Папки-передвижки

Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни»

Елена Черепанова
Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни»

КОНСПЕКТ ННОД

ПО ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ КАМНИ»

СТАРШАЯ ГРУППА

воспитатель детского сада № 36 «Искорка»,

Черепанова Елена Владимировна

г. Феодосия

2017 г.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Познавательные:

Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.

Публикация «Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности „Удивительные камни“» размещена в разделах

Развивать исследовательские навыки. Упражнять детей в практическом и умственном экспериментировании, умении сравнивать, анализировать, делать выводы, обоснования. Развивать сообразительность, гибкость мышления.

Развивать интерес к природе родного края.

Содействовать формированию интереса к неживой природе – камням.

Учить детей классифицировать камни по признакам : размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть (тонет в воде, тяжелый).

Закрепить навыки работы с увеличительным стеклом.

Познакомить с художественной литературой «Легенда о камне»

Познакомить с игровым пособием В. В. Воскобовича «Волшебные Гонзики».

Речевые:

Развивать в детях коммуникативность, умение рассуждать, высказываться без страха ошибиться.

Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения.

Художественно-эстетические:

Развивать творчески активную личность, умеющую видеть прекрасное в природе. Развивать способность восхищаться разнообразием цвета, рисунка, цвета камней.

Эмоционально-ценностные:

Обогащать внутренний мир детей позитивными эмоциями – радость, удивление, интерес.

Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к природе, отклик на музыкальное сопровождение во время работы

Физические:

Упражнять в выполнении движений по словесным указаниям, развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Активизация словаря: шершавый, гладкий, мокрый, тяжелый, морские камни, горные камни.

Материал: игровое пособие В. В. Воскобовича «Волшебный Гонзик», наборы камней для каждого ребенка, коллекция из наборов различных камней, магнитофон с записью шума моря, стаканчики с водой, доски, пластилин, салфетки, поднос, макет горы, конфеты для угощения.

Предварительная работа: сбор камней разного вида, структуры, размера, цвета.

Ход ННОД.

-Здравствуйте, ребята, Меня зовут Елена Владимировна. Я пришла к вам не одна, а со своим другом Гонзиком. Вот он какой… Гонзик очень любознательный малыш. Посмотрите, какие у него красивые глаза, которые все вокруг замечают.

Ребята, а вы внимательные?

Сережа, что интересного ты увидел, когда шёл в детский сад?

А ты, Ксюша?

Знаете, ребята, мы с Гонзиком очень любим путешествовать по Крыму. Недавно мы с ним гуляли по берегу моря возле горы Кара-Даг.

- Кто из вас знает, что это за гора и где она находится ( ответы детей: потухший вулкан, возле посёлка Коктебель)

- Так вот когда мы там гуляли, Гонзик насобирал много красивых камушков и сделал из них для меня вот такие бусы.

Вам нравятся?

А что еще из таких камней можно сделать? (серьги, бусы, браслет, кольца и другие украшения и изделия)

- А кто знает, как называются эти камни? (драгоценные и полудрагоценные)

Ребята, а хотите Гонзик расскажет вам легенду? Садитесь в кружочек на ковре и внимательно слушайте.

«Легенда о камне»

«Где-то далеко на облаке жил Бог Неба со своей дочерью. Однажды ей на день рожденья он подарил волшебное зеркало для того, что бы она смогла спускаться с неба на землю. С тех пор дочь бога Неба приходила в разные города и сёла и жила среди людей, но всегда возвращалась к отцу домой. Однажды она встретила очень красивого юношу, полюбила его и решила не возвращаться. Бог неба очень разозлился, выхватил из рук дочери зеркало и разбил его. Оно разлетелось на тысячи осколков. А юношу и его односельчан превратил в камни. Существует придание, что когда-нибудь эти камни оживут, но случится это только тогда, когда на всей земле будет мир, а все люди будут совершать только добрые дела!» Но это легенда.

Ребята, хотите узнать откуда на самом деле появились камни? Или кто-то из вас уже знает и нам всем расскажет (ответы детей)

Ребята, Гонзик вам хочет что-то показать. Подходите к столу. (Дети с воспитателем подходят к столу, на котором стоим макет горы, поднимает накидку)

- Что это? (гора)

Игра «Доскажи слово»

- Гонзик, а что ты мне дал? Это же камень. Он откололся от большой горы. Давайте, будем рассказывать вместе с Гонзиком. Он буде начинать, а вы заканчивать словосочетание. На эту гору из года в год лился проливной (дождь, падал белый, пушистый (снег, дул сильный… (ветер, на него светило жаркое (солнце). И гора не выдержала и рассыпалась на мелкие (камни).

Молодцы!

А теперь, вы в круг вставайте!

Физминутку начинайте!

Физминутка “Гора”

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И камешки теряет. (Дети медленно отходят назад)

И каждый день,

И каждую ночь

Катятся, катятся (По сигналу воспитателя разбегаются в стороны.)

камешки прочь.

Раскатились камешки, (Прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

- Гонзик хочет потрогать камни. А вы хотите (Да)

Дидактическая игра «Опиши камень»

Какие на ощупь горные камни? (Горные камни с неровными, острыми краями, шершавые, пористые, бугристые)

- Посмотрите, вот этот камень называется гранит. Какой он? (Твердый, серый)

- Это ракушечник. Какой он? (оранжевый, хрупкий, дырочками)

-Это глина. Какая она? (Темная, серая, с острыми краями)

- Это известняк. Какой он? (Белый, крошится, неровный)

Упражнение на релаксацию.

