Конспект НОД в старшей группе по образовательной области и познавательному развитию «Хлеб-наше богатство»

Светлана Юрьева
Конспект НОД в старшей группе по образовательной области и познавательному развитию «Хлеб-наше богатство»

Программное содержание:

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Познавательно - речевое развитие

Коммуникация.

Беседы с детьми по темам: «Что такое злаки и из чего пекут хлеб, «Пшеница», «Рожь», «Какие виды бывают хлеба». Свободное общение. Составление описательных рассказов по теме: «Почему надо беречь хлеб».

Познание.

Обобщающая беседа о хлебе. Описательные рассказы. Сравнительно- описательные рассказы (хлеб- булочка, булочка- батон). Разучивание загадок и скороговорок о хлебе. Совершенствование навыка пересказа.

Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, рисунков других детей.

Исследовательская деятельность: сравнение видов хлеба, поиск сходства и отличия.

Развивающие дидактические игры: «Разрезные картинки», «Чем похожи, чем отличаются», «Узнай по части», «Что перепутал художник?», «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом».

Конструктивная деятельность: «Геометрических фигур», «Головоломок».

Поисково - исследовательская деятельность: липкое- сухое.

Чтение художественной литературы.

Барыкин К. К. «Хлеб, который мы едим», Волобуев А. Т. 500 загадок обо всем для детей, Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире.

Социально - личностное развитие.

Социализация.

Сюжетно - ролевые игры: «Поездка на хлебное поле». Игра – драматизация «Хлебороб - пекарь».

Труд.

Создание книги – самоделки загадок на тему «Хлебные злаки».

Просеивание крупы, разделение семян, зерён (пшеница, рожь и др.).

Предварительная работа:

Беседа о сборе урожая хлеба;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;

Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

Воспитатель:

Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «Какой хлеб

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? (ответы детей).

II. Беседа на тему как хлеб попал в магазин.

Воспитатель:

А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб? (ответы детей)

Воспитатель:

А что такое мука, из чего её получают? (из зерен).

Воспитатель:

Правильно. А из чего получают муку? (ответы детей).

Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? (ответы детей).

Воспитатель:

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его (тракторист).

Воспитатель:

А что делает трактор в поле? (ответы детей).

Воспитатель:

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

III. Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Воспитатель:

Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне? (комбайнер).

Воспитатель:

Что же делает комбайн? (ответы детей).

Воспитатель:

Собирает колосья.

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.

Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.

А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов? (ответы детей).

На мельницу.

Воспитатель:

Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука? (ответы детей).

Воспитатель:

Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.

IV. Опытно экспериментальная деятельность.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй. (2 раза)

И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины.

А что еще пекут из муки кроме хлеба?

Дети:

Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.

Воспитатель:

А как все эти продукты называются одним словом?

Дети:

Хлебобулочные изделия.

Воспитатель:

Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?

Дети:

(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).

«Без хлеба – нет обеда».

«Хлеб – батюшка, вода – матушка».

«Будет хлеб – будет и песня».

«Много свету – много хлеба».

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь».

«Хлеб надо всегда доедать».

«Хлеб нельзя бросать на пол».

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда».

Воспитатель:

Дети, скажите пожалуйста, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Дети:

Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.

Воспитатель:

Какие машины помогают хлеборобам?

Дети:

Трактора, комбайны, грузовые машины.

Воспитатель:

Как нужно относится к хлебу?

Дети:

Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

V. Задание № 1. «Для кого что»

Содержание. На бланке изображены лица хлебороба и пекаря, найти надо их орудия труда. Участникам необходимо установить соотношения между этими элементами.

Инструкция. Для выполнения следующего задания приготовьте 2 цветных карандаша: синий и красный. Отгадайте задание №1, которое называется «Для кого что» (воспитатель демонстрирует бланк ответа детям).

В центре наших бланков изображены портреты хлебороба и пекаря. Портрет пекаря изображен левее портрета хлебороба. Вокруг портретов изображены традиционные детали орудий труда этих героев. В задании необходимо соединить детали орудий труда с соответствующим героем. Для хлебороба используйте красный цвет, а для пекаря- синий.

Задание ясно? Если есть вопросы задайте их сейчас. Если вопросов нет, начинаем работать. Время работы 3-минуты.

VI. Рефлексия.

Воспитатель:

Ну вот наше путешествие подошло к концу и наш хлебушек уже тоже испекся.

- что нового и интересного вы узнали?

- что вам больше всего понравилось? Почему?

- что было трудным? Что вы расскажете родителям о хлебе?

Теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Дети получают угощения.

Публикации по теме:

Конспект беседы в старшей группе «Лес — наше богатство» Цель: Расширение и углубление знания детей о природе Задачи: 1. Образовательные: Дать понятие «Лес», польза леса и деревьев. 2. Развивающие:.

Конспект НОД по развитию речи по обучению грамоте в подготовительной группе «Доброта — наше богатство!» .

Конспект НОД «Волшебный сундучок» для образовательной области по познавательному развитию по ФЭМП Цель: закрепление умения сравнивать предметы и группы предметов. Задачи: 1. ОО «Познавательное развитие» - развивать умение сравнивать.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по образовательной области и познавательному развитию «Хлеб-наше богатство»
Опубликовано: 12 июня 2019 в 18:57
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 июня. День поделок из кукурузного талаша на МААМ

Наступает пора созревания и уборки кукурузы. А это значит, что люди творческого склада могут рассчитывать на большое количество замечательного природного материала для создания поделок – кукурузного...

27 июня. Всемирный день рыболовства

«Ловись, рыбка, большая и маленькая» — известная поговорка из русской народной сказки вполне может стать девизом Всемирного дня рыболовства, который отмечается 27 июня. Это праздник профессионалов и...

Фотоочерк «Резьба по дереву на Руси»
Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества – вырезывание из...
Беседа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста «Особенности направления...
Цель: рассказать детям об особенностях и названиях направлений ветров на море. Краткое описание беседы Ребята, вы заметили, что на берегу моря...
Картотека «Загадки о кошках, котах и котятах»
39 загадок про кошку Фото из окна. Соседская кошечка у меня в саду. *** Мохнатенькая, усатенькая. Сидит, песни поёт. ( Кошка) *** В мягких...