веселее.

Вос-ль: А это – средняя дочь – Ксения, она уже достигла возраста девушки и в семье ее все называют «хвалёнкой».

Ксения: Когда мне исполнилось 14 лет – дед подарил мне серебряное колечко.

Вос-ль: Это значит, что Ксения стала девушкой на выданье.

Ксения: Я готовлю себе приданое. (Гладит утюгом вещи и складывает их в сундук)

Все вещи у меня с кружевами. Я их сама вязала.

Вос-ль: А вот и младшая дочь хозяйки.

- Как кличут тебя, чадунюшка?

Даша: Дашенькой, а это мой братик Гришатка.

Вос-ль: Была у девочек и особенная работа – нянчить младших.

Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого. Пятилеток уже в няньки, "в люди" отдавали.

Даша: Я братика баюкаю в колыбели, да песенку пою:

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Вос-ль: Вот так, незаметно, в делах и заботах проходил день девочек казачек. Но было у них время и поиграть. Пока девочке не исполнилось 14 лет, она могла играть и с мальчиками.

Игра «Снежинки, ветер и мороз»

Вос-ль: Ну а нам, ребята пора возвращаться, давайте возьмёмся за руки. Я одену волшебную шаль и скажем слова: раз, два, три в детский сад нас отнеси.

Вос-ль: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? А теперь скажите, кто же помогал матери-казачки? (дочки, невестки). Незнайка, ты теперь понял кто такая мать-казачка и чем она занималась?

Незнайка: Да, спасибо ребята, я всё понял. Я сохраню эти листочки, чтобы не забыть. Мне пора, пойду расскажу своим друзьям. До свиданье.

Вос-ль: Ребята, вам понравилось занятие? Что мы с вами делали? А что вам больше всего понравилось?

Публикации по теме:

«Колыбельная для казачка». Конспект НОД (младший дошкольный возраст)«Колыбельная для казачка». Конспект НОД (младший дошкольный возраст) КОНСПЕКТ НОД младший дошкольный возраст «КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ КАЗАЧКА» Цель: формировать у детей младшего возраста представление об элементах.

Конспект комплексной НОД в старшей группе «Моя семья» Конспект комплексной НОД в старшей группе Тема «Моя семья» Цель: • Формировать у детей представление о составе семьи, как о людях, которые.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе «Моя сторонушка родная» Конспект НОД по формированию целостной картины мира старшей группе «Моя сторонушка родная» Цель: Дать первоначальное представление об.

Конспект НОД с внедрением регионального компонента в старшей группе «Моя малая Родина — поселок Иноземцево» Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Кемерово — мой город. Моя малая Родина» Цель: формирование патриотических чувств у старших дошкольников к родному городу. Задачи: 1. Раскрыть историческое понятие «город». 2. Расширить.

Конспект НОД в старшей группе по программе «Растим юного гражданина» «Моя дружная семья» МБДОУ «ЦРР-ДС «Сказка» Конспект НОД по программе «Растим юного гражданина» в старшей группе «Пчелки». Тема «Моя дружная семья» (март,.

Конспект НОД развитие речи в старшей группе «Моя мама лучшая на свете» Конспект НОД развитие речи в старшей группе «Моя мама лучшая на свете»Цель: Создание условий для расширения представлений о значимости семьи.

Конспект НОД в старшей группе «Моя семья» Цель: показать значение семьи в жизни человека. Задачи: закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;.

Конспект НОД в старшей группе «Моя малая Родина» Конспект НОД в старшей группе «Моя малая родина» Воспитатель : Макарычева Н. Н. Задачи: 1. Уточнить представления детей о родном городе,.

Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру на тему: «Моя страна» Конспект НОД в старшей группе по окружающему миру на тему : “Моя страна” Прокуратова Г. А. Задачи. Познакомить с картой России, с российской.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Казачка гордая моя»
Опубликовано: 9 декабря 2017 в 21:56
+122Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 54.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление стены в групповой комнате «Красавица осень»
Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами своей идеей оформления стены в групповой комнате. Работа очень, кропотливая и требует фантазии, терпения. Но...
Фоторепортаж «Музейные залы Замка Радзивиллов»
Фоторепортаж "Музейные залы Замка Радзивиллов" Музей замка располагается в нескольких взаимосвязанных постройках, на трех этажах. В каждый из залов...
Стенгазета «До свидания, лето»
Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей и взрослых. Лето, ты меня послушай! Я прошу, не уходи. Побудь ещё, хотя б немножко. Серый...
Планирование «День животных» в группе раннего возраста
Всемирный день животных — особая дата для всех, кто любит животных. 4 октября Всемирный день животных, или Всемирный день защиты животных, отмечаемый во...
Су-Джок терапия в работе с детьми дошкольного возраста
«Руки – это своего рода внешний мозг» И. Кант. Система Су-Джок, представляет собой уникальную по своей эффективности и простоте лечебную методику,...