Марина Ишутинова
Конспект НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Путешествие по моей Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» (Духовно-нравственное воспитание).
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: - расширить и закрепить знания детей о глобусе; Родине, мире, гербе, флаге;
-продолжать знакомить детей с Россией;
- закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
- познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
- продолжать знакомить детей с малой Родиной;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию „Путешествие по моей Родине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- дать представление о том, что Михайловск является частью Ставропольского края;
- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;
- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);
- продолжать закрепление понятий о заповедях Божьих;
- продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Художественно-эстетическая», «Физическое развитие».
Задачи образовательной области в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие» :
- продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
-дать детям понятие о мире и войне;
-воспитывать в детях чувство любви к своей малой Родине.
«Развитие речи» :
- обогащать и развивать словарный запас;
- развивать умение связно говорить;
- развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
- развивать в детях умение внимательно слушать произведение;
- развивать в детях умение выделять главное в произведении;
- умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
«Физическое развитие» :
- развивать в детях координацию движений;
- развивать умение имитировать заданные словами движения.
«Художественно-эстетическое» :
- развивать мелкую моторику;
- развивать умение прикреплять и приклеивать предмет на заданном пространстве;
- развивать в детях музыкальный вкус;
- развивать в детях музыкальный слух;
- развивать в детях умение узнавать музыкальное произведение по его мелодии.
Предпосылки к учебной деятельности: Умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при участии в решении игровых и познавательных задач; имеет представление о символах и знаках России, Ставропольского края; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Оборудование для педагога: карта мира, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб Ставропольского края; гербы других стран и городов; портрет президента; рисунки детей по теме: «Герб моей семьи», музыкальные композиции: гимн России, песня «С чего начинается Родина?» песня «Солнечный круг», цветная бумага.
Оборудование для детей: карта мира, глобус; иллюстрации с изображением государственных символов России (герб, флаг); герб Ставропольского края; гербы других стран и городов; портрет президента, рисунки детей по теме: «Герб моей семьи», музыкальные композиции: гимн России, песня «Солнечный круг», цветная бумага.
Предшествующая работа:
- рассматривание иллюстраций по заданной теме;
- чтение художественной литературы о родной стране;
- заучивание стихотворений о родной Земле;
- рассматривание семейных фотографий;
- изготовление семейного герба (совместная работа детей и родителей);
- беседы по темам: «Моя Родина», «Моя семья», «Мой любимый город», «Я русский Человек», «Родина Бога – Царство Небесное».
Словарная работа: существительные: Бог, Родина, Отечество, мир, материк, гражданин, герб, флаг. Прилагательные: прекрасная, могучая, единственная, необъятная. Глаголы: защищать, воспевать, гордиться, тосковать, любить, радоваться.
Вводная часть (подготовительный этап).
Образовательная область (вид деятельности) :
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое
Формы работы:
Коммуникативная: беседа воспитателя; обозначение маршрута путешествия; вопросы о Земле, глобусе
Игровая: превращение воспитателя в экскурсовода, а детей в пилотов; игра-имитация «Мы – весёлые пилоты»
Восприятие музыкального произведения «С чего начинается Родина?». Образовательные задачи:
Мотивировать детей на следующую часть занятия
Расширить и закрепить знания детей о глобусе
Развивать в детях координацию движений;
Развивать умение имитировать заданные словами движения.
Развивать в детях музыкальный вкус;
Развивать в детях музыкальный слух;
Развивать в детях умение узнавать музыкальное произведение по его мелодии.
Целевые ориентиры:
Умеет эмоционально откликаться на слова игры-имитации
Имеет представления о Земле, о глобусе, как о модели Земли
Внимательно и с интересом слушает мелодию и слова песни
Звучит песня «С чего начинается Родина?». Дети заходят и садятся на стулья.
Молитва «Царю Небесный».
