Анна Храмова
Конспект НОД «Пересказ сказки «Лиса и кувшин» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Пересказ сказки «Лиса и кувшин»
Публикация «Конспект НОД „Пересказ сказки „Лиса и кувшин“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
Речевое развитие: Совершенствовать умение рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу. Организовать процесс для активизации и обогащения словарного запаса детей. Продолжать учить пересказывать, используя в речи простые и сложные предложения. Развивать диалогическую и монологическую речь детей
Познавательное развитие: продолжать знакомить с УНТ и знакомить детей с понятием «доброта».
Социально-коммуникативное развитие: Сформировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей сочувствие, желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
Ход занятия:
1. Организационный этап:
Приветствие, стихи на организацию внимания.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дружок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
2. Подготовительный этап:
Поговорка «Злом отвечать на зло – плохо». Согласны?
Ребята, скажите, почему так говорят: «Делай добро и тебе будет добро»? (ответы
детей: добрые дела делать хорошо, добро возвращается добром, а зло-злом)
3. Основная часть.
Беседа с детьми.
Воспитатель: Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же волшебный сундук, а в нем книга и записка:
Уважаемые читатели!
Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому любознательному и сообразительному.
Чтобы сказку прочитать,
Её название сначала придётся угадать!
Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса)
(Выставить на мольберте изображение лисы, похвалить детей) .
– А вот вам и вторая загадка:
Горлышко узкое,
Круглые бока.
Нужен нам для молока.
И даже в жаркий день всегда
В нём холодная вода. (Кувшин)
(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку : это посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на мольберте изображение кувшина).
Воспитатель: перед нами и ответ. Вы догадались, как называется эта сказка? («Лиса и кувшин»)
Воспитатель: «Ребята, существует много сказок про лису. А какие сказки знаете вы, где лиса является главной героиней?» Ответы детей: «Лиса и журавль», «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лиса и Кот» и др.
Воспитатель: Молодцы, много знаете сказок о лисе.
Вопросы детям:
1. «Как в сказках называют лису ласково?» (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна)
2. А какой лису в сказках изображает автор? (Хитрой, умной, ласковой, выдумщицей, смышленой)
3. Можно ли, лису назвать ласково лисенок? (Нельзя)
4. А почему? (лисенок – это детеныш)
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин». Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас объясню
Словарная работа
«Жать» – это значит срезать под корень колосья пшеницы, ржи, убирать урожай с поля.
«подобралась» - тихо подбежала;
«вылакала» - выпила;
«кувшин не отстает» - не отпускает.
А сейчас, ребята, я вам прочитаю новую сказку «Лиса и кувшин». Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.
(Воспитатель читает сказку).
2. Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
- Кто пришел в поле?
Дети: (Баба)
-Что делала баба в поле?
Дети: (Жала рожь)
Жала хлеб - это значит, серпом срезала хлебные колосья. Серп — это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни комбайнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.
(Словарная работа сопровождается показом иллюстраций).
-Что, кроме серпа, принесла баба в поле?
Дети: (кувшин)
-Что было в кувшине?
Дети: (молоко)
-Для чего баба взяла в поле молоко?
Дети: (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока.)
-Куда баба поставила кувшин?
Дети: (за снопы)
-Кто нашел кувшин?
Дети: (лиса)
- Что сделала лиса?
Дети: (вылакала молоко)
- Как лиса достала молоко из кувшина?
Дети: (Всунула в кувшин голову.)
-Что потом случилось с лисой?
Дети: (Голова застряла в кувшине)
-Что лиса говорила кувшину?
Дети: («Отпусти меня. Пошутил — и будет».)
-Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису?
Дети: (Нет)
-Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса?
Дети: (Лиса)
-Что лиса стала делать?
Дети: (Стала топить кувшин)
-Утонул ли кувшин?
Дети: (Да)
-А лиса?
Дети: (Да)
-Удалось ли лисе перехитрить кувшин?
Дети: (Нет)
3. Физкультминутка.
Воспитатель показывает артикуляционные позы.
-голодная лиса
-лиса лакает молоко
-лиса облизывается,
-облизывая губы
-лиса наелась : «Вкусное молоко;
-сытая лиса.
Дети: втягивают щеки;
— совершают лакательные движения языком;
— совершают круговое движение языком
(верхнюю, а затем нижнюю);
—чмокают губами
— надуть щеки
4. Работа по мнемотаблице.
Пересказ сказки с использованием мнемотаблице (два – три ребенка)
Затем воспитатель проводит игру «Живые слова». Вызывает троих детей. Первый ребенок становится словом «рыжая», второй – словом – «лиса». Третье слово, завершающее предложение, называют дети: «крадется», «мчится», «несется» и т. д. Воспитатель выбирает одно слово и предлагает ребенку, назвавшему его встать рядом с первыми двумя детьми. Дети «читают» получившееся предложение: «Рыжая лиса крадется».
Затем педагог меняет детей местами.
Воспитатель: А сейчас какое предложение получилось? (Крадется рыжая лиса.)
Организуется игра «Угадай, какое слово заблудилось?». Воспитатель вызывает четверых детей и каждому дает слово – «кувыркается», «шустрый», «весело», «лисенок», предлагает повторить.
Воспитатель: Догадались, почему игра так называется? Правильно, слова стоят не по порядку, они «заблудились», и поэтому не очень понятно, что же говорится о лисенке. Подумайте, что нужно сделать, чтобы предложение стало понятным.
Дети предлагают варианты перестановок. Каждый раз называют слова в новой последовательности. Когда, наконец, получится предложение, воспитатель производит еще одну-две перестановки.
Аналогично проводится работа со словами – «лежит», «норы», «лиса», «около».
После чтения последнего предложения воспитатель предлагает детям-«словам» разойтись по комнате, а остальным – подозвать их и снова поставить так, чтобы получилось предложение «Около норы лежит лиса».
6. Подведение итогов
Воспитатель:
- С какой русской народной сказкой мы познакомились? («Лиса и кувшин»)
- Кто главные герои сказки? (Баба и лиса)
- Какой лиса оказалась в сказке? (Хитрая, жадная)
- Чему нас научила эта сказка? (Жадность до добра не доведет)
На этом наше путешествие в сказочную страну закончилось. И чтобы оно вам запомнилось надолго, я дарю вам на память кадры из него. Но они черно- белые, и я думаю, вам не составит труда их раскрасить, а дома родителям рассказать о нашем путешествии.
Со сказкой мы прощаемся и в группу возвращаемся