Ребята, сядьте удобно на ковёр. Сейчас я включу музыку, а вы закройте глаза и вслушайтесь в неё. (Звучит спокойная музыка с шумом волн и перекатом камней) Слышите, как шумит море, как волны набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга.

(В это время воспитатель раскладывает морские камни на ковре).

- Открывайте глаза. Что вы видите? (морские камни)

Возьмите их в руку. Посмотрите на камни, потрогайте их и скажите:

- Какие они? Какой формы? Какая у них поверхность, какие края? (дети рассматривают, гладят камни и говорят о своих ощущениях – гладкие, твёрдые, холодные, овальные, круглые).

- Какие края у морских камней? (гладкие, округлые)

Почему они такие? (ответы детей)

Да, такими гадкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими – безединого уголка.

- Какой можно сделать вывод? Морские камни гладкие, холодные, разной формы, с округлыми краями.

- Ребята, Гонзик хочет, что бы мы с помощью опытов узнали и закрепили свойства камней. Я приглашаю вас за столы, где находится оборудование для опытов.

Исследовательская деятельность

Опыт № 1 «Камни разного размера»

- Выложите на доске камни. Рассмотрите камни, потрогайте их. Найдите самый маленький камень, самый большой. Выложите все камни по размеру, от самого маленького до самого большого.

Какой сделаем вывод?

Вывод: камни разные по размеру.

Опыт № 2 «Разные по цвету и имеют разный рисунок»

- Найдите самый светлый камень. Самый тёмный камень. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Рассмотрите рисунки на камнях. Что вы можете о них сказать? (Рисунки разные, есть круги, пятна, полоски, волнистые линии, дуги, точки)

Вывод: Какой можно сделать вывод из наших наблюдений? (камни бывают разного цвета, имеют разный рисунок)

Переходим к следующему опыту.

Опыт № 3»Твёрдость камней»

-Дети, у вас на столе лежит пластилин. Возьмите в одну руку камень, а в другую- пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? (смялся, изменил форму) Почему он смялся? (Пластилин мягкий, легко сжимается, можно раздавить, разделить на кусочки). Что произошло с камнем? Почему? (Камень плотный., твердый, его нельзя смять, не меняет форму).

Какой можно сделать вывод после этого опыта?

Вывод: Камень твердый, плотный, его нельзя разделить на части, смять

Опыт № 4 «Плавучесть».

- Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)

- Давайте проведем опыт и проверим, так ли это. Подвиньте к себе стаканчики с водой. Опустите камень в воду. Что произошло? (Камень опустился на дно). Какой вывод можно сделать?

Вывод: камни тяжелые, плотные, поэтому тонут в воде.

Опыт № 5 «Мокрый камень»

А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым) Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие? Почему?

Какой можно сделать вывод?

Вывод: Сырые камни блестят, становятся ярче, лучше видно рисунок. (Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Ребята, встаньте и подойдите ко мне. Гонзик очень рад, что сегодня он узнал очень многое о камнях. Посмотрите, у меня камушек в руках. Повторяйте за мной: Камень, камень

Возьми тепло моих рук,

Жар моего сердца

И подари другу.

Катя, бери камень в ладошки и говори, что нового ты узнала о камнях? Передавай другому. (Дети передают камень друг другу, говоря, что нового узнали).

- Ой ребята, а камень–то стал такой теплый, вы согрели его теплом своихрук.

Значит можем сделать вывод, что камень может нагреваться.

Релаксация.

- Друзья, подойдите и возьмите каждый по камню. Нарисуйте им глазки, ротик. Найдите ушко и расскажите свой секрет. Закройте ушко пальчиком, и он сохранит вашу тайну.

- Вы такие хорошие ребята, такие молодцы! Мы с Гонзиком с вами прощаемся и дарим вам конфетки, морские камешки. До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Солнечные зайчики» Цели: помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков».

Конспект открытого занятия по поисково-исследовательской деятельности «Жилища разных стран» Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе"Колобок" "Жилища разных стран" Дата: Цель: Создание социальной ситуации.

Конспект поисково-исследовательской деятельности «Превращение бумажной снежинки»Конспект поисково-исследовательской деятельности «Превращение бумажной снежинки» Рекомендуется проводить с детьми старшей группы. Цель: дать детям представление о том, как ведет себя бумага при намокании. Задачи: Развивающие:.

Конспект проведения совместной деятельности взрослого и детей по организации поисково-исследовательской деятельности Конспект проведения совместной деятельности взрослого и детей по организации поисково-исследовательской деятельности в подготовительной.

НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды»НОД по исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Эти удивительные ягоды» Задачи: 1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лимоне, клюкве, шиповника и его свойствах.

Опыт работы по экспериментированию с использованием ППРС в поисково-исследовательской деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 "Светлячок" города Лесосибирска" Опыт работы по.

Открытое занятие по поисково-исследовательской деятельности «Поможем зайчику вернуть дом» Конспект занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе "Колобок" Дата:29.03.17 Тема: "Поможем зайчику вернуть дом".

Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников». 1 слайд Добрый день, уважаемое жюри, коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы по теме: «Организация.

Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментированияРазвитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования Презентация[/b] Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования. [/b] Подготовительная группа. [/b].

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Автор публикации:
Конспект ННОД в старшей группе по поисково-исследовательской деятельности «Удивительные камни»
Опубликовано: 14 мая 2017 в 11:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД