Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Здравствуй, весна!»

Елена Аверина
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Здравствуй, весна!»

Образовательная область: «Познавательное развитие.

Интегрированные образовательные области: Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физии-

ческое развитие.

Форма деятельности: совместная взрослого и детей.

Виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, коммуникативная.

Цель: Расширить знания детей о характерных признаках зимы, весны.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД в старшей группе на тему: „Здравствуй, весна!“» размещена в разделах

Обобщать представления детей о временах года зима, весна;, называть признаки и приметы зимы, весны; знание зимних и весенних месяцев.

Развивающие:

Активизировать словарь детей: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями : подбирать прилагательные к существительным, употреблять в речи уменьшительно ласкательные существительные.

Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложносочиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.

Способствовать формированию у детей бережное отношение, любовь к природе, интерес к художественному творчеству.

Словарная работа: зима- волшебница, художница, кружевница; весна – красна, капель, ручьи, проталина, просыпаются от спячки.

Предварительная работа: наблюдения детей в прогулке, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание иллюстраций, прослушивание классических произведений: Чайковского «Времена года», Г. В. Свиридова «Вальс».К. А. Дебюсси «Прекрасный вечер», загадывание загадок.

Материал: Зимние и весенние пейзажи, аудиозапись звуков зимы и весны, картинки для загадок, игрушка «Медвежонок», эмблемы- солнышко, тучка, нарисованное голубое небо, мяч, бочонок с медом, капелька.

Оборудование: экран, мольберт, магнитики.

Конспект

Организационный момент:

- Давайте все возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем направо: раз, два, три.

А теперь пойдем налево: раз, два, три.

В центре круга соберемся: раз, два, три.

И на место все вернемся: раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

Элемент заинтересованности.

Звуки метели. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Благининой:

- Если ветер злющий кружит,

- Застеклились за ночь лужи,

- А меня упаковали

- В сто одежек неуклюжих,

- На деревьях, на картинках

- Кружева да бахрома,

- Это значит – на снежинках

- Опустилась к нам ….(Дети Зима)

Правильно ребята это время года зима? Ребята, с приходом зимы, что происходит в природе? Как вы думаете? (Предполагаемые ответы детей - становится все вокруг белым, чистым, искрящимся, все становится как в сказке). Ребята, народная мудрость гласит: «Зима – владыка». Как вы думаете, почему так говорят? (Предполагаемые ответы детей - владыка трёх зимних месяцев.) Правильно, словно верные стражники стоят они на страже ее покоя. (Воспитатель предлагает детям подойти к экрану).

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Декабрь.

1. Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его- всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт-

Мы встречаем Новый год.

Дети: Декабрь. (На экране картики Декабря месяца).

- Правильно – это декабрь. Ребята, а что вы знаете о Декабре? (Предполагаемые ответы детей - первый зимний месяц; сильные морозы; год кончает, зиму начинает). А кто из вас скажет, какое древнерусское его название? (Студень /

– Почему так назвали декабрь? ( Предполагаемые ответы детей: стынет всё от мороза; не успеет день разгуляться, как уже ползут сумерки, переходящие в длинную ночь).

Ребята, а кто из вас хочет загадать загадку о следующем месяце?

загадку про следующий месяц.

Январь. (Загадывает ребёнок)

2. Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится-

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету.

Что, скажите, за месяц это?

Дети: Январь. (На экране картинки Января месяца).

Правильно – это Январь. А что вы знаете об этом месяце?

( Предполагаемые ответы детей: месяц январь – зимы государь; продолжает зиму и начинает новый год.) А какое у этого месяца древнее имя – «Просинец». Кто знает почему? ( Предполагаемый ответ детей: потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву).

Февраль. (Загадывает ребёнок).

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега –

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Ответы детей).

Дети: Февраль. (На экране картинки Февраля месяца).

Воспитатель: Вьюги да метели под февраль полетели. Кто из вас помнит, как в народе называют февраль? ( Предполагаемые ответы детей: снежень -самый снежный; переменчив; он дружит с метелями, буранами). А знаете, как ещё называют февраль? «Бокогрей»? Кто нибудь из вас знает почему? Так как все животные дикие и домашние выходили греть бока на солнце, которое начинало сильнее пригревать, да и люди не прочь были погреться днем. Выходили на улицу, чтобы порадоваться первому теплу, а вечерами грелись возле печки.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами вспомнили обо всех зимних месяцах. Теперь вы знаете, какая бывает зима. А чтобы подтвердить свои знания, предлагаю поиграть в игру «Волшебница зима».

Правила игры: надо подобрать слово определение к слову –ВЕСНА.

(Нужно передать снежинку соседу и сказать какая зимушка зима – снежная, серебристая, пушистая, холодная, морозная, белая, лютая, разная, нежная, игривая, злая, метельная, ворчливая, ледяная, ворчливая.)

Воспитатель. Какие же вы все молодцы! Ребята, сейчас мы с вами вспомнили о зиме, дали характеристику какой она бывает. А скажите, почему же мы все- таки одеваемся в теплую одежду? (Предполагаемые ответы детей). Давайте мы в этом убедимся?

Предлагаю вам перейти в лабораторию.

Опыт со снегом.

Воспитатель: Ребята, перед занятием я положила два снежка: один на тарелку, другой в стакан, укутала его шарфом. И что же мы с вами видим? (Снежок, лежащий на блюдечке, растаял значительно больше). Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт. Зажгу свечу и попробую подержать над ней ладонь. Горячо?

- Что нужно сделать, чтобы не жгло? (Или убрать ладонь или заслонить её чем-нибудь от огня, например дощечкой).

- Почему теперь ладони не горячо? (Дощечка не пропускает тепло от свечки к руке, задерживает его).

- Почему не растаял завёрнутый в шарф комочек снега? (Шарф не пропустил комнатное тепло к снежку).

- Зачем человек зимой надевает шубу? Мы ещё говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь. Почему же нам в ней тепло? Как вы думаете? ( Предполагаемые ответы детей : просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу или не пускает к нему холод). Правильно! Молодцы! А давайте мы с вами немного разомнемся.

Физминутка. Мы бежим с тобой на лыжах (дети изображают ходьбу на

лыжах).

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках (изображают бег на коньках)

Но упали мы. Ах! (падают).

А потом снежки лепили (имитируют).

А потом снежок катали

А потом без сил упали (падают)

И домой мы побежали (бегут по кругу).

Воспитатель: Ребята, мы сейчас с вами немного размялись, что мы с вами делали? (Предполагаемые ответы детей). А как всё это можно назвать? (Зимние забавы).

Да, ребята это «Зимние забавы». Вот, чем хороша «Зимушка – зима!»

На экране дети видят «Зимние забавы».

Возникновение проблемной ситуации.

Звучат звуи капели. Раздаётся звук рева медведя.

Воспитатель. Слышите, ребята? Что-то происходит. Пойду я, посмотрю.

Воспитатель вносит медвежонка.

Воспитатель, Смотрите ребята, Мишутка. Как вы думаете, что произошло? ( Предполагаемые ответы детей: капель его разбудила, он испугался). Как вы думаете, почему зазвенела капель? ( Предполагаемые ответы детей: стало теплее, снег тает, медведи в это время еще спят.) Правильно, медведи еще должны спать. Давайте расскажем медвежонку о том, что происходит в природе и почему он так рано проснулся.

Восприятие нового.

На экране появляется «тучка». Тучка по небу гуляла,

Тучка бусы растеряла.

Как хрустальные горошки,

Закатились к нам в окошко.

Воспитатель - О чем же она нам хочет рассказать? (Воспитатель подходит к экрану и имитирует снятие капельки, на которой написано «Весенняя сказка».

Воспитатель -- Тучка предлагает нам с вами послушать сказку. Мишутка, послушай вместе с детьми сказку. Слушайте!

Воспитатель рассказывает сказку.

«Жили – были четыре времени года. Вы их узнали? (На мольберте времена года»).

_ Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтоб хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод!»

(На мольберте картинки - КОСТЕР, ЛАМПОЧКА, СОЛНЦЕ.)

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет ВЕСНЕ? А чтобы ответить, отгадайте загадку:

Загадка: Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

Без него плачемся, а как появится – от него прячемся.

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет, и всех разбудит.

Правильно. Это СОЛНЦЕ!

(На экране появляются картинка СОЛНЦА).

Воспитатель. Как вы думаете, ребята, что происходит в природе с появлением теплых лучей солнца? ( Предполагаемые ответы детей: солнце поднимается выше, светить ярче, сильнее; становится теплее; снег начинает таять, звенит капель.) Как вы думаете, что же наступает в природе с приходом тепла? (Ответы детей – ВЕСНА.)

Ребята, кто из вас знает приметы ВЕСНЫ. (На экране появляются картинки).

Дети: - тает снег

- потекли ручьи

- звенит капель

- появились сосульки

Воспитатель. Как, вы думаете, приметы какого периода весна вы только что назвали? (Ранней весны.)

- Правильно, приметы ранней весны.

Ребята, а как вы думаете, у весны есть помощники? (Ответы детей). Давай те подойдем к экрану и посмотрим что же это-то за помощники.

Дети подходят к экрану.

Воспитатель : послушайте загадку:

1. Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: МАРТ!

(На экране появляется картинка МАРТА месяца)

Март- весну открывает! Весеннее теплое солнце побеждает холод и стужу. С крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли: кап-кап! Мартовская капель звонко отсчитывает первые минуты, часы весны, поэтому его называют «капельником» и еще март называют «зимобором», потому что в марте зима с весной борется.

Ребята, может быть кто нибудь из вас знает, как еще в народе называют МАРТ? (Протальник). Правильно протальник. А почему его так называют? (Ответы детей). Что такое проталины? (Проталинки – это то место, где растаял снег и появились первые островки земли. Ребята, а вы думаете, кого в народе называют вестниками весны? (Грачей). Почему? (Ответы детей). Ходят они, не спеша по проталинкам, ищут оттаявших жучков и червяков, гнезда стоят. В народе говорят: «Грач на дворе, весна на горе», «Грач – зиму расклевал».

Миша! Ты теперь понял, что произошло в природе? Ты проснулся от звонкой капели, которая сообщает нам о приходе ранней весны.

Ребята, а может кто-то из вас знает, когда должен проснуться Мишутка? ( Предполагаемые ответы детей: в апреле.)

Правильно в апреле месяце! (На экране картинка апреля месяца.) Вот Мишутка когда ты должен был проснуться. Ребята, а после апреля какой месяц наступает? (Май) Молодцы!

Ребята, посмотрите, Мишутка загрустил. Давайте с ним поиграет в игру.

Игра «Скажи ласково». (Игра проводится в кругу с мячом.)

Послушайте, правила игры.

Весной хочется говорить только ласковые слова.

Я скажу солнце, а вы ласково – солнышко, ветка – веточка, лист – листочек, ручей – ручеек, лужа – лужица, цветок – цветочек, туча – тучка, дерево – деревце, облако- облачко, вода- водичка.

Воспитатель: Ну что же, Мишутка пора тебе возвращаться домой к своей маме. Ребята, давайте простимся с Мишей, а в подарок подарим ему бочонок с медом. До свидания, Миша! (Миша прощается и уходит).

Итог занятия.

Вопросы к детям: - Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами вспоминали?

- Что интересного вы узнали после проведенного опыта?

- С каким временем года спорит зима?

- Какая разница между зимой и ранней весной?

- Какой вывод вы,сделали посмотрев опыт?

- Кому помогли мы сегодня и как?

- Что узнал Мишутка, и какой он сделал вывод для себя и для нас?

Рефлексия. – Ребята, мы сегодня с вами много узнали о временах года «зиме», «ранней весне». И мне хочется узнать, с каким настроением заканчивается для вас занятие? Выберите значок на разносе.

(Вывешивается на мольберте голубое небо).

Варианты значков: - «Солнышко» - на душе светло, радостно.

- «Тучка» - на душе пасмурно и грустно.

Теперь я вижу, что у всех настроение, весеннее, радостное, светлое.

Сегодня вы все МОЛОДЦЫ! Занятие закончено.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование в старшей группе на тему недели «Ранняя весна» Календарно-тематическое планирование тематической недели «Ранняя весна» в старшей группе День недели: Понедельник I половина дня Вид деятельности.

Конспект коррекционного часа на тему «Ранняя весна» в старшей логопедической группе Программное содержание: 1. Активизация словаря. Существительные: зима, весна, лето, осень; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница,.

Конспект НОД с детьми средней группы по реализации ОО «Познавательное развитие» на тему «Весна» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми средней группы по реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Конспект НОД по музыкальному развитию в старшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима!» Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна-красна» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Весна-красна» Программное содержание: • Уточнить представления детей о характерных.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Клоун, здравствуй» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Рисование: «Клоун, здравствуй».

Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Пришла весна»Конспект НОД в старшей группе по рисованию «Пришла весна» Цель: совершенствование эстетического восприятия и творческих способностей. Задачи: • уточнить признаки весны; • учить передавать в рисунке.

Конспект НОД «Здравствуй мир» в старшей группе «Планеты солнечной системы» Интеграция областей: познавательное, речевое, коммуникативное, развитие, ФЭМП. Цель: Систематизация и углубление знаний детей о космосе.

НОД по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе на тему «Весна» Тема: «Весна» Цель: развитие творческого воображения, выбор способов изображения и изобразительного материала в зависимости от передаваемого.

Сценарий весеннего праздника «Здравствуй, милая весна» в старшей группе Ведущая: Светит солнышко в окошко, И капелям не до сна, Снег растаял на дорожках, Значит, к нам идет… Дети: Весна! Ведущая: Идет весна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Здравствуй, весна!»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 14:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД