Елена Черепанова
Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ННОД
ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»
СТАРШАЯ ГРУППА
воспитатель детского сада № 36 «Искорка»,
Черепанова Елена Владимировна
г. Феодосия
2017 г.
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Познавательные:
Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.
Публикация «Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать исследовательские навыки. Упражнять детей в практическом и умственном экспериментировании, умении сравнивать, анализировать, делать выводы, обоснования. Развивать сообразительность, гибкость мышления.
Развивать интерес к природе родного края.
Содействовать формированию интереса к неживой природе – камням.
Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть (тонет в воде, тяжелый).
Закрепить навыки работы с увеличительным стеклом.
Познакомить с художественной литературой «Легенда о камне»
Познакомить с игровым пособием В. В. Воскобовича «Волшебные Гонзики».
Речевые:
Развивать в детях коммуникативность, умение рассуждать, высказываться без страха ошибиться.
Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.
Художественно-эстетические:
Развивать творчески активную личность, умеющую видеть прекрасное в природе. Развивать способность восхищаться разнообразием цвета, рисунка, цвета камней.
Эмоционально-ценностные:
Обогащать внутренний мир детей позитивными эмоциями – радость, удивление, интерес.
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к природе, отклик на музыкальное сопровождение во время работы
Физические:
Упражнять в выполнении движений по словесным указаниям, развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Активизация словаря: шершавый, гладкий, мокрый, тяжелый, морские камни, горные камни.
Материал: игровое пособие В. В. Воскобовича «Волшебный Гонзик», наборы камней для каждого ребенка, коллекция из наборов различных камней, магнитофон с записью шума моря, стаканчики с водой, доски, пластилин, салфетки, поднос, макет горы, конфеты для угощения.
Предварительная работа: сбор камней разного вида, структуры, размера, цвета.
Ход ННОД.
-Здравствуйте, ребята, Меня зовут Елена Владимировна. Я пришла к вам не одна, а со своим другом Гонзиком. Вот он какой… Гонзик очень любознательный малыш. Посмотрите, какие у него красивые глаза, которые все вокруг замечают.
Ребята, а вы внимательные?
Сережа, что интересного ты увидел, когда шёл в детский сад?
А ты, Ксюша?
Знаете, ребята, мы с Гонзиком очень любим путешествовать по Крыму. Недавно мы с ним гуляли по берегу моря возле горы Кара-Даг.
- Кто из вас знает, что это за гора и где она находится ( ответы детей: потухший вулкан, возле посёлка Коктебель)
- Так вот когда мы там гуляли, Гонзик насобирал много красивых камушков и сделал из них для меня вот такие бусы.
Вам нравятся?
А что еще из таких камней можно сделать? (серьги, бусы, браслет, кольца и другие украшения и изделия)
- А кто знает, как называются эти камни? (драгоценные и полудрагоценные)
Ребята, а хотите Гонзик расскажет вам легенду? Садитесь в кружочек на ковре и внимательно слушайте.
«Легенда о камне»
«Где-то далеко на облаке жил Бог Неба со своей дочерью. Однажды ей на день рожденья он подарил волшебное зеркало для того, что бы она смогла спускаться с неба на землю. С тех пор дочь бога Неба приходила в разные города и сёла и жила среди людей, но всегда возвращалась к отцу домой. Однажды она встретила очень красивого юношу, полюбила его и решила не возвращаться. Бог неба очень разозлился, выхватил из рук дочери зеркало и разбил его. Оно разлетелось на тысячи осколков. А юношу и его односельчан превратил в камни. Существует придание, что когда-нибудь эти камни оживут, но случится это только тогда, когда на всей земле будет мир, а все люди будут совершать только добрые дела!» Но это легенда.
Ребята, хотите узнать откуда на самом деле появились камни? Или кто-то из вас уже знает и нам всем расскажет (ответы детей)
Ребята, Гонзик вам хочет что-то показать. Подходите к столу. (Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоим макет горы, поднимает накидку)
- Что это? (гора)
Игра «Доскажи слово»
- Гонзик, а что ты мне дал? Это же камень. Он откололся от большой горы. Давайте, будем рассказывать вместе с Гонзиком. Он буде начинать, а вы заканчивать словосочетание. На эту гору из года в год лился проливной (дождь, падал белый, пушистый (снег, дул сильный… (ветер, на него светило жаркое (солнце). И гора не выдержала и рассыпалась на мелкие (камни).
Молодцы!
А теперь, вы в круг вставайте!
Физминутку начинайте!
Физминутка “Гора”
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся (По сигналу воспитателя разбегаются в стороны.)
камешки прочь.
Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
- Гонзик хочет потрогать камни. А вы хотите (Да)
Дидактическая игра «Опиши камень»
Какие на ощупь горные камни? (Горные камни с неровными, острыми краями, шершавые, пористые, бугристые)
- Посмотрите, вот этот камень называется гранит. Какой он? (Твердый, серый)
- Это ракушечник. Какой он? (оранжевый, хрупкий, дырочками)
-Это глина. Какая она? (Темная, серая, с острыми краями)
- Это известняк. Какой он? (Белый, крошится, неровный)
Упражнение на релаксацию.
Ребята, сядьте удобно на ковёр. Сейчас я включу музыку, а вы закройте глаза и вслушайтесь в неё. (Звучит спокойная музыка с шумом волн и перекатом камней) Слышите, как шумит море, как волны набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга.
(В это время воспитатель раскладывает морские камни на ковре).
- Открывайте глаза. Что вы видите? (морские камни)
Возьмите их в руку. Посмотрите на камни, потрогайте их и скажите:
- Какие они? Какой формы? Какая у них поверхность, какие края? (дети рассматривают, гладят камни и говорят о своих ощущениях – гладкие, твёрдые, холодные, овальные, круглые).
- Какие края у морских камней? (гладкие, округлые)
Почему они такие? (ответы детей)
Да, такими гадкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими – безединого уголка.
- Какой можно сделать вывод? Морские камни гладкие, холодные, разной формы, с округлыми краями.
- Ребята, Гонзик хочет, что бы мы с помощью опытов узнали и закрепили свойства камней. Я приглашаю вас за столы, где находится оборудование для опытов.
Исследовательская деятельность
Опыт № 1 «Камни разного размера»
- Выложите на доске камни. Рассмотрите камни, потрогайте их. Найдите самый маленький камень, самый большой. Выложите все камни по размеру, от самого маленького до самого большого.
Какой сделаем вывод?
Вывод: камни разные по размеру.
Опыт № 2 «Разные по цвету и имеют разный рисунок»
- Найдите самый светлый камень. Самый тёмный камень. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Рассмотрите рисунки на камнях. Что вы можете о них сказать? (Рисунки разные, есть круги, пятна, полоски, волнистые линии, дуги, точки)
Вывод: Какой можно сделать вывод из наших наблюдений? (камни бывают разного цвета, имеют разный рисунок)
Переходим к следующему опыту.
Опыт № 3»Твёрдость камней»
-Дети, у вас на столе лежит пластилин. Возьмите в одну руку камень, а в другую- пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? (смялся, изменил форму) Почему он смялся? (Пластилин мягкий, легко сжимается, можно раздавить, разделить на кусочки). Что произошло с камнем? Почему? (Камень плотный., твердый, его нельзя смять, не меняет форму).
Какой можно сделать вывод после этого опыта?
Вывод: Камень твердый, плотный, его нельзя разделить на части, смять
Опыт № 4 «Плавучесть».
- Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)
- Давайте проведем опыт и проверим, так ли это. Подвиньте к себе стаканчики с водой. Опустите камень в воду. Что произошло? (Камень опустился на дно). Какой вывод можно сделать?
Вывод: камни тяжелые, плотные, поэтому тонут в воде.
Опыт № 5 «Мокрый камень»
А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым) Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? Почему?
Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сырые камни блестят, становятся ярче, лучше видно рисунок. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)
Ребята, встаньте и подойдите ко мне. Гонзик очень рад, что сегодня он узнал очень многое о камнях. Посмотрите, у меня камушек в руках. Повторяйте за мной: Камень, камень
Возьми тепло моих рук,
Жар моего сердца
И подари другу.
Катя, бери камень в ладошки и говори, что нового ты узнала о камнях? Передавай другому. (Дети передают камень друг другу, говоря, что нового узнали).
- Ой ребята, а камень–то стал такой теплый, вы согрели его теплом своихрук.
Значит можем сделать вывод, что камень может нагреваться.
Релаксация.
- Друзья, подойдите и возьмите каждый по камню. Нарисуйте им глазки, ротик. Найдите ушко и расскажите свой секрет. Закройте ушко пальчиком, и он сохранит вашу тайну.
- Вы такие хорошие ребята, такие молодцы! Мы с Гонзиком с вами прощаемся и дарим вам конфетки, морские камешки. До свидания!