Содержание ННОД:
Воспитатель – экскурсовод встречает детей: Дети сегодня я хочу пригласить вас в путешествие. Путешествие это будет называться «Путешествие по моей Родине». Я буду экскурсоводом в этом путешествии, а вы – пилотами. Догадались, на чём мы с вами отправимся в путешествие? (На самолёте.) Но прежде мы отправимся в путешествие, я хочу показать вам нашу Землю. Что это? (Глобус). Правильно, это – глобус, уменьшенная модель нашей Земли. Ребята, а кто создал нашу Землю, кто её творец? (Бог). На нашей Земле много воды и суши, а также много стран. А сейчас одеваем шлемы и отправляемся в полёт.
Мы весёлые пилоты – полетим на самолёте!
И увидим мы тогда- и края и города…
Основная часть (содержательный этап).
Образовательная область (вид деятельности) :
Познавательное развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Формы работы:
Коммуникативная: беседа воспитателя; показ России на карте; ситуативно-деловая: ответы на вопросы воспитателя; представление семейных гербов детьми. Восприятие художественной литературы и фольклора: «История о мудреце».
Игровая: Игра-имитация «Мы – весёлые пилоты», физминутка (игра-имитация) «Я люблю свою бабулю…»
Изобразительная: Прикрепление ладошек – голосование за мир в России
Восприятие музыкальных произведений: гимна России, песни «Солнечный круг» Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с Россией; закреплять знания детей о том, что наша страна большая, красивая, необъятная;
-познакомить детей с географическим расположением нашей страны, материка, где мы живем, используя карту мира;
- продолжать знакомить детей с малой Родиной; дать представление о том, что Михайловск является частью Ставропольского края;
- продолжать учить детей самостоятельно и последовательно составлять описательные рассказы о стране, в которой мы живем, используя накопленные знания;
- закрепить знания детей о государственной символике России (герб, флаг);
-обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме;
- развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей;
-продолжать воспитывать у детей патриотические чувства к Родине;
-дать детям понятие о мире и войне;
-продолжать закрепление понятий о заповедях Божьих
-продолжать учить детей понимать и объяснять суть пословиц.
Расширить и закрепить знания детей о родине, мире, гербе, флаге. Знает название своей Родины.
Целевые ориентиры:
Знает название своей Родины.
Умеет отвечать на поставленные вопросы
Умеет взаимодействовать с воспитателем и сверстниками
Эмоционально откликается на просьбы воспитателя
Имеет представления о мире и войне
Знает символы и знаки России, Ставропольского края, г. Михайловска.
Знает заповеди Божьи
Содержание ННОД.
Воспитатель :
Аэропорт №1 «Адрес моей страны (моей Родины»).
– Мы живем в огромной прекрасной стране. Мы здесь родились и выросли. Это большая наша Родина. Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите ее имя? (Россия)
Один из ребят читает, заранее выученное, стихотворение «Наш дом» :
На карте мира не найдешь,
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем,
Свою страну, наш общий дом.
Далее воспитатель показывает территорию России на карте мира и еще раз уточняет название страны, показывает детям, что страна очень большая, необъятная, в ней много озер, морей и рек. Материк, на котором мы живем самый большой на Земле, и называется он – Евразия.
– Ребята, а как называем мы людей, которые живут в нашей стране? (россияне)
Далее воспитатель предлагает детям отыскать свою страну на глобусе.
– Ребята, а кто же управляет такой большой страной? (президент). Воспитатель уточняет, что одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей. Воспитатель показывает портреты президента страны. Интересно, а как же эти люди стали президентом или губернатором? (воспитатель уточняет, что их выбрал народ).
Аэропорт № 2. «Знаки и символы»
Воспитатель : Вторая наша станция называется «Знаки и символы». Обратите внимание на эти иллюстрации, у них есть что-то общее. Кто знает, что на них изображено? (гербы). Эти гербы разных стран. Герб объединяет людей, живущих в одной стране, является отличительным знаком государства. На нем старались изобразить что-то очень важное для страны. Каждый символ и цвет на гербе имеет свое значение. Давайте найдем герб нашей страны, и посмотрим на него внимательнее…
Ребенок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Герб России» :
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
Воспитатель вместе с детьми расшифровывают символы и цвета, изображенные на нашем гербе:
Орел – царь птица, это большая сильная птица. Золотой цвет – это символ солнца. А ещё золотой цвет – цвет Царства Божьего, Царства Небесного. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая – на Запад при едином теле – едином правлении. Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник (Святой Георгий Победоносец, сражающийся со змеем (драконом, что показывает на постоянную борьбу добра над злом. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь народов. Скипетр и держава в лапах орла – вера в Бога, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону. Итак, герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Сейчас в нашей стране России – мир! Что это значит? Это значит, что не свистят пули, не взрываются бомбы- нет войны! Но было время ребята, когда на нашу страну нападали, но наши люди (наши прабабушки, прадедушки) всегда побеждали. Наша страна никогда ни на кого не нападала, но могла защитить себя от врагов и всякого зла. А помогала нам вера в Бога, любовь к своей Родине. Всегда наша Россия славилась своими Святыми, которые в трудное время молились Богу о спасении нашей Родины, об её освобождении.
Далее все вместе рассматриваем другие гербы. Находят сходство и отличия нашего герба от других гербов.
– Кроме герба у нашей страны есть еще один государственный символ, который также как и герб, отличает нас от других стран. Кто мне подскажет, что это за символ? (флаг) Далее воспитатель показывает детям флаги других стран, на которых есть такие же цвета как на нашем флаге. (Чехия, Югославия, Словения, Хорватия, просит найти российский флаг.
– Как выглядит флаг нашей страны? С чем мы сравниваем эти цвета? (ответы детей). Ребёнок зачитывает, заранее выученное, стихотворение «Флаг России» :
Белый цвет-березка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Что такое гимн? Гимн — это главная песня страны.
Где сегодня вы слышали гимн? Как надо слушать гимн? (молча и стоя).
(прослушивание гимна)
Аэропорт №3 «Моя малая Родина - Мой город».
– Следующий аэропорт называется «Моя малая родина – мой город Михайловск». Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот город? (Михайловск). Да, это город Михайловск – наша малая Родина. – В честь кого наш город называется Михайловском? (Правильно, в честь Архистратига Михаила). Воспитатель рассказывает кратко об Архангеле Михаиле.
– Ребята а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб? Ребята рассматривают герб города Михайловска.
Щит четверочастный; в верхнем правом серебряном поле - серая труба с шлейфом дыма, обремененная круглой шестеренкой, в центре которой перекрещенные гаечный ключ и молоток с золотой ручкой. (Символизирует то, что здесь живёт рабочий класс). В другом верхнем лазоревом поле золотое восходящее солнце, обремененное сомкнутыми серебряными ладонями, держащими золотой колос. (Символизирует то, что в нашем районе собирают богатый урожай пшеницы, из муки которой пекут хлеб). В правом нижнем золотом поле обращенный вправо всадник на серой лошади в червлёной бурке и чёрной папахе с червлёным верхом, с шашкой на поясе (символизирует славных казаков). В другом нижнем серебряном поле лазоревый храм с серой крышей и двумя золотыми куполами, увенчанными золотыми же крестами". (Символизирует веру Православную). Щит обрамлён венком из золотистых пшеничных колосьев слева и мемориальных дубовых листьев справа, переплетенных трехцветной лентой с цветовой гаммой Государственного флага Российской Федерации, символизирующей почёт, славу и долголетие.
– Ребята, что вы можете рассказать про свой город? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (Рассказы детей).
-Ребята, а в каком крае мы живём? (Ставропольском). При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии. Рассказывают и о гербе Ставропольского края.
Герб Ставропольского края представляет собой геральдический щит с обрамлением. Геральдический щит разделен по горизонтали на две части. В верхней половине на голубом фоне помещен главный элемент исторического герба Ставропольской губернии, утвержденного в 1878 г., - на вершине серебряной горы изображение крепости, к воротам которой ведет дорога. Над воротами изображение пентаграммы (пятиугольник) как символа защиты и охраны. В нижнем поле щита на синем фоне золотым цветом изображена карта Ставрополья. В левой части карты, на месте расположения города Ставрополя, изображение прямого креста белого цвета. От него влево и вправо прочерчена линия, обозначающая сорок пятую параллель северной широты, на которой расположен город Ставрополь и которая пересекает территорию края. Щит обрамлен венком из листьев дуба и пшеничных колосьев. Венок переплетен лентой с цветовой гаммой Государственного флага Российской Федерации. Композицию венчает изображение двуглавого орла - главной фигуры Государственного герба Российской Федерации.
Аэропорт №4 «Мой род. Моя семья»
Воспитатель : – этот аэропорт называется (обращает внимание детей на семейные фотографии). Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья). Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родные, родственники). Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? Как можно назвать человека, который родился и живет в Михайловске? (Михайловчане). Люди, с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту - это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья. Вы слышите «родные», от слова «род», одинаково звучит, как и слово Родина. Род – семья.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром.
Как вы понимаете, что такое – семья?
(Ответы детей) Предполагаемые ответы:
«Семья – это на кого можно положиться и любимые люди»
«Семья – это самые близкие люди, самые родные и готовые в любую минуту помочь тебе, отдать за тебя и тебе все!»
«Семья – это «золотое», то без чего жить нельзя».
«Семья – это тогда когда родственники, это опора и друзья. Где все понимают друг друга». Счастливая семья – семья, в которой царит мир и любовь. Помните, заповедь Божью: «Любите друг друга, как я возлюбил вас».
Игра-имитация «Я люблю свою бабулю!»
- Скажите, а нашу группу можно назвать семьёй?
- Вы верно считаете, что и нашу группу можно назвать семьей, нашей маленькой родиной. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в детском саду, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря воспитателей называют вторыми мамами. Хочется, чтобы наша группа остался такой семьей до того как вы пойдете в школу и стала еще дружнее.
- Оглянитесь, нас 19 человек. И каждый из нас уникален. Но вместе мы - одна семья.
- Я хочу прочитать вам одну легенду. «Как появилась дружная семья».
Давным – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:
Понимание. Любовь. Уважение. Доверие. Доброта. Забота. Помощь. Дружба.
– Мы сегодня с вами говорили, что страны и города имеют свои отличительные знаки – гербы. Но герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, законы, традиции, занятия.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают семейные гербы, которые дети рисовали дома с родителями. Дети сами объясняют значение символов, нарисованных на своем гербе.
Ребята, если все люди нашей Родины не будут ссориться, будут любить и уважать друг друга, тогда в ней не будет войн и раздоров, будет мир. Давайте с вами проголосуем за мир в нашей Родине. Дети под музыку (песню) «Солнечный круг» прикрепляют заранее приготовленные ладошки на карту России.
Заключительная часть (Рефлексия).
Образовательная область:
Познавательное развитие
Социально-коммуникативная
Речевое развитие
Физическое развитие
Формы работы:
Коммуникативная: Рефлексия
Восприятие художественной литературы и фольклора: чтение стихотворения «Родина»
Игровая: игра-имитация «Мы – весёлые пилоты», «Прибытие в путь назначения» Образовательные задачи:
Научить детей делать выводы, связно говорить.
Целевые ориентиры:
Умеет делать выводы из услышанной и увиденной информации на занятии
Связно отвечает на вопросы воспитателя целыми предложениями
Эмоционально откликается на слова воспитателя.
Содержание ННОД:
Аэропорт№5 «Финишная»
– Наш маршрут закончился. В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
1. Как называется наша большая Родина, страна, в которой мы с вами живем?
2. Как называется наща малая Родина, наш город?
3. На какой улице ты живешь?
4. Что изображено на российском гербе?
5. Как называет людей, которые живут в Ставропольском крае? В городе Михайловске?
6. Какие цвета присутствуют на Российском флаге?
7. На каком материке мы живем?
8. Зачем стране нужен флаг?
9. Кто управляет нашей страной?
10. Назови столицу нашего государства?
11. Объясни пословицу «Всякому мила своя сторона», «Родная сторона мать, а чужая-мачеха».
12. Что нужно, чтобы в нашей стране был мир, не было войны?
Завершается «путешествие» стихотворением «Моя Родина» :
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.
Вот и закончилось наше путешествие.
Я хочу, чтобы вы, когда вырастите, были достойными гражданами нашей Родины России.
Молитва «Достойно есть».