Приложение МААМ

Конспект НОД в старшей группе «Жил-был самовар…»

Вера Азарова
Конспект НОД в старшей группе «Жил-был самовар…»
▼ Скачать + Заказать документы

Основные виды деятельности: познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, игровая, двигательная.

Длительность: 25 минут.

Цель: расширять общий кругозор детей.

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие» :

• Закрепить знание об истории возникновения самовара, их внешнем виде, назначении;

• Расширять представление о том, как люди украшают самовары;

• Закрепить знание основных элементов хохломской росписи (травка, ягодка, завиток).

«Социально-коммуникативное развитие» :

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Жил-был самовар…“» размещена в разделах

• Воспитывать интерес детей к историческому наследию русского народа, традициям, культуре;

• Воспитывать стремление действовать совместно с другими детьми, создавать красивые изображения, чтобы порадовать других.

«Художественно-эстетическое развитие» :

• Развивать творчество, самостоятельность в выборе рисунка;

• Закрепить навык рисования кончиком кисти, всей кистью, тычком.

«Речевое развитие» :

Обогащение активного словаря: столица, сувенир, назначение, оружейник;

• Образование качественных прилагательных (оружейная, пряничная, самоварная, мастеровая).

«Физическое развитие» :

• Способствовать развитию крупной и мелкой моторики обеих рук.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование, самовар, филимоновская игрушка, гармонь, пряник тульский, краски, кисти, изображения самоваров для раскрашивания.

Предварительная работа:

Проведение тематической недели «Край наш Тульский», сбор экспонатов к выставке, беседа с детьми о тульских промыслах, чтение книги В. Степанова «Тула – город мастеров»

Ход НОД

(входят дети)

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся!

Настал новый день! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

II. Познавательная деятельность

1. Рассматривание экспонатов выставки

Воспитатель: Ребята, всю неделю мы собирали экспонаты к большой выставке, которая называется …

- «Чем знаменита Тула». (Дети говорят название выставки).

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

(Беседа воспитателя с детьми об экспонатах, воспитатель акцентирует внимание детей – Тула оружейная, пряничная, самоварная, мастеровая.)

- Молодцы, ребята! Спасибо за такую прекрасную выставку. Мы можем гордиться тем, что живем в таком богатом на мастеров крае!

Ребенок читает стихотворение:

Метут ли метели,

Звенят ли ветра –

По улицам Тулы

Идут мастера.

От умных машин

До нехитрых свистулек –

Всё делают с толком

В красавице Туле.

В. Степанов

2. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы

Воспитатель: Ребята, вы слышали народную пословицу «В Тулу со своим самоваром не ездят»? Как вы думаете, почему так говорят?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Как вы думаете, почему именно Тула стала самоварной столицей?

Первыми самовары стали делать оружейники, а в Туле было 50 оружейных фабрик. Слайд 2. Первый самовар в Туле изготовил оружейник Назар Лисицын в 18 веке.

- Ребята, как вы думаете, что значит само слово – «самовар»? (Сам варит). Слайд 3.

- Что варит самовар? (воду)

- А что мы делаем с водой, когда хотим выпить чаю? (кипятим)

- А 200 лет назад про воду говорили, как про еду. Воду тоже варили.

- Ребята, а у вас дома есть самовар?

А раньше самовар был в каждом доме. Посмотрите, как изображали русский быт известные художники. Слайд 4,5. Это был символ достатка, семейного уюта, благополучия. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей к детям. Ставили самовары не на кухне, а в гостиной, самоварный столик был украшением.

- Давайте рассмотрим изображения самоваров. Слайд 6. Как вы думаете, какой самовар получил такое название: «Ваза», «Желудь», «Арбуз»? Почему? (Похожи по форме). На форму самовара влияла мода времени. К концу 19 века в Туле выпускали более 150! фасонов самоваров.

- Как вы думаете, чем отличаются повседневные самовары и подарочные? (Украшением) Верно! Слайд 7. Самовары искусно украшали. Ручки, ножки, кран могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и прочее. На поверхности делали надписи и украшали различными узорами.

- Вы узнали, в каком стиле расписаны эти самовары? (гжель, хохлома)

3. Физкультминутка

Дети становятся в круг, выполняют упражнения

Самовар похож чайник Руки на поясе, надувают щеки

Очень важный, как начальник. Поднимают плечи, «пыхтят».

Вот фарфоровые чашки, Приседают, руки на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца кружатся, рисуя круг руками.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, потянуться, руки над головой

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос. Сделать общий круг.

Он посуду нам принес.

III. Творческая практическая деятельность.

1. Создание положительной мотивации

Воспитатель: А сейчас ребята вы станете тульскими мастерами! Я предлагаю вам украсить ваш самовар в стиле хохломы. Вы можете повторить узор или придумать свой. Кто знает, может, и наши самовары прославятся на весь мир!

2. Пальчиковая гимнастика

Воспитатель: А перед работой давайте разомнем свои пальчики.

Весёлая мышка перчатку нашла, Ладони раскрыты, пальцы растопырены.

Поворачивают руки то ладонью, то тыльной стороной вперед.

Гнездо в ней устроив, Ладони смыкаются «ковшом»

Детей позвала. Ладони раскрываются, пальцы делают «зовущий жест»

Им корочку хлеба дала пожевать, Кончиком большого пальца поочередно стучат по кончикам остальных пальчиков.

Отшлепала всех Хлопают в ладоши

И отправила спать. Ладони прижаты, кладутся под щеку.

Повторяется второй раз.

Погладила всех. Большой палец гладит остальные.

3. Рисование узора к самоварам

Дети расписывают самовары.

IV. Рефлексия.

1. Подведение итогов

– С каким предметом народного быта вы познакомились сегодня?

– Почему самовары пользовались такой популярностью?

– Где производят самые известные самовары?

Ответы детей.

2. Выставка рисунков

V. Литература

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»

2. О. В. Павлова «Познание предметного мира: комплексные занятия. Старшая группа». – Волгоград: Учитель, 2014

3. Л. Н. Калмыкова «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?» Картотека тематических пальчиковых игр., 2014

4. Степанов В. Стихи и сказки, М. : Оникс 21 век, 2004

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей 5–6 лет. «Хохломская роспись»Дидактическая игра для детей 5–6 лет. «Хохломская роспись» Когда я работала в старшей группе и мы знакомились с хохломской росписью, я решила сделать для ребят дидактическую игру "элементы хохломской.

Примерная циклограмма образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Первая половина дня Вторая половина дня Утро Индивидуальная работа (на основе педагогической диагностики). Совместная деятельность: – игровая;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Жил-был самовар…»
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 15:42
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Жил-был самовар…»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Азарова (УИ 268877